На перегоне применяется аппаратура КЭБ, поэтому увеличивается срок замены приборов вместо одного раза в год (трансмитерные и дешифраторная ячейка) и импульсных реле, таких как ИВГ, ИМВШ-110 или ТШ-65 (раз в 6 месяцев) до 10 лет, тем самым, уменьшая время подготовки и проверки в КИПе. Отсутствие слабых мест в АБ (импульсных и конденсаторных элементов), наименее ненадежных элементов - является большим достоинством автоматической блокировки с аппаратурой на новой элементной базе – КЭБ, и позволяет повысить безотказность устройств АБ, безопасность движения поездов, сократить время простоя на перегоне, увеличить участковую скорость перегона.
Главной технической задачей дистанции является обеспечение надежной работы устройств автоматики и связи. Основным недостатком числовой кодовой автоблокировки является низкая надежность электромеханических устройств. Они в процессе эксплуатации находятся в постоянной динамике, в связи, с чем быстро вырабатывают свой ресурс. Периодичность обслуживания некоторых типов реле работающих в динамическом режиме, составляет 6 месяцев. Большое число отказов числовой кодовой автоблокировки вызвано неустойчивой работой системы при отклонении от средней величины напряжения питания. Кроме этого, за длительный период эксплуатации обнаружен ряд недостатков, приводящих к опасным отказам.
|
|
Необходимость сокращения расходов на техническое обслуживание и повышение надежности работы устройств, возрастающие требования по обеспечению безопасности движения поездов обусловили создание новых систем интервального регулирования поездов.
Приоритетными задачами при создании системы КЭБ являлись минимизация капитальных затрат на внедрение и снижение расходов на эксплуатацию, с устранением основных недостатков числовой кодовой автоблокировки.
КЭБ предназначена для реконструкции числовой кодовой автоблокировки путем замены в сигнальных установках и частично на станциях электромеханических устройств работающих в импульсном режиме, на электронные с сохранением ординат сигналов и существующих рельсовых цепей.
Наиболее часто встречающиеся отказы приборов автоблокировки приведены в таблице 3.1. Например, отказы импульсных реле составляют 11% общего числа отказов приборов и 2,35% общего числа отказов систем автоблокировки.
Таким образом, внедряя КЭБ из работы изымаются наиболее ненадежные устройства по вине которых происходит 64,5 % общего числа отказов приборов, а в системе автоблокировки дающие 13,75 % отказов.
Для решения вопроса о целесообразности автоматизации функций управления необходимо уметь оценивать ее влияние на сокращение потерь в процессах перевозок, возникающих из-за неоптимальных действий оперативного персонала. Выполнение столь сложной оценки требует глубокого изучения содержания и условий труда оперативного персонала. Только на этой основе возможно правильное обоснование этапов автоматизации управления процессами перевозок и рациональное распределения процессами перевозок и рациональное распределение функций между человеком и техникой.
|
|
Таблица 4.1 – Отказы приборов АБ
Приборы | Число отказов, % | |
Приборов в АБ | Системы АБ | |
КПТШ | 20,0 | 4,30 |
Реле ТР | 17,5 | 3,70 |
Ячейки дешифраторные | 16,0 | 3,40 |
Реле нейтральные | 2,5 | 0,50 |
Разъемы плат нейтральных реле | 12,3 | 2,50 |
Реле импульсные ИМВШ-110 | 11,0 | 2,35 |
Прочие (ВАК, ДТ и др.) | 20,5 | 4,35 |
Важнейшие составляющие образуемого эффекта от внедрения КЭБ представлены в таблице 4.2
Таблица 4.2 – Показатели эффекта от внедрения КЭБ
Показатели | Обозначение | Значение % |
Сокращение количества отказов устройств | ОТК | 35,00 |
Сокращение количества отказов устройств приведших к задержкам поездов | отк/зп | 30,00 |
Окончание таблицы 4.2
Сокращение времени поиска отказа в устройствах СЦБ | Тс отк | 30,00 |
Сокращение времени простоя поездов | Тс пр | 48,00 |
Замена числовой кодовой автоблокировки на другую систему потребует больших капитальных затрат.
Технико-эксплуатационные показатели работы объекта, на котором предполагается внедрение КЭБ.
