double arrow

Лекция2. Методы обучения на уроках технологии


Уроки практического труда в школе традиционно считаются специфическими. В соответствии с многолетней традицией их особенность принято подчеркивать, начиная уже с определения целей и задач. В частности, в числе приоритетных задач этого учебного пред­мета во всех программах много десятилетий подряд указываются сле­дующие: воспитание трудолюбия, уважения к труду и к людям труда; формирование политехнических и трудовых умений; формирование знаний о профессиях и подготовка к выбору профессии (профориентация). В последние годы (вместе с изменением названия) к ним еще добавилась задача технологического образования учащихся. Таким образом, специфика данной учебной дисциплины изначально опре­деляется якобы присущей ей особой ролью в трудовой, профессио­нальной и технологической подготовке школьников. Однако подобная трактовка ошибочна, и пока она будет сохраняться, общеобразовательная роль этих уроков не повысится. Чтобы реально изменить их статус в современной школе и включить в систему общего образова­ния, потребуется, прежде всего, пересмотреть привычные подходы и выявить новые аспекты, которые определяют истинную специфику данного предмета.




Начать анализ проблемы целесообразно с терминологии. Сре­ди понятий, традиционно фигурирующих в научных трудах по данно­му направлению и в методике трудового обучения, наиболее часто встречаются следующие: трудовое воспитание, трудовое обучение, политехническое обучение, профориентация, технологическое образование. Рассмотрим значение каждого из этих понятий.

Трудовое воспитание - составная часть системы воспитания подрастающего поколения, направленная на формирование у школьников социально ценного отношения к труду и навыков общей трудовой культуры.

Трудовое обучение - учебный предмет в общеобразовательной школе. Имеет целью расширение и углубление политехнического об­разования, осуществление допрофессиональной подготовки к труду и трудовое воспитание учащихся.

Политехническое обучение - обучение, дающее знания об осно­вах главных отраслей индустриального и сельскохозяйственного производства, а также практические умения, необходимые для участия в труде на производстве. Политехническое обучение осуществляется в процессе занятий по всем общеобразовательным предметам, на внеклассных занятиях и во внеучебное время.

Профессиональная ориентация - подготовка молодежи к сознательному выбору профессии. Проводится по трем основным направлениям: 1) профессиональное просвещение (знания об отраслях народного хозяйства и профессиях); 2) воспитание устойчивых профессиональных интересов; 3) консультационная работа (помощь в выборе профессии).



Технологическое образование - важнейшая составная часть политехнического и трудового обучения, введение в основы всех видов производственной деятельности; процесс и результат обучения, направленного на освоение знаний и умений в области обработки и переработки различных видов сырья, полуфабрикатов, изделий.

Можно заметить, что часть рассмотренных терминов и понятий имеет общепедагогический смысл и относится не столько к урокам практического труда, сколько к учебно-воспитательному процессу в целом, а часть взята из области профессионально-технического об­разования. Соответственно этому трактовка урока практического труда, с одной стороны, необоснованно расширительная (на них воз­лагается едва ли не вся ответственность за воспитание у школьников нравственного отношения к труду), а с другой стороны, она имеет яв­ную профессионально-техническую окраску. И это понятно, поскольку основной смысл предмета «трудовое обучение» в школе долгие годы заключался именно в первоначальной («допрофессиональной») подготовке рабочих кадров для производства.

Между тем для современной школы такая нацеленность на производство уже неактуальна. Кроме того, спорным является и утверждение о том, что практическому труду принадлежит особая роль в воспитании трудолюбия. Ведь труд - это не только практические, физические действия; а трудолюбие предполагает наличие у челове­ка таких качеств личности, как организованность, воля и т. п., кото­рые проявляются в любой продуктивной деятельности, а отнюдь не только в рукоделии. Что касается школьников, то для них основным трудом, как известно, является учение. Учебный труд требует колос­сальных умственных, эмоциональных и волевых усилий, и вместе со всем укладом жизни ребенка именно он способствует формированию важнейших трудовых качеств личности. Совершенно очевидно, что в этом общем процессе уроки технологии занимают важное, но отнюдь не исключительное место.



