Рынки тепловой энергии имеют ряд существенных особенностей.
1. Эти рынки локальные. Они, как правило, замыкаются в границах городов и районов. Это обусловлено ограничениями в дальности транспорта теплоэнергии при централизованном теплоснабжении, а также применением установок децентрализованного теплоснабжения – небольших ТЭЦ и котельных. По оценкам, в России существует по меньшей мере 50 тысяч локальных рынков. Их можно разделить так:
- крупные рынки – с производством и потреблением более 2 млн. Гкал в год;
- средние рынки – от 0,5 до 2 млн. Гкал в год;
- малые рынки – до 0,5 млн. Гкал в год.
Кроме того, более 60 тыс. мелких потребителей вырабатывают для себя тепло сами, на индивидуальных установках.
2. Необходимое условие существования оптовых рынков теплоэнергии – наличие объединенной (закольцованной) системы централизованного теплоснабжения. Однако нередко между отдельными участками тепловых магистралей нет связей (перемычек), а физическая конфигурация теплосети не позволяет осуществлять подключение независимых теплоисточников сразу в нескольких точках.
3. Розничные (потребительские) рынки тепла подразделяются:
- по районам теплоснабжения (в черте города и сельской местности);
- группам потребителей (население, сфера услуг, промышленность);
- типам теплоносителя (пар разных параметров, сетевая вода);
- видам нагрузки (технологическая, отопительно-вентиляционная, горячего водоснабжения).
В бытовом секторе целесообразно выделять районы многоэтажной застройки и индивидуального жилья (коттеджная застройка), старые и перспективные.
4. Функционирование рынков теплоэнергии имеет резко выраженный сезонный характер. Это связано главным образом с неравномерным графиком отопительных нагрузок. Кроме того, в летние месяцы наблюдается снижение и производственно-технологических нагрузок.
На рынке тепловой энергии реализуются следующие виды товаров и услуг:
- горячая вода;
- пар разных параметров;
- услуги по передаче и распределению теплоэнергии;
- по обслуживанию абонентских установок (включая установку измерительных приборов);
- услуги в сфере сбыта теплоэнергии.
Субъектами рынка тепловой энергии являются:
- производители тепловой энергии – ТЭЦ и котельные (владельцы теплоисточников);
- теплотранспортные организации (владельцы магистральных сетей);
- оптовые перепродавцы теплоэнергии (осуществляющие распределение теплоэнергии и эксплуатацию тепловых сетей);
- жилищно-коммунальные организации (осуществляющие эксплуатацию местных систем отопления и сбор платежей за тепло и горячую воду);
- энергосбытовые и сервисные компании;
- потребители теплоэнергии различных категорий.
На рынках тепловой энергии возможны различные формы конкуренции (организованные и стихийные):
- конкуренция производителей (теплоисточников);
- конкуренция проектов;
- конкуренция схем теплоснабжения;
- конкуренция энергоносителей;
- конкуренция подрядчиков;
- конкуренция энергосбытовых и сервисных компаний.
Конкуренция схем теплоснабжения. Эта форма конкуренции происходит стихийно и выражается в отказе от текущих либо будущих поставок тепла от системы централизованного теплоснабжения с переходом на альтернативные варианты теплоснабжения. Например, для значительного числа энергокомпаний в России и на Украине уже обостряется проблема рынков сбыта теплоэнергии вследствие вытеснения крупных ТЭЦ децентрализованными источниками тепла, в том числе сооружаемыми самими потребителями.
Большая часть производимой тепловой энергии приходится на системы централизованного теплоснабжения (СЦТ). При этом главными потребителями тепла являются население и объекты социальной сферы, что служит особо значимым фактором при формировании политики теплоснабжения.
Система централизованного теплоснабжения представляет собой совокупность физически связанных элементов: теплоисточников, магистральных, распределительных, домовых сетей, тепловых пунктов и абонентских установок, работающих по определенным гидравлическому и тепловому режимам. К источникам централизованного теплоснабжения относятся ТЭЦ общего пользования и котельные мощностью от 20 Гкал/ч и более.
Совершенствование расчетов и методов ценообразования
Реальное введение элементов рыночных отношений в сферу теплоснабжения невозможно без отказа от льготных тарифов и отмены перекрестного субсидирования между разными группами потребителей. В идеале все население должно оплачивать 100% стоимости услуг (социальная защита обеспечивается только посредством целевых адресных дотаций), основываясь на показаниях теплоизмерительных приборов (отопление, горячее водоснабжение), причем непосредственно поставщику этих услуг по двухстороннему договору и по прозрачным (экономически обоснованным) тарифным ставкам. При этом потребитель должен иметь возможность контролировать качественные параметры теплоснабжения, порождая, таким образом, ответственность поставщика.
В тех случаях, когда прямой поквартирный учет, регулирование и контроль теплоносителя неосуществимы по жестким техническим и экономическим ограничениям, сохраняются нормативы потребления тепла и горячей воды. Однако их должны устанавливать не муниципальные (местные) власти, а органы государственного регулирования, причем на федеральном (государственном) уровне и с дифференциацией по укрупненным климатическим зонам страны.
Необходимо отдельно учитывать затраты на производство, передачу и сбыт теплоэнергии с выделением на всех трех стадиях постоянной и переменной составляющей (это в основном затраты на топливо, электроэнергию, воду). В принципе переменные затраты теплоснабжающему предприятию можно повышать автоматически, без санкции регулирующего органа; для изменения постоянных издержек (содержание мощностей) требуется решение регулятора. На этой основе должны строиться многоставочные потребительские тарифы на тепловую энергию.
Подробнее – см. Гительман, Ратников. Энергетический бизнес. С.165-175.
====================