Данные объекта приведены в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – Экономия эксплуатационных расходов
Характеристика | Обозначение | Значение | |
Протяженность участка, км | L | 20,5 | |
Общее количество сигнальных точек на участке, шт | N | ||
Среднесуточные за год размеры движения пассажирских поездов, пар поездов | Nпасс | ||
Среднесуточные за год размеры движения грузовых поездов, пар поездов | Nгр | ||
Количество отказов устройств СЦБ, приведших к задержкам поездов, отк /год | Nотк/зп | ||
Стоимость одного часа простоя грузового поезда, руб. | Сппг | ||
Стоимость одного часа простоя пассажирского поезда, | Сппп | ||
Количество задержек поездов за год по участку до внедрения системы КЭБ, шт | N02 | ||
Количество задержек поездов за год по участку после внедрения системы КЭБ, шт | N03 | ||
Окончание таблицы 4.3
Время задержек грузовых поездов за год по участку до внедрения системы КЭБ, мин | Т02г | |
Время задержек пассажирских поездов за год по участку до внедрения системы КЭБ, мин | Т02п | |
Время задержек грузовых поездов за год по участку после внедрения системы КЭБ, мин | Т03г | |
Время задержек пассажирских поездов за год по участку после внедрения системы КЭБ, мин | Т03п |
Расходы сократятся путем сокращения затрат времени КИПом на поверку заменяемых приборов, уменьшения фонда оплаты труда (ФОТ), уменьшения использования автотранспорта на выезд к сигнальным точкам и экономия времени электромеханика на плановую ежегодную замену приборов.
Затраты времени КИПа на поверку заменяемых приборов в течение месяца.
Данные о стоимости заменяемых приборов (Сзу) и времени обслуживания их КИПом в течение года приведены в таблице 4.4
Таблица 4.4 – Стоимость заменяемых устройств
Наименование приборов | Количество приборов на одну сигнальную точку, шт | Время поверки одного прибора, чел/ч | Плановая замена приборов на одной точке за год, шт | Общая стоимость,руб |
ИМВШ-110 | 3,2 | 2,0 | ||
ТШ-65 | 3,1 | 2,0 | ||
КПТШ | 5,2 | 0,5 | ||
БС-ДА | 2,2 | 0,5 | ||
БК-ДА | 1,3 | 0,2 | ||
БИ-ДА | 2,1 | 0,5 | ||
ИТОГО | 17,1 | 5,7 |
Расчёт эксплуатационных расходов произведём по методике, изложенной в [15] и [16].
|
|
. (4.1)
Где, Nсигточ – общее количество сигнальных точек;
Тпп 1 сиг точ – общее время на проверку всех заменяемых приборов в течение месяца на одной сигнальной точке, чел /ч.
Тпзп – общее время на проверку всех заменяемых приборов в течение месяца, чел /ч;
Тпуп – общее время на проверку всех устанавливаемых приборов в течение месяца, для КЭБ-1 через 10 лет, чел /ч.
Таким образом, эксплуатационные расходы до модернизации:
После модернизации:
Эксплутационные расходы сократятся за счет сокращения времени проверки приборов в КИПе СЦБ.
Данные о фонде оплаты труда приведёны на основании отраслевой тарифной сетки Западно-Сибирской железой дороги по Барнаульской дистанции от 01.02.2011 г. [информация о заработной плате бралась в бухгалтерии ШЧ-11 ст. Барнаул].
Тарифная ставка механика СЦБ 5 разряда (водителя автомашины ГАЗ-66) 73,43 руб/час.
С 1 апреля 2007 года введена корпоративная система оплаты труда ОАО “РЖД”. Следовательно заработная плата электромеханика СЦБ десятого разряда составляет 24686 руб/месяц.
Заработная плата рассчитывается по следующим пунктам:
– месячный должностной оклад;
– премия составляет 30% от должностного оклада;
– доплата по районному коэффициенту составляет 20% от суммы должностного оклада, премии;
– отчисления в социальные фонды – 30,7% месячной заработной платы.
Расчёт фонда оплаты труда электромеханика десятого разряда:
– месячный должностной оклад электромеханика десятого разряда:
17477 рублей;
– премия = 17477×0,3 = 5243 рубля;
– доплата по районному коэффициенту:
(17477+5243) 0,2 = 4544 рубля;
– месячная зарплата с учётом премий и доплат = =17477+5243+4544 = 24264 рубля;
– отчисления в социальные фонды =
=24686×0,307 = 8249 рублей;
– фонд оплаты труда составит: 24264+8249 = 32513 рублей.
Расчёт фонда оплаты труда водителя пятого разряда:
– месячный должностной оклад механика пятого разряда
49,19×165,6=8146 рублей;
– премия = 8146×0,3 = 2444 рубля;
– доплата по районному коэффициенту:
(8146+2444) 0,2 = 2118 рублей;
– месячная зарплата с учётом премий и доплат = =8146+2444+2118 = 12708 рублей;
– социальное страхование = 12708×0,307 = 4320 рублей;
|
|
– фонд оплаты труда составит: 12708+4320 = 17028 рублей.
4.2 Эксплуатационные расходы за месяц на одном перегоне :
. (4.2)
где Сшч–эксплуатационные расходы за счет сокращения времени поверки приборов КИП СЦБ, руб./мес.