То же самое следует сказать и относительно формирования у школьников знаний о профессиях, о профориентационной работе в целом. К решению данной задачи в не меньшей степени причастны все учебные предметы. О людях разных профессий ученики едва ли не больше узнают на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства. А приобретаемое при из­учении всех школьных предметов общее образование - самая надеж­ная основа для выбора в будущем любой профессии.

Что касается технологического образования на уроках технологии, то это также спорный вопрос. Самое большее, на что в этом смысле можно рассчитывать, - это овладение технологиями отдельных ручных ремесел, что, конечно же, не решает всех возможных аспектов техноло­гического образования, какое требуется современному специалисту.

Технология - это вообще частная сторона любого конкретного дела, поэтому овладение технологиями осуществляется непосред­ственно в процессе изучения того или иного вида деятельности. Главным образом это происходит уже в период овладения конкрет­ной профессией. Скажем, педагогические технологии будут изучать те выпускники школы, которые поступят в педагогический вуз; едва ли уроки технологии могут претендовать на особую роль в подготов­ке будущих педагогов. Технологии шинного производства, игры на органе, пломбирования зубов и многие-многие другие, важные для народного хозяйства и культурной жизни общества, тоже никак не мо­гут быть предметом изучения на каком-то специфическом уроке не только в начальной, но и в основной школе. Тем более невозможно их «привязать» к урокам технологии.

Таким образом, научные подходы к определению содержания и методики уроков практического труда (технологии) в современной начальной школе следует искать не в области так называемого производственного, ремесленного образования, а в общих для все­го учебного процесса областях: прежде всего в дидактике и теории воспитания, в психологии познавательной деятельности, но с учетом специфики данного предмета.

Следует подчеркнуть, что эти уроки, действительно, уникальны и исключительно важны для общего развития младших школьников. Их специфические возможности в системе общего образования наибо­лее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1. возможность активизации познавательной деятельности (за
счет соединения различных форм познания и видов деятельности);

2. возможность социальной адаптации личности (через форми­рование практических умений и развитие творчества);

3. возможность гармонизации развития личности (на основе бо­лее реалистического учета в образовательном процессе функцио­нальных возможностей ребенка и природных закономерностей раз­вития).

Все обозначенные аспекты настолько тесно взаимосвязаны, что разделить их практически невозможно, однако попытаемся охарактеризовать их подробнее.

Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно-образная и наглядно-действенная фор­мы познания. В этом состоит огромное, до сих пор в должной мере не используемое преимущество уроков технологии перед всеми дру­гими уроками. Таким образом, совершенно очевидно, что уроки практического труда реально могут способствовать более продуктивной социализа­ции и социальной адаптации личности.

Следует также отметить, что эти уроки могут занять очень замет­ное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Влияние практической деятельности на умственное развитие мыуже отмечали. Оно обусловлено тем, насколько ученику требует­ся соединять практические действия с выполнением мыслительных операций. На уроках практического труда, как правило, ставится за­дача реализации на практике определенных проектно-художественных представлений, конструктивного замысла. Это требует умения установить взаимосвязи между элементами создаваемой конструк­ции на идеальном уровне и в соответствии с этим установить связи между возможными действиями и их результатами, определить по­следовательность действий. Методически грамотно разработанная организация практической деятельности учеников, требующей ре­шения конструкторских задач, способствует выработке таких важных качеств мышления, как конструктивность и гибкость, активно форми­рует познавательные процессы и в результате, с учетом возрастных особенностей младших школьников, значительно эффективнее спо­собствует их интеллектуальному развитию, чем сугубо отвлеченная умственная деятельность.

