Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся

С учетом данного основания методы обучения можно разделить на две большие группы:

а) репродуктивные;

б) творческие.

Они различаются между собой, главным образом, степенью познавательной активности и творческой самостоятельности, которую ученик проявляет в процессе работы.

Меньшая степень самостоятельности предполагается при использовании репродуктивных методов. Из самого названия следует, что ученик в пределах данных методов повторяет и воспроизводит. Однако это не означает, что в системе развивающего обучения репродуктивные методы не должны иметь места. К этой группе обычно от­носят так называемый объяснительно-иллюстративный и собственно репродуктивный методы, которые при ближайшем рассмотрении являются двумя сторонами одного и того же метода.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает предъяв­ление учащимся знаний в готовом виде (в виде рассказа, объяснения учителя, инструкции в учебнике и т. п.). От учащихся при этом требу­ется запоминание или воспроизведение полученной информации -т. е. с их стороны действует репродуктивный метод.

Как и в других учебных дисциплинах, эти методы наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за сравнительно небольшой отрезок времени овладеть необходимой системой конкретных знаний или способов действий. Репродуктивным способом обычно органи­зуются уроки, на которых нужно освоить новые приемы обработки ма­териалов, способы разметки, правила пользования инструментами и проч. Такие уроки встречаются как в первом, так и во всех остальных классах: по мере возрастания степени трудности решаемых творче­ских задач, как правило, требуются все более тонкие и сложные прак­тические действия, которые должны быть освоены учениками. Любые практические знания, чтобы стать умениями и навыками, должны быть неоднократно повторены детьми, т. е. репродуцированы. Цели, достигаемые репродуктивным методом (закрепление и уточнение знаний, усвоение способов оперирования этими знаниями, усвоение опыта осуществления тех способов деятельности, образец которых уже известен), другими методами недостижимы.

Репродуктивные методы оправданы также на уроках знакомства с народными ремеслами. Уважительное отношение к народным тра­дициям требует, чтобы выработанные веками приемы деятельности изучались в их настоящем, исторически сложившемся виде, поэтому ученики должны как можно точнее повторить, воспроизвести эти при­емы и запомнить их.

Тем не менее, в целом овладение практическими приемами не должно превратиться в самоцель. В связи с этим даже репродуктивные методы по возможности не должны превращаться в прямые инструк­ции, требующие от ученика лишь механического следования указа­ниям. Многие отечественные психологи еще в прошлом столетии от­мечали, что одним из существенных недостатков трудового обучения является его интеллектуальная обедненность, связанная, в том числе, с исключительным использованием инструкционного метода. По мнению Е. В. Гурьянова (1958 г.), объяснения и инструктивные указания руководителя не должны сводить умственную деятельность только к запоминанию и пассивному выполнению инструкций, а должны побуждать ученика к активным поискам решения поставленных задач, прибегая к помощи руководителя только в необходимых случаях.

Следует также учитывать, что в учебном процессе должны быть созданы условия, при которых передача любого опыта (знаний, спо­собов действий и т. д.) одновременно способствовала бы более глубо­кой социализации личности: в смысле обеспечения взаимодействия между людьми в процессе деятельности, а также в смысле воспита­ния у учеников инициативности и творческих качеств.

Как показывают исследования, для выполнения этой задачи принципиальное значение имеют конкретные приемы передачи опыта, в том числе и те, которые используются в рамках реализации репродук­тивных методов обучения. Один из возможных приемов, до сих пор широко распространенных на уроках практического труда, состоит в том, что обучение какой-либо деятельности или изготовление изде­лия организуется путем поэтапного выполнения отдельных фрагмен­тов: действий и операций. Эти фрагменты (этапы) последовательно показывает и объясняет учитель или инструкционно -технологическая карта. В условиях современного образовательного процесса такой путь обучения становится все менее приемлемым. Дело в том, что при движении от частей к целому «получение целостной деятельно­сти становится проблемой, ибо целое не равно сумме частей. Одна­ко самообучение... может идти очень эффективно, так как деятель­ность можно раздробить на какие угодно удобоваримые фрагменты, освоение которых (каждого в отдельности) будет проще простого... Здесь учебный процесс может обходиться даже без «живого» участия учителя... Таким образом, открывается перспектива некоего «само­обучения» (как в упрощенном варианте с самоучителем)... и создает­ся иллюзия освоения какой-либо деятельности».