Тс– среднее количество рабочих часов в месяц = 165,6 часов.
Зм– затраты на одного механика КИПа, руб.
До модернизации:
После модернизации:
4.3 Годовые эксплуатационные расходы(Сг) на одну сигнальную точку составят:
.(4.3)
До модернизации:
После модернизации:
4.4 Расчёт эксплуатационных расходов на срок увеличения периода плановой замены.
В ежегодный период плановой замены входит 5,7 реле с одной сигнальной точки (см. таблицу 4.4.) В то время как вводимые устройства КЭБ-1 имеют период плановой замены раз в 10 лет. На каждой плановой замене приборов необходимо присутствие старшего электромеханика, производящего замену приборов, и водителя машины перевозящей эти приборы. На участке –26 сигнальных точек, и соответственно, 148,2 заменяемых приборов в год, а при эксплуатации КЭБ всего 52 заменяемых прибора в 10 лет или 5,2 заменяемых прибора в год, при норме 3100 заменяемых приборов в месяц на одного электромеханика. Используем автомобиль ГАЗ-66, средняя скорость которого по участку составляет 60 км/ч, средне – годовой расход бензина АИ-80 равен 30,8 литра на 100 км. Стоимость бензина 22,38 рубля за литр.
Рассчитаем время , необходимое на плановую замену приборов на сигнальных точках за год:
(4.4)
Где, Кр – количество заменяемых приборов, шт.;
Кн - норма месячной замены, шт.;
Согласно формуле (3.4):
На одну сигнальную точку:
Количество времени, затраченного на проведение плановых замен на одну сигнальную точку на АБ, до первой плановой проверки КЭБ:
(4.5)
Рассчитаем количество бензина, затраченного на проведение плановых замен на одну сигнальную точку АБ, до первой плановой проверки КЭБ:
, (4.6)
где Расх – расход бензина, л/км.
L – длина перегона
l – расстояние от мастерских ШЧ-11 до первой сигнальной точки перегона Л – Г, по автомобильной дороге.
Согласно формуле (4.6):
Стоимость бензина:
(4.7)
где Ц – цена бензина, руб.
Фонд оплаты труда электромеханика 10-го разряда, затраченного на проведение плановых замен на одну сигнальную точку АБ, до первой плановой проверки КЭБ:
(4.8)
Согласно (4.8):
Фонд оплаты труда водителя пятого разряда, затраченного на проведение плановых замен на одну сигнальную точку АБ, до первой плановой проверки КЭБ:
(4.9)
Согласно формуле (4.9):
4.5 Расчет сокращения непроизводительных задержек поездов в пути следования поезда состоит из: неплановых перерывов движения и сокращения времени простоя поездов при сокращении поиска отказов.
Расчет экономии за счет сокращения неплановых перерывов движения. Сокращение простоев получим как разность:
– Для непланового простоя пассажирских поездов с числовой кодовой
автоблокировкой до модернизации:
–Для непланового простоя пассажирских поездов с КЭБ после модер-
низации:
–Для непланового простоя грузовых поездов с числовой кодовой авто-
блокировкой до модернизации:
–Для непланового простоя грузовых поездов с КЭБ после модерниза-
ции:
Эксплуатационные расходы на время простоя составит (на 2011 г.):
(4.10)
Где: - Эксплуатационные расходы на время простоя пассажирских поездов.
- Эксплуатационные расходы на время простоя грузовых поездов.
(4.11)
Где: - стоимость одного часа простоя пассажирского поезда
- среднесуточные за год размеры движения пассажирских поездов, пар поездов
(4.12)
Где: Сппг - стоимость одного часа простоя грузового поезда
Nгр - среднесуточные за год размеры движения грузовых поездов, пар поездов
Подставляя значения из таблицы 1.3, получим:
Для пассажирских поездов:
До модернизации:
руб.
После модернизации:
руб.
Для грузовых поездов:
До модернизации:
руб.
После модернизации:
руб.
Согласно формуле (4.10) эксплуатационные расходы на время простоя составят:
До модернизации:
руб.
После модернизации:
руб.
Эксплуатационные расходы на время простоя на одну сигнальную точку составят:
(4.13)
Согласно формуле (4.13):
До модернизации:
После модернизации:
Суммарные эксплуатационные расходы на одну сигнальную точку за год:
До модернизации:
(4.14)
До:
После модернизации:
(4.15)
После:
Разность эксплуатационных расходов рассчитывается по формуле:
(4.16)
Таким образом, разность эксплуатационных расходов составит:
руб.
Суммарный эффект на одну сигнальную точку за год:
(4.17)
где – общая стоимость заменяемых устройств.