Рынки тепловой энергии

 

Рынки тепловой энергии имеют ряд существенных особенностей.

 

1. Эти рынки локальные. Они, как правило, замыкаются в границах городов и районов. Это обусловлено ограничениями в дальности транспорта теплоэнергии при централизованном теплоснабжении, а также применением установок децентрализованного теплоснабжения – небольших ТЭЦ и котельных. По оценкам, в России существует по меньшей мере 50 тысяч локальных рынков. Их можно разделить так:

- крупные рынки – с производством и потреблением более 2 млн. Гкал в год;

- средние рынки – от 0,5 до 2 млн. Гкал в год;

- малые рынки – до 0,5 млн. Гкал в год.

Кроме того, более 60 тыс. мелких потребителей вырабатывают для себя тепло сами, на индивидуальных установках.

 

2. Необходимое условие существования оптовых рынков теплоэнергии – наличие объединенной (закольцованной) системы централизованного теплоснабжения. Однако нередко между отдельными участками тепловых магистралей нет связей (перемычек), а физическая конфигурация теплосети не позволяет осуществлять подключение независимых теплоисточников сразу в нескольких точках.

 

3. Розничные (потребительские) рынки тепла подразделяются:

- по районам теплоснабжения (в черте города и сельской местности);

- группам потребителей (население, сфера услуг, промышленность);

- типам теплоносителя (пар разных параметров, сетевая вода);

- видам нагрузки (технологическая, отопительно-вентиляционная, горячего водоснабжения).

В бытовом секторе целесообразно выделять районы многоэтажной застройки и индивидуального жилья (коттеджная застройка), старые и перспективные.

 

4. Функционирование рынков теплоэнергии имеет резко выраженный сезонный характер. Это связано главным образом с неравномерным графиком отопительных нагрузок. Кроме того, в летние месяцы наблюдается снижение и производственно-технологических нагрузок.

 

На рынке тепловой энергии реализуются следующие виды товаров и услуг:

- горячая вода;

- пар разных параметров;

- услуги по передаче и распределению теплоэнергии;

- по обслуживанию абонентских установок (включая установку измерительных приборов);

- услуги в сфере сбыта теплоэнергии.

 

Субъектами рынка тепловой энергии являются:

- производители тепловой энергии – ТЭЦ и котельные (владельцы теплоисточников);

- теплотранспортные организации (владельцы магистральных сетей);

- оптовые перепродавцы теплоэнергии (осуществляющие распределение теплоэнергии и эксплуатацию тепловых сетей);

- жилищно-коммунальные организации (осуществляющие эксплуатацию местных систем отопления и сбор платежей за тепло и горячую воду);

- энергосбытовые и сервисные компании;

- потребители теплоэнергии различных категорий.

 

На рынках тепловой энергии возможны различные формы конкуренции (организованные и стихийные):

- конкуренция производителей (теплоисточников);

- конкуренция проектов;

- конкуренция схем теплоснабжения;

- конкуренция энергоносителей;

- конкуренция подрядчиков;

- конкуренция энергосбытовых и сервисных компаний.

 

Конкуренция схем теплоснабжения. Эта форма конкуренции происходит стихийно и выражается в отказе от текущих либо будущих поставок тепла от системы централизованного теплоснабжения с переходом на альтернативные варианты теплоснабжения. Например, для значительного числа энергокомпаний в России и на Украине уже обостряется проблема рынков сбыта теплоэнергии вследствие вытеснения крупных ТЭЦ децентрализованными источниками тепла, в том числе сооружаемыми самими потребителями.

 

Большая часть производимой тепловой энергии приходится на системы централизованного теплоснабжения (СЦТ). При этом главными потребителями тепла являются население и объекты социальной сферы, что служит особо значимым фактором при формировании политики теплоснабжения.

Система централизованного теплоснабжения представляет собой совокупность физически связанных элементов: теплоисточников, магистральных, распределительных, домовых сетей, тепловых пунктов и абонентских установок, работающих по определенным гидравлическому и тепловому режимам. К источникам централизованного теплоснабжения относятся ТЭЦ общего пользования и котельные мощностью от 20 Гкал/ч и более.

 

Совершенствование расчетов и методов ценообразования

Реальное введение элементов рыночных отношений в сферу теплоснабжения невозможно без отказа от льготных тарифов и отмены перекрестного субсидирования между разными группами потребителей. В идеале все население должно оплачивать 100% стоимости услуг (социальная защита обеспечивается только посредством целевых адресных дотаций), основываясь на показаниях теплоизмерительных приборов (отопление, горячее водоснабжение), причем непосредственно поставщику этих услуг по двухстороннему договору и по прозрачным (экономически обоснованным) тарифным ставкам. При этом потребитель должен иметь возможность контролировать качественные параметры теплоснабжения, порождая, таким образом, ответственность поставщика.

В тех случаях, когда прямой поквартирный учет, регулирование и контроль теплоносителя неосуществимы по жестким техническим и экономическим ограничениям, сохраняются нормативы потребления тепла и горячей воды. Однако их должны устанавливать не муниципальные (местные) власти, а органы государственного регулирования, причем на федеральном (государственном) уровне и с дифференциацией по укрупненным климатическим зонам страны.

Необходимо отдельно учитывать затраты на производство, передачу и сбыт теплоэнергии с выделением на всех трех стадиях постоянной и переменной составляющей (это в основном затраты на топливо, электроэнергию, воду). В принципе переменные затраты теплоснабжающему предприятию можно повышать автоматически, без санкции регулирующего органа; для изменения постоянных издержек (содержание мощностей) требуется решение регулятора. На этой основе должны строиться многоставочные потребительские тарифы на тепловую энергию.

 

Подробнее – см. Гительман, Ратников. Энергетический бизнес. С.165-175.

 

====================

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: