Тактика "помощи" рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо узнать вкус успеха". Тактика "помощи", в основном рассчитана именно на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой. Кредо тактики содействия": "Ты всегда можешь совершить выбор - попробуй проверить себя! ". Главные условия перехода к тактикам "содействия" и взаимодействия": - ребёнок объективно и субъективно не является "жертвой
обстоятельств"; - у него достаточно стабильное эмоциональное состояние;
его самооценка не занижена. Педагог в тактике "содействия" "не работает на
будущее ребёнка", & создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в
будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Тактика
помощи Тактика солсйствия.
6.П0ддерживающая позиция педагога: особенности взаимоцействия.
ПП обладает гибкостью и вариативностью. Она имеет единую
концептуальную основу, но предполагает тактическое многообразие. Оно
представлено тактиками -защиты; помощи; соцействия; и взаимодействия.
ТАКТИКА ЗАЩИТЫТактика защиты выбирается педагогом тогда, когда
действия ребёнка блокирует страх, ребёнок не проявляет активности и
стремления в решении проблемы.
Кредо защиты: ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.
Тактика защиты,- это утверждение презумпции невиновности. Педагог,
защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры».
Педагог-адвокат защищает право ребёнка: быть успешным; не уметь делать
то, что умеют делать все; право на поиск, пробу и ошибку; право отстаивать
своё достоинство; право на защиту своих прав. Правда, такая позиция иногда
приводит к непониманию в коллективе, Однако, в конечном счёте
выигрывают все. И главное,- сам ребёнок. Когда педагог понимает, что не
будет услышан в позиции «адвоката», и что ребёнка могут втянуть в
дальнейшие конфликты и разбирательства, педагог может занять позщ№
«буфера», принимая часть удара на себя.
ТАКТИКАПОМОЩИ.
Тактика помощи выбирается в случаях, когца ребёнок не верит в себя. Она
направлена на создание условий, при которых ребёнок получает возможность
действовать в атмосфере эмоционального комфорта. Кредо помощи: ребёнок
многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы.
Нужно помочь ему убедиться в этом. Причём, помощь более эффективна,
если её опережает тактика защиты, освобождающая «безопасное
пространство» для пробы сил. Ребёнку нужен успех, и тактика помощи
может создать для этого условия. Ситуация успеха- это субъективное
переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно
выполненной деятельности.
7.Технология проектной деятельности: понятие, структура, примеры.
Технология проектной деятельности - целенаправленная деятельность по
определенному плану для решения поисковых, исследовательских,
практических задач по любому направлению содержания образования.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в
мировой педагогике. Цель данной технологии - развитие свободной
творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности
является самостоятельная деятельность детей - исследовательская,
познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает
окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом
проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с
высокой степенью самостоятельное… группой детей, объединенных в
данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не
только поцтотавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает
организовать жизнь в настоящем.
Организация проектной деятельности укладывается в структуру
деятельности:
мотив-›проблема -› цель -› задачи -› метоцы и способы -› план
действия
результат -› рефлексия и предполагает несколько этапов:
1. - погружение в проект;
2. - организация деятельности;
3. - осуществление деятельности;
4. презентация результатов.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных представлений о её конечном продукте и как следствие этого
06 этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и
рефлексию результатов деятельности.
Структура деятельности учителя и учетшка
и использовании метода п оектов.
деятельности
и}… о мации
СВОЮ Деятельность ВЫЯВИТЬ Недостатки
Пример ПД:
Одним из важных длительных проектов в моих классах является работа по
теме «Моя малая Роцина». В рамках данного проекта в третьем классе
организована работа по изучению истории роцного поселка. места «где я
живу». Класс разделен мною на группы (по месту жительства). Каждая
группа выполняет поисковую и оформительскую работу. В каждой группе
естъ аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. В ходе
работы над данным проектом дети (по группам):
находили материал об истории ближайших поселков (Ново-Воронино,
Бортнево, Митрополье и так далее);
находили материал о трудовой жизни людей, живущих в этих поселках:
находили материал о воинском подвиге и славе живущих и погибших
участниках Великой Отечественной войны (ВОВ);
дети вместе с родителями посетили памятник участникам ВОВ, провели
уборку территории вокруг памятника.
8.Технологии диалогового взаимоцействия: понятие, структура, пример.
Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального
использования и развития способностей. знаний, умений и навыков субъекта
деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают
активное погружение в деятельность, благодаря которой каждый участник
совместного диалогового взаим0действия не только осознает необходимость
приобретения основных умений коммуникативной деятельной личности, но
и разберется в способах их развития.
Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких
(это когда один говорит. а остальные слушают) является необхотшмым и
достаточным условием для организации учебной деятельности,
осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной
парной, групповой и коллективной- работы в парах сменного состава) будем
называть технологиями диалогового взаимолействия.
Технологии диалогового взаимодействия являются наиболее подходящей
формой обучения и воспитания. Именно она дает возможность ученику
работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки ‚а учителю
позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному
общению с учениками.
Структра
Ученик
Пример
Форма диалогового общения - «большой круг» проходит в три этапа На 1
этапе учащиеся размещаются на стульях в большом кругу. Учитель
формулирует проблему. На 2 этапе каждый ученик индивилуально в течение
8 - 10 минут записывает своё предложение. 3 этап - по кругу каждый ученик
зачитывает написанное, предлагаемое им решение.
9.Мсгапре:шетные умения, как результат технологии диалогового
взаимодействия
Организация диалогового взаимодействия способствует развитию
мегапредмсгных учебных действий: коммуникативных, регулятивных,
личностных, познавательных. Конструктивное, содержательное,
равноправное общение - одно из важнейших условий всестороннего
развития личности. Ученик в диалоге - это не «потребитель знаний», а
активный участник процесса их добывания.
Результашвность шталогового взаимолсйствия проявляется в способности
ребенка
ставить цели (учебные задачи);
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
давать развернутые ответы, грамотно применять термины;
воспроизводить учебный материал для одноклассника, слушать его,
объяснять ему;
общаться между собой уважительно и по делу;
спокойно вступать в диалог со взрослыми, не бояться задавать
вопросы, правильно их формулируя;
планировать действия
котролировать, оценивать и исправлять свою деятельность;