Чем же плох такой путь обучения? Тем, что он основывается на принципе построения механизма, собранного из отдельных деталей и узлов (т. е. таким способом создается нечто неживое - «техника», «машина»). В образовательном же смысле здесь можно говорить преимущественно о загрузке памяти, а не о воспитании интеллектуальной инициативы и целостной творческой личности.

Вот почему так называемые учебно-инструкционные (или технологические) карты, содержащие в себе подробные указания о материалах, способах работы и проч., являются, безусловно, неактуальными с точки зрения современной педагогики и психологии развивающего обучения. Используя такую карту, ученик, действительно, может рабо­тать без помощи и участия учителя (как по самоучителю). Сторонни­ки подобных методов даже утверждают, будто именно в таких случаях ученик работает «самостоятельно» и вырабатывает в себе самостоя­тельность как качество личности. Однако, как видим, эти утверждения коренным образом противоречат научным данным.

В связи с этим более предпочтительным в рамках репродуктивного метода является другой путь: когда деятельность осваивается не как совокупность приемов, а как целостное образование. В этом случае ученик также повторяет, воспроизводит приемы и операции, которые должен освоить, однако он действует в более тесном сотрудничестве с обучающим и сразу включается в осуществление осваиваемой деятельности в целом: в создание сложной конструкции, композиции и проч. То, что он еще не может выполнить сам, будет выполняться с помощью учителя. Такой способ, хотя и применяется в пределах репродуктивных методов обучения, позволяет строить образовательный процесс как продуктивное сотрудничество ученика и учителя через их непосредственное общение.

Деятельность при таком способе осваивается обучаемым как личностно мотивированная, живая, продуктивная, не механическая.

Подобным образом организуются многие работы, которые предлагаются в наших учебниках, начиная с первого класса. Во-первых, продуктивное сотрудничество ученика, учителя и других учащихся предусмотрено в многочисленных коллективных работах. В каждой из таких работ школьники осваивают определенные действия и опе­рации, но при этом имеют возможность получить более значительный общий результат своей деятельности. Во-вторых, именно с учетом данного фактора детям в ряде случаев предлагается работа с исполь­зованием уже частично подготовленных материалов: размеченных заготовок, декорированных фонов, форматов для композиций и проч. Все это также позволяет организовать деятельность учеников в рам­ках репродуктивных методов более целостно, а не в виде отдельных фрагментов.

Творческие методы, как и следует из их названия, предполага­ют, что в деятельности учащихся преобладает поисковое, творческое начало. К этой группе можно отнести проблемное изложение, частич­но-поисковые (или эвристические) и исследовательские методы.

Все творческие методы включают в себя постановку и решение проблемных ситуаций. При не проблемном, «сообщающем» обуче­нии необходимые знания и умения формируются до решения задач и сначала независимо от него; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания.

При проблемном обучении новые знания добываются, открыва­ются самим учеником именно в процессе решения практических и теоретических задач.

Сущность метода проблемного изложения заключается в том, что учитель в ходе своего рассказа, объяснения не просто излагает материал, а конструирует на его основе проблемную ситуацию и сам раскрывает противоречивый процесс ее доказательного решения.

Ученики при этом следят за ходом мыслей и рассуждений учителя, мысленно проверяют их убедительность. Этим проблемное изложе­ние отличается от объяснительно-иллюстративного: оно неизбежно предполагает соучастие слушателей в процессе раскрываемого пе­ред ними творческого мышления.

В рамках частично-поисковых методов школьники еще более активно включаются в решение проблемы. К числу таких методов, с успехом используемых в работе с младшими школьниками, относит­ся эвристическая беседа. В ней, в отличие от обычной беседы, учи­тель задает такие вопросы, которые подводят детей к какому-то «от­крытию», разрешению противоречия, самостоятельному нахождению решения. А ученики не просто отвечают на вопросы, но учатся рас­суждать, анализировать, находить доказательства.