Эстетическое развитие учащихся на уроках практического труда также может быть эффективным при условии соответствующей организации их проектно-конструкторской деятельности. Это связано с тем, что учащиеся на всех ее этапах (от формирования проектного замысла или анализа образцов до предметной реализации идеи) так или иначе проявляют эстетическое отношение к объектам, условиям, процессу и результатам деятельности. Выполнение заданий проектно-художественного плана предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинатори­ки, особенностей художественного стиля. Если содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках технологии может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, констру­ируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школь­ники получают устойчивые и систематические представления до­стойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов в дизайнерской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Поскольку мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, уроки дизайна побуж­дают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Среди всех учебных дисциплин именно уроки практического труда предоставляют возможность рассмотреть про­блему «человек и природа» с достаточной глубиной и вместе с тем на доступном для младшего школьника материале. Это объясняется тем, что все вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный чувственный опыт и продуктивную художественно-конструкторскую деятельность.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народны­ми ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в куль­туре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и проч.

Физическое развитие на уроках практического труда обусловле­но тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физиче­ские действия. Выполнение практических заданий связано с опреде­ленной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что крупные мышцы у де­тей опережают рост мелких, поэтому дети 6-7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанных с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур и проч. Кроме того, в этом возрасте у них еще не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координа­ция движений руки. Предусмотренные на уроках технологии практи­ческие операции способствуют ускорению и гармонизации физиче­ского развития ребенка.

Учитывая все изложенное, можно утверждать, что уроки практического труда, построенные на основе дизайнерского образования, имеют все возможности для углубления общеобразовательной под­готовки школьников, формирования их духовной культуры и всесто­роннего развития личности. Современный подход к разработке дан­ного курса должен учитывать эти уникальные возможности, в связи, с чем представляется нецелесообразным ограничивать его лишь формированием «технологических» знаний и умений.

Лекция 3. Особенности оснащения курса технологии в начальной школе. 1.Кабинет ручного труда. Материальное оснащение уроков. Техника безопасности на уроках трудового обучения.

2.Секреты мастерства (приемы работы с инструментами).

Проблема методов в методике трудового обучения до сих пор не получила однозначного разрешения. Принципиальное значение имеет даже то обстоятельство, что отдельные методисты формулируют ее не как «методы обучения на уроках труда (или технологии)», а как «методы трудового обучения». Разница в формулировках демонстрирует существенные различия в концептуальных взглядах на учебный предмет «технология». В последнем варианте подразумевается собственная система методов, характерных именно для данного учебного предмета и отличающая его от всех остальных. В этом случае вопрос в значительной степени решается по аналогии с системой профессио­нально-технического обучения, в которой, действительно, методы обучения имеют своеобразный вид.

Например, одним из специфических методов «трудового обу­чения» до сих пор считается так называемый инструктаж, который подразделяют на устный (словесный), демонстрационный и письменно -графический. Инструктаж обычно подразумевает указания об используемых материалах и инструментах, объяснение порядка рабо­ты, демонстрацию приемов ее выполнения, предупреждение возмож­ных ошибок и проч. Совершенно очевидно, что, провозглашая такой специфический метод в качестве главного на уроках практического труда, мы тем самым трактуем их как уроки, на которых преимущественно происходит обучение практическим действиям и операциям, а также преследуется практическая цель - изготовление изделия.

Как мы уже говорили, современные уроки технологии - это не «фабрика поделок» и не производственно-технологическое обучение. Необхо­димость придания им общеобразовательного статуса требует, чтобы проблема методов обучения на уроках практического труда рассма­тривалась с учетом общих положений современной дидактики.

В дидактике принято классифицировать методы обучения по нескольким признакам:

  • по источникам, из которых учащиеся получают знания (словес­ные, наглядные, практические методы);
  • по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские методы);
  • по характеру дидактических задач, решению которых они слу­жат (методы сообщения учащимся новых знаний, методы закрепле­ния полученных знаний, методы формирования умений и навыков,
    методы контроля и оценки знаний учащихся);
  • по преобладанию при их применении деятельности учителя или
    ученика (методы изложения знаний учителем, методы самостоятель­ной работы учащихся).

Наглядные методы обучения - демонстрация и иллюстрация -в младших классах используются особенно широко, так как у детей этого возраста преобладают наглядно-образные формы познания и недостаточен запас чувственных представлений, а потому они еще не готовы к восприятию обобщенных сведений, излагаемых учителем в словесной форме.

Невозможно организовать эффективный учебный процесс на уроках трудового обучения без демонстрации учителем способов ор­ганизации рабочего места, работы инструментами, обработки мате­риалов, используемых в процессе трудовой деятельности, последо­вательности выполнения трудовых операций.

Наглядные методы обычно тесно связаны со словесными, по­скольку сам по себе показ, не сопровождаемый пояснениями, не обе­спечивает понимания связей (между отдельными операциями, между действиями и их результатами), которые ученикам надо заметить. Слово учителя, сопровождающее наглядную демонстрацию, направ­ляет внимание учеников и создает ту самую «ориентировочную осно­ву» (т. е. умственную, теоретическую часть познания), которая необ­ходима для понимания любого действия.

Практические методы на уроках технологии являются наиболее важными, так как усвоить необходимые знания, умения и навыки мож­но только в процессе практического выполнения конкретных учебных заданий. К этой группе методов можно отнести все упражнения, опы­ты, эксперименты, а также работу с учебником и другими дидактиче­скими материалами.

Отдельные, самостоятельные упражнения на уроках трудового обучения в начальных классах проводятся сравнительно редко, но в процессе выполнения практических работ младшие школьники все-таки «упражняются» много и постепенно осваивают приемы пользо­вания простейшими ручными инструментами, способы обработки различных материалов.

То же самое следует сказать об опытах и экспериментах. На прак­тике, непосредственно в процессе работы над изделиями, школьники знакомятся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, картона, ткани, древесины, пластических и других мате­риалов. Разумеется, учитель может организовать и специальные опыты и наблюдения, однако с учетом ограниченного времени на изучение предмета «технология» это становится практически нереальным.

Например, для сравнения свойств бумаги и ткани (материалов, наиболее часто используемых на уроках трудового обучения) по отношению к влаге учитель предлагает детям провести следующий эксперимент: погрузить одинаковые по размеру кусочки ткани и бумаги в чашку с водой. В процессе эксперимента учащиеся устанавливают, что мокрая бумага легко рвется, а прочность ткани при увлажнении не снижается. В результате учащиеся делают вывод о том, что изделия из ткани можно стирать в воде, отжимать, сушить и это не скажется на их прочности, а с влажной бумагой нужно обращаться очень осто­рожно; это важно помнить при работе с клеем, так как он увлажняет бумагу и делает ее более мягкой и менее прочной. Подобные опыты вызывают у школьников неизменный интерес, они надолго остаются в памяти детей, однако чаще всего приходится ограничиваться про­стыми словесными пояснениями того, как правильно наносить клей на бумагу и приклеивать детали.

Что касается самостоятельной работы с учебником и другими дидактическими материалами, учитель должен уделять специальное внимание тому, чтобы приучить школьников грамотно пользоваться ими в своей работе. Речь идет о внимательном анализе содержащей­ся в них информации, ее правильном отборе и практическом исполь­зовании. Зачастую младшие школьники совершенно не умеют вы­полнять подобную работу, поскольку привыкают на уроках технологии только следовать прямым инструкциям и указаниям.

Рассмотрев классификацию методов обучения по источникам получения знаний, мы можем отметить, что все методы в ней тесно взаимосвязаны, а подчас и трудно разделимы. Так, слово как источник информации присутствует не только в рассказе, объяснении (в сло­весных методах), но и в учебнике (т. е. неотделимо от практических методов); наглядность должна сопровождать любые объяснения, а также обязательно содержится в учебнике и проч. Кроме того, любой из рассмотренных методов может по-разному направлять деятель­ность учеников. В одном случае рассказ учителя будет лишь спо­собствовать некоторому пополнению запаса знаний (к тому же чаще всего справочного характера), а школьники окажутся в роли пассивных слушателей; в другом случае этот же словесный метод может демонстрировать им ход рассуждений и способствовать развитию мышления детей. С учетом этого рассмотрим другую классификацию.







Сейчас читают про: