Мировое производство фанеры оценивается в 45 - 48 млн. куб. метров в год. Спрос на фанеру формируется потребностью строительной индустрии (от 40% до 80 % мирового потребления в зависимости от вида фанеры) и мебельной промышленности (от 11% до 50%).
Березовая фанера занимает отдельный сегмент рынка. Физический объем ее производства и потребления не превышает 4,5% мирового. В то же время спрос на березовую фанеру удовлетворяется далеко не полностью. Березовая фанера характеризуется значительно более высокими прочностными показателями и внешними характеристиками, что обуславливает опережающие темпы роста спроса на этот вид продукции. Основные производители березовой фанеры - Финляндия, Канада, страны СНГ и Балтии. Общий экспорт фанеры из России составил около 670 тыс.м3 Доля УАФК составила более 5% (по березовой фанере - 8%).
Приоритетным направлением для комбината является североамериканский рынок. Суммарная емкость этого рынка фанеры нехвойных пород составляет порядка 3,5 млн. м3 в год. Общий импорт составил около 1,5 млн. м3, из которых российские предприятия поставили примерно 120 тыс.м3. Доля «УАФК» в российском экспорте в США и Канаду составляет более 20%.
Потребление фанеры нехвойных пород в Европе составляет около 2 млн. м3 в год. Основные потребители - Германия и Италия. Поставки УАФК на этот рынок сейчас невелики, но уже создана хорошая база для расширения этого сектора сбыта.
Наиболее важным сегментом рынка России для «УАФК» являются частные потребители и коммерческие фирмы. Они уделяют особое внимание качеству и цене, а также упаковке продукции и ее внешнему виду, дизайну.
Стратегия ОАО «УАФК» опирается на совокупность стратегических целей, обусловленных особенностями сегодняшнего положения фирмы, ситуацией на рынке и тенденциями ее изменения, принципиальной возможностью осуществления определенных технико-экономических преобразований.
Решение стратегических проблем предполагается осуществлять в два этапа:
- первый этап - стабилизация положения предприятия,
- второй этап - развитие предприятия.
Реализация первого этапа предполагает:
- освоение новых рынков сбыта, налаживание прямых контактов по бизнесу
на рынках Европы, в том числе Великобритании,
- повышение качества продукции,
- бесперебойное обеспечение производства высококачественным сырьем.
Второй этап - это увеличение выпуска фанеры в 2 - 2,5 раза за счет модернизации основного оборудования и в дальнейшем ввода в эксплуатацию оборудования по производству экспортной больше форматной фанеры, увеличение выпуска гнутоклеенных изделий.
На сегодняшнем рынке степень насыщенности высокая. Главным конкурентом, практикующим схожий подход в данном регионе,является предприятие ОАО «ЛПРМ», выпускающее идентичную продукцию.
Также работают несколько мебельных комбинатов, опирающихся на выпуск гнутоклеенных изделий: ГУЛ «ВФК «Новатор»», ЗАО «АФЗ», ООО «СФЗ», ЗАО «Чудово - RWS», выпускающие такую же продукцию.
Основными поставщиками фанерного сырья являются российские леспромхозы, которые могут обеспечить стабильные поставки качественного сырья. Химия и материалы закупаются в основном у российских производителей.
Пример 3. Тема: Финансово-экономическая оценка проекта расширения производства приводных ремней для оборудования на базе компании «ТЦ В».