Например, во втором классе при изучении раздела «О чем расска­зывают наши вещи» школьники знакомятся с проблемой социально-психологической информативности предметного мира. Они узнают о том, что каждая вещь должна соответствовать обстановке и условиям, в которых она используется, и что по внешнему виду вещи можно дога­даться о ее хозяине. Метод эвристической беседы лучше всего позво­ляет подвести детей к осмыслению этих сложных вопросов. С одной стороны, учитель может опереться на имеющийся у детей жизненный опыт, а с другой стороны, заставляет их по-новому посмотреть на про­блему. Например, по теме «Может ли дом рассказать о своем хозяине?» детям можно предложить провести обсуждение следующим образом: «Как, по-твоему, должен выглядеть домик Мальвины? Опиши его. А домик Дюймовочки? Почему Баба Яга уютно чувствует себя в из­бушке на курьих ножках? А вот Илье Муромцу было бы там слишком тесно, а Мальвине - грязно! Не так ли?»

Частично-поисковые методы на уроках технологии предполагают использование специальных задач, которые ставят учеников в пози­цию активных деятелей, а не просто исполнителей. Это способствует повышению сознательности обучения, приобщению детей к творческому мышлению и является стимулом развития у них познаватель­ной активности. К таким задачам можно отнести, например, мыслен­ный анализ устройства образца (без разделения его на части), расчет размеров заготовок по габаритным размерам изделия, выполнение эскизов деталей и проч.

Действия школьников в таких случаях связаны с внутренней активностью личности, прежде всего - с мышлением.

«Мышление как процесс, - отмечает А. В. Брушлинский, - высту­пает особенно отчетливо, прежде всего, в тех случаях, когда, например, человек долго и упорно решает трудную для него мыслительную зада­чу или проблему (математическую, техническую, психологическую). В общем итоге своих длительных и настойчивых попыток он наконец находит решение этой задачи или, наоборот, не находит его»(). Об­ратим особое внимание на последнюю фразу: для познающего, мыс­лящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «не решение»; неудача в попытках ее решить - тоже продукт мышления как деятельности, она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются все более адекватные способы мышления и познания, вырабатываются новые знания, способы ум­ственных действий, мотивы, чувства, способности, а также отноше­ние к тому, что он делает.

У учителей почему-то считается, что допущенные учениками ошибки свидетельствуют о плохой организации их познавательной деятельности. Боязнь ошибок особенно заметна на уроках практиче­ского труда: ведь все подробные инструкции и предписания предла­гаются именно с целью исключить даже самые малейшие отклонения от работы, тем более ошибки. Между тем учеными проведены специ­альные исследования, убедительно доказывающие полезность и важ­ность в учебном процессе тех ошибочных действий, которые ученик совершает в ходе решения задачи. Поэтому целесообразно ставить перед учащимися задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут спо­собствовать лучшему пониманию задачи и стимулировать познание.

Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка во­обще никаких затруднений, то для своего выполнения оно не требует мышления. Точно так же как второкласснику не требуется мышления для ответа на простейший вопрос: «Сколько будет 2 х 2?» Здесь реша­ющую роль играют прочно закрепленные в его памяти соответству­ющие навыки и элементарные арифметические операции. Во всех подобных случаях, психолог А. М. Матюшкин предлагает употреблять вместо слова «задача» (требующая для своего решения мышления) более правильный термин «задание», для выполнения которого быва­ет достаточно хорошо отработанных, автоматизированных навыков.

В практике обучения младших школьников частично-поисковые методы стоят рядом с исследовательскими методами, которые предполагают самый высокий уровень творчества.

Их использование требует от учителя, прежде всего, правильного понимания самого смысла творчества. Это понятие, пожалуй, сле­дует отнести к одному из самых распространенных и часто встре­чающихся в методике трудового обучения. В обиходе (в том числе и педагогическом) его зачастую вообще отождествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества» изобилуют срисованны­ми, скопированными, сделанными по инструкциям изделиями чисто репродуктивного плана; все, что ребенок смастерил своими руками (даже путем поэтапного и механического копирования действий), совершенно безосновательно относят к «творчеству».

Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые«творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» механически присоединяется ко всей остальной (нетворческой) работе. Обычно оно сводится к тому, что ребенку предлагается внести какое угодно изменение в поделку, изготовленную по подробной инструкции. Например, ученик сначала копирует образец (скажем, картинку в технике аппликации); к образцу прилагаются шаблоны всех деталей (в том числе и таких, которые про­ще и целесообразнее сделать самому), даются разъяснения о мате­риалах и поэтапная инструкция. После этого предлагается выполнить «творческую» работу: сделать такую же картинку, но что-нибудь в ней изменить. При этом никак не объясняется, что именно следует ожидать от внесенных изменений: должна ли картинка передать определенное настроение или она меняется по какому-то логическому принципу, нет, достаточно просто что-нибудь сделать не так, как в образце, и это уже будет «творчество»! Между тем психологическая природа творчества не имеет ничего общего с подобными заданиями.

Прежде всего, заметим, что творчество предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике; это может быть новая научная идея, новый художественный образ, новый способ деятельности и т. д. Учебное творчество обычно не имеет объективной новизны; школьники чаще открывают то, что уже известно человечеству в целом. Однако суть творчества и для них остается той же самой: творческая деятельность - всегда открытие (пусть даже для себя). Настоящее творчество - вовсе не всякое бессмысленное оригинальничание, а именно целенаправленный поиск, сообразую­щийся с поставленной задачей.

Чтобы помочь ученикам осмыслить задачу, направление поиска следует обозначить. Например, создавая открытку, записную книжку, упаковку к подарку, нужно учесть, для какого именно случая, для ка­кого пользователя предназначена вещь. Художественная аппликация создается с расчетом на то, какое впечатление на зрителя она должна произвести (лирическое, активно радостное и проч.). При разработке технической конструкции формулируется ряд требований, которым она должна удовлетворять (например, определенным образом скла­дываться, иметь определенные размеры и проч.).

При такой постановке задания цель работы для ученика состоит в решении поставленной задачи; сообразуясь с ней, он сознательно использует материалы и способы деятельности: не копирует образец и не повторяет инструкцию, не предлагает спонтанных (т. е. случай­ных, непреднамеренных) вариантов, а ищет собственное решение.

Таким образом, сущность исследовательского метода заключа­ется в том, что учитель моделирует проблемную ситуацию и предъ­являет ее учащимся в виде такого задания, выполнение которого предполагает творческий поиск своего варианта решения в точном соответствии с поставленными условиями или заданной целью. Ис­пользование этого метода позволяет ставить учеников в позицию со­авторов, «соразработчиков» или даже самостоятельных создателей конструкции и образа изделия. Решая в процессе обучения опреде­ленные проблемы, учащиеся активизируют умственную деятельность, овладевают процедурами творческого процесса, а заодно творчески усваивают методы познания.

Исследовательский метод на уроках технологии фактически приобретает черты проектной деятельности.

Лекция №4. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Основное внимание уделяется формированию при­емов обработки материалов и соответствующих специальных знаний технологического характера.

Будем исходить из того, что учебный предмет «Техно­логия» должен получить в школе общеобразовательный смысл, поэто­му содержание подготовки учащихся не сводится к освоению практи­ческих приемов работы и технико-технологических знаний, а включает эти знания и умения в более широкий культурологический контекст.

Все это имеет отнюдь не абстрактный, а практический смысл. Со­ответственно тому, как именно в той или иной программе расставлены содержательные акценты, можно по-разному классифицировать уро­ки и выделить их основные типы.

В соответствии с технологическим подходом классификации уро­ков практического труда чаще всего даются по материалам, исполь­зуемым в работе (уроки работы с бумагой, тканью, древесиной, при­родными материалами и проч.); по практическим операциям (уроки обучения приемам лепки, работы с ножницами, с иглой, уроки фор­мирования умений сгибания бумаги и проч.); по предметному содер­жанию (уроки аппликации, вышивания, вязания и проч.).

Однако следует заметить, что самые существенные различия определяются все-таки не материалами и технологиями их обработ­ки, а внутренним содержанием работы. Скажем, из бумаги, пользуясь одними и теми же приемами вырезания, сгибания и склеивания, мож­но сделать технический макет ракеты, а можно создать художествен­ное панно. Понятно, что по смысловому содержанию это разные виды работ, следовательно, и уроки должны строиться соответственно их смыслу - по-разному.

Учитывая то, что классификации уроков по «технологическому» принципу для современной школы уже неактуальны, в данной книге они не рассматриваются. На наш взгляд, в определении типов уроков практического труда имеет смысл обратиться к тем специфическим основаниям, которые являются наиболее существенными в плане углубления образования и развития учащихся в процессе работы над изделиями. В качестве такого основания мы понимаем содержатель­но-смысловую направленность художественно-конструкторской деятельности учащихся.

На этом основании можно выделить три основных типа уроков:

а) рационально-логические;

б) эмоционально-художественные;

в) практико-технологические (уроки формирования приемов и навыков практической работы).

На уроках каждого из этих типов развитие школьников протека­ет по-особому; соответственно этому по-разному организуется деятельность учащихся и учителя.

Уроки рационально-логического типа основаны на решении технических, технологических, логических задач, которые зачастую построены по аналогии с инженерно-конструкторскими или психоди­агностическими заданиями. Они больше способствуют формирова­нию конструктивных способностей, технического мышления, логиче­ских операций, аналитических качеств ума. Эти задания выполняются рассудочным путем и включают в себя операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и т. п. На таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем, что помогает луч­ше проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчи­нено взаиморасположение деталей, установить способы выполнения работы и т. д. Творческие задачи, которые школьники решают на таких уроках, имеют ярко выраженный интеллектуальный характер: это ана­лиз и выявление закономерностей в устройстве изделия, особенно­стей формы, принципов и способов ее получения и проч. Например, к уроку, на котором второклассники знакомятся с принципом полу­чения развертки объемного изделия и изготавливают подставку для кисти, в учебнике по технологии для 2 класса «Чудесная мастерская» и рабочей тетради (авт. Н.М. Конышева) им предлагается целый ряд задач, позволяющих лучше понять этот принцип.

Следует заметить, что чаще всего встречаются такие работы, в которых рационально-логический анализ составляет лишь какую-то часть всей деятельности, поскольку достаточно редки изделия, вооб­ще не предполагающие какого-либо художественного разнообразия. Даже те формы и композиции, которые создаются сугубо рассудоч­ным путем, обычно бывают не лишены художественной выразительно­сти (благодаря своей строгой правильности, гармоничности), а сама работа учащихся на таких уроках носит эстетический характер за счет четкости и логичности их действий. Тем не менее, основным содержа­нием работы на уроках рационально-логического типа является, как правило, логический, рассудочный анализ устройства изделия.

В отличие от них содержание уроков эмоционально-художественного типа составляют поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего особое эмоциональное состояние, отношение, переживание. К ним можно отнести, например, выполнение различных художественных композиций на плоскости («Праздничный салют», «Сказочная птица»), изготовление декоратив­ных игрушек из яичной скорлупы, лепку композиций из пластилина, создание скульптур из природных материалов и т. п.

На подобных уроках нет места жесткой регламентации действий: ведь образ может создаваться только индивидуально, только «от себя», а замысел по одной и той же теме может быть воплощен в раз­ных вариантах. Каждое изделие «сочиняется» автором путем творче­ского использования материалов и способов их обработки. Если же работа над изделием превратится лишь в набор технических приемов и правил, то художественная форма становится безразличной к вну­треннему содержанию образа, что лишает деятельность учащихся всякого смысла. На таких уроках нельзя ограничиться анализом об­разца и нацелить учеников на его копирование. Следовательно, вся работа на уроке направляется на то, чтобы разбудить творческую мысль учеников, стимулировать возникновение собственного замыс­ла и помочь в его последующем оригинальном воплощении.

Рационально-логическое и художественное направления на уро­ке могут и соединяться. Это касается тех занятий, которые посвяще­ны изготовлению изделий с определенным утилитарным назначением (например, открытки, прихватки, посуда, украшения, упаковки и т. п.); таких в курсе дизайн образования - большинство. Это истинные уроки художественного конструирования, красота и рациональность слиты в них неразрывно. Как же следует определить их типологию? Точно так же - исходя из смыслового стержня работы. Дело в том, что для одних из этих изделий преобладающей является декоративная сторона (а кон­структивная полностью ей подчиняется), для других, наоборот, основной смысл изделия заключается в удобстве его конструкции (а декор носит прикладной характер). Например, ваза для цветов или поздравительная открытка в первую очередь должны быть выразительными внешне, вы­сокохудожественными. Поэтому форма, размер, особенности конструк­ции и все остальное в этих предметах продумывается и выполняется на основе того впечатления, которое они должны произвести. Следователь­но, такие уроки должны быть отнесены преимущественно к эмоциональ­но-художественному типу. Устройство изделий и способы их изготовле­ния, разумеется, тоже необходимо проанализировать, но этот анализ всецело подчиняется главному вопросу: как через конструкцию, выбор материала и его обработку усилить художественное впечатление.

А для таких изделий, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции; эта функция должна быть выражена, прежде всего, через конструкцию - она и являет­ся основным предметом анализа на уроке. Такие занятия носят преимущественно рационально-логический характер, поэтому аналитическая деятельность учащихся строится на основе логических рассуждений.

Рассмотрим, например, такой урок, как изготовление игольницы в обложке (2 класс, учебник «Чудесная мастерская»авторН. М. Конышева). Заострив внима­ние детей на том, что предлагаемая конструкция игольницы удобна для хранения игл во время поездки, учитель направляет их дальнейшие размышления. Изделие должно быть плоское и небольшое, чтобы удобно было положить его в кошелек (Рис. 4). Но имея одни и те же размеры обложки (6x8 см), игольница может раскрываться или по длинной, или по короткой стороне; развертки обложек могут быть разными. Задачи на вычерчивание эскизов разверток и вычисление их размеров в данном случае очень уместны. Не нарушают логику такого урока и другие вычисления, которые предусмотрены в заданиях к нему. Скажем, исходя из заданного размера обложки, ученики могут вычислить размеры матерчатого вкладыша и бумажного корешка для его оклейки; самостоятельные вычисления в данном случае помогут им лучше разобрать­ся в конструкции, поскольку позволят привлечь внимание к тому, что в ней форма и величина всех элементов взаимосвязаны.

А вот изготовление коробочки-упаковки для новогоднего подарка во 2 классе предполагает более «равноправное» соединение рационально-логического творчества с художественным: дети осмысливают конструкцию коробочки с точки зрения ее функции (в зависимости от размеров и пропорций подарка меняются размер и пропорции коробочки) и продумывают декор, тоже исходя из особенностей функции (не просто коробочка, а новогодняя сказочная упаковка). В подобных случаях учителю следует точно определить, где в структуре урока бу­дут уместны логические рассуждения, а где придется стимулировать декоративно-художественные идеи школьников.

 

Перечень основной литературы

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2007. – 270с. – 2 шт.

2. Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: учеб. пособие / Н. М. Конышева. – М.: Академия, 1999. – 192 с. – 5 шт.

3. Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2002. — 480 с. https://cloud.mail.ru/public/3ysk/iv4z7ZACH

32. Толстова, О.С. Педагогические технологии: учеб. пособие / О.С. Толстова. – Кинель: РИО СГСХА, 2016. – Ч.1. – 131 с. https://cloud.mail.ru/public/Ged5/BdUKXwKd2

33. Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение,2011.

34. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст]: начальная школа [ сост. Е.С. Савинов].-3-е изд.- Москва: Просвещение, 2011.

35. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии [Текст]: учебник для вузов/Э.М. Галямова, В.В. Выгонов.- Москва: Академия,2014.

36. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для колледжей и вузов/ Н. М. Конышева.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007.

37. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб.пособие для вузов/Г. И. Кругликов - 2-е изд., стер.-М.:Академия,2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow