Уроки практического труда в школе традиционно считаются специфическими. В соответствии с многолетней традицией их особенность принято подчеркивать, начиная уже с определения целей и задач. В частности, в числе приоритетных задач этого учебного предмета во всех программах много десятилетий подряд указываются следующие: воспитание трудолюбия, уважения к труду и к людям труда; формирование политехнических и трудовых умений; формирование знаний о профессиях и подготовка к выбору профессии (профориентация). В последние годы (вместе с изменением названия) к ним еще добавилась задача технологического образования учащихся. Таким образом, специфика данной учебной дисциплины изначально определяется якобы присущей ей особой ролью в трудовой, профессиональной и технологической подготовке школьников. Однако подобная трактовка ошибочна, и пока она будет сохраняться, общеобразовательная роль этих уроков не повысится. Чтобы реально изменить их статус в современной школе и включить в систему общего образования, потребуется, прежде всего, пересмотреть привычные подходы и выявить новые аспекты, которые определяют истинную специфику данного предмета.
|
|
Начать анализ проблемы целесообразно с терминологии. Среди понятий, традиционно фигурирующих в научных трудах по данному направлению и в методике трудового обучения, наиболее часто встречаются следующие: трудовое воспитание, трудовое обучение, политехническое обучение, профориентация, технологическое образование. Рассмотрим значение каждого из этих понятий.
Трудовое воспитание - составная часть системы воспитания подрастающего поколения, направленная на формирование у школьников социально ценного отношения к труду и навыков общей трудовой культуры.
Трудовое обучение - учебный предмет в общеобразовательной школе. Имеет целью расширение и углубление политехнического образования, осуществление допрофессиональной подготовки к труду и трудовое воспитание учащихся.
Политехническое обучение - обучение, дающее знания об основах главных отраслей индустриального и сельскохозяйственного производства, а также практические умения, необходимые для участия в труде на производстве. Политехническое обучение осуществляется в процессе занятий по всем общеобразовательным предметам, на внеклассных занятиях и во внеучебное время.
Профессиональная ориентация - подготовка молодежи к сознательному выбору профессии. Проводится по трем основным направлениям: 1) профессиональное просвещение (знания об отраслях народного хозяйства и профессиях); 2) воспитание устойчивых профессиональных интересов; 3) консультационная работа (помощь в выборе профессии).
|
|
Технологическое образование - важнейшая составная часть политехнического и трудового обучения, введение в основы всех видов производственной деятельности; процесс и результат обучения, направленного на освоение знаний и умений в области обработки и переработки различных видов сырья, полуфабрикатов, изделий.
Можно заметить, что часть рассмотренных терминов и понятий имеет общепедагогический смысл и относится не столько к урокам практического труда, сколько к учебно-воспитательному процессу в целом, а часть взята из области профессионально-технического образования. Соответственно этому трактовка урока практического труда, с одной стороны, необоснованно расширительная (на них возлагается едва ли не вся ответственность за воспитание у школьников нравственного отношения к труду), а с другой стороны, она имеет явную профессионально-техническую окраску. И это понятно, поскольку основной смысл предмета «трудовое обучение» в школе долгие годы заключался именно в первоначальной («допрофессиональной») подготовке рабочих кадров для производства.
Между тем для современной школы такая нацеленность на производство уже неактуальна. Кроме того, спорным является и утверждение о том, что практическому труду принадлежит особая роль в воспитании трудолюбия. Ведь труд - это не только практические, физические действия; а трудолюбие предполагает наличие у человека таких качеств личности, как организованность, воля и т. п., которые проявляются в любой продуктивной деятельности, а отнюдь не только в рукоделии. Что касается школьников, то для них основным трудом, как известно, является учение. Учебный труд требует колоссальных умственных, эмоциональных и волевых усилий, и вместе со всем укладом жизни ребенка именно он способствует формированию важнейших трудовых качеств личности. Совершенно очевидно, что в этом общем процессе уроки технологии занимают важное, но отнюдь не исключительное место.
То же самое следует сказать и относительно формирования у школьников знаний о профессиях, о профориентационной работе в целом. К решению данной задачи в не меньшей степени причастны все учебные предметы. О людях разных профессий ученики едва ли не больше узнают на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства. А приобретаемое при изучении всех школьных предметов общее образование - самая надежная основа для выбора в будущем любой профессии.
Что касается технологического образования на уроках технологии, то это также спорный вопрос. Самое большее, на что в этом смысле можно рассчитывать, - это овладение технологиями отдельных ручных ремесел, что, конечно же, не решает всех возможных аспектов технологического образования, какое требуется современному специалисту.
Технология - это вообще частная сторона любого конкретного дела, поэтому овладение технологиями осуществляется непосредственно в процессе изучения того или иного вида деятельности. Главным образом это происходит уже в период овладения конкретной профессией. Скажем, педагогические технологии будут изучать те выпускники школы, которые поступят в педагогический вуз; едва ли уроки технологии могут претендовать на особую роль в подготовке будущих педагогов. Технологии шинного производства, игры на органе, пломбирования зубов и многие-многие другие, важные для народного хозяйства и культурной жизни общества, тоже никак не могут быть предметом изучения на каком-то специфическом уроке не только в начальной, но и в основной школе. Тем более невозможно их «привязать» к урокам технологии.
Таким образом, научные подходы к определению содержания и методики уроков практического труда (технологии) в современной начальной школе следует искать не в области так называемого производственного, ремесленного образования, а в общих для всего учебного процесса областях: прежде всего в дидактике и теории воспитания, в психологии познавательной деятельности, но с учетом специфики данного предмета.
|
|
Следует подчеркнуть, что эти уроки, действительно, уникальны и исключительно важны для общего развития младших школьников. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:
1. возможность активизации познавательной деятельности (за
счет соединения различных форм познания и видов деятельности);
2. возможность социальной адаптации личности (через формирование практических умений и развитие творчества);
3. возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей ребенка и природных закономерностей развития).
Все обозначенные аспекты настолько тесно взаимосвязаны, что разделить их практически невозможно, однако попытаемся охарактеризовать их подробнее.
Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно-образная и наглядно-действенная формы познания. В этом состоит огромное, до сих пор в должной мере не используемое преимущество уроков технологии перед всеми другими уроками. Таким образом, совершенно очевидно, что уроки практического труда реально могут способствовать более продуктивной социализации и социальной адаптации личности.
Следует также отметить, что эти уроки могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.
|
|
Влияние практической деятельности на умственное развитие мыуже отмечали. Оно обусловлено тем, насколько ученику требуется соединять практические действия с выполнением мыслительных операций. На уроках практического труда, как правило, ставится задача реализации на практике определенных проектно-художественных представлений, конструктивного замысла. Это требует умения установить взаимосвязи между элементами создаваемой конструкции на идеальном уровне и в соответствии с этим установить связи между возможными действиями и их результатами, определить последовательность действий. Методически грамотно разработанная организация практической деятельности учеников, требующей решения конструкторских задач, способствует выработке таких важных качеств мышления, как конструктивность и гибкость, активно формирует познавательные процессы и в результате, с учетом возрастных особенностей младших школьников, значительно эффективнее способствует их интеллектуальному развитию, чем сугубо отвлеченная умственная деятельность.
Эстетическое развитие учащихся на уроках практического труда также может быть эффективным при условии соответствующей организации их проектно-конструкторской деятельности. Это связано с тем, что учащиеся на всех ее этапах (от формирования проектного замысла или анализа образцов до предметной реализации идеи) так или иначе проявляют эстетическое отношение к объектам, условиям, процессу и результатам деятельности. Выполнение заданий проектно-художественного плана предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Если содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках технологии может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов в дизайнерской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Поскольку мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, уроки дизайна побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Среди всех учебных дисциплин именно уроки практического труда предоставляют возможность рассмотреть проблему «человек и природа» с достаточной глубиной и вместе с тем на доступном для младшего школьника материале. Это объясняется тем, что все вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный чувственный опыт и продуктивную художественно-конструкторскую деятельность.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и проч.
Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что крупные мышцы у детей опережают рост мелких, поэтому дети 6-7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанных с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур и проч. Кроме того, в этом возрасте у них еще не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках технологии практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического развития ребенка.
Учитывая все изложенное, можно утверждать, что уроки практического труда, построенные на основе дизайнерского образования, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности. Современный подход к разработке данного курса должен учитывать эти уникальные возможности, в связи, с чем представляется нецелесообразным ограничивать его лишь формированием «технологических» знаний и умений.
Лекция 3. Особенности оснащения курса технологии в начальной школе. 1.Кабинет ручного труда. Материальное оснащение уроков. Техника безопасности на уроках трудового обучения.
2.Секреты мастерства (приемы работы с инструментами).
Проблема методов в методике трудового обучения до сих пор не получила однозначного разрешения. Принципиальное значение имеет даже то обстоятельство, что отдельные методисты формулируют ее не как «методы обучения на уроках труда (или технологии)», а как «методы трудового обучения». Разница в формулировках демонстрирует существенные различия в концептуальных взглядах на учебный предмет «технология». В последнем варианте подразумевается собственная система методов, характерных именно для данного учебного предмета и отличающая его от всех остальных. В этом случае вопрос в значительной степени решается по аналогии с системой профессионально-технического обучения, в которой, действительно, методы обучения имеют своеобразный вид.
Например, одним из специфических методов «трудового обучения» до сих пор считается так называемый инструктаж, который подразделяют на устный (словесный), демонстрационный и письменно -графический. Инструктаж обычно подразумевает указания об используемых материалах и инструментах, объяснение порядка работы, демонстрацию приемов ее выполнения, предупреждение возможных ошибок и проч. Совершенно очевидно, что, провозглашая такой специфический метод в качестве главного на уроках практического труда, мы тем самым трактуем их как уроки, на которых преимущественно происходит обучение практическим действиям и операциям, а также преследуется практическая цель - изготовление изделия.
Как мы уже говорили, современные уроки технологии - это не «фабрика поделок» и не производственно-технологическое обучение. Необходимость придания им общеобразовательного статуса требует, чтобы проблема методов обучения на уроках практического труда рассматривалась с учетом общих положений современной дидактики.
В дидактике принято классифицировать методы обучения по нескольким признакам:
- по источникам, из которых учащиеся получают знания (словесные, наглядные, практические методы);
- по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские методы);
- по характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы сообщения учащимся новых знаний, методы закрепления полученных знаний, методы формирования умений и навыков,
методы контроля и оценки знаний учащихся); - по преобладанию при их применении деятельности учителя или
ученика (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся).
Наглядные методы обучения - демонстрация и иллюстрация -в младших классах используются особенно широко, так как у детей этого возраста преобладают наглядно-образные формы познания и недостаточен запас чувственных представлений, а потому они еще не готовы к восприятию обобщенных сведений, излагаемых учителем в словесной форме.
Невозможно организовать эффективный учебный процесс на уроках трудового обучения без демонстрации учителем способов организации рабочего места, работы инструментами, обработки материалов, используемых в процессе трудовой деятельности, последовательности выполнения трудовых операций.
Наглядные методы обычно тесно связаны со словесными, поскольку сам по себе показ, не сопровождаемый пояснениями, не обеспечивает понимания связей (между отдельными операциями, между действиями и их результатами), которые ученикам надо заметить. Слово учителя, сопровождающее наглядную демонстрацию, направляет внимание учеников и создает ту самую «ориентировочную основу» (т. е. умственную, теоретическую часть познания), которая необходима для понимания любого действия.
Практические методы на уроках технологии являются наиболее важными, так как усвоить необходимые знания, умения и навыки можно только в процессе практического выполнения конкретных учебных заданий. К этой группе методов можно отнести все упражнения, опыты, эксперименты, а также работу с учебником и другими дидактическими материалами.
Отдельные, самостоятельные упражнения на уроках трудового обучения в начальных классах проводятся сравнительно редко, но в процессе выполнения практических работ младшие школьники все-таки «упражняются» много и постепенно осваивают приемы пользования простейшими ручными инструментами, способы обработки различных материалов.
То же самое следует сказать об опытах и экспериментах. На практике, непосредственно в процессе работы над изделиями, школьники знакомятся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, картона, ткани, древесины, пластических и других материалов. Разумеется, учитель может организовать и специальные опыты и наблюдения, однако с учетом ограниченного времени на изучение предмета «технология» это становится практически нереальным.
Например, для сравнения свойств бумаги и ткани (материалов, наиболее часто используемых на уроках трудового обучения) по отношению к влаге учитель предлагает детям провести следующий эксперимент: погрузить одинаковые по размеру кусочки ткани и бумаги в чашку с водой. В процессе эксперимента учащиеся устанавливают, что мокрая бумага легко рвется, а прочность ткани при увлажнении не снижается. В результате учащиеся делают вывод о том, что изделия из ткани можно стирать в воде, отжимать, сушить и это не скажется на их прочности, а с влажной бумагой нужно обращаться очень осторожно; это важно помнить при работе с клеем, так как он увлажняет бумагу и делает ее более мягкой и менее прочной. Подобные опыты вызывают у школьников неизменный интерес, они надолго остаются в памяти детей, однако чаще всего приходится ограничиваться простыми словесными пояснениями того, как правильно наносить клей на бумагу и приклеивать детали.
Что касается самостоятельной работы с учебником и другими дидактическими материалами, учитель должен уделять специальное внимание тому, чтобы приучить школьников грамотно пользоваться ими в своей работе. Речь идет о внимательном анализе содержащейся в них информации, ее правильном отборе и практическом использовании. Зачастую младшие школьники совершенно не умеют выполнять подобную работу, поскольку привыкают на уроках технологии только следовать прямым инструкциям и указаниям.
Рассмотрев классификацию методов обучения по источникам получения знаний, мы можем отметить, что все методы в ней тесно взаимосвязаны, а подчас и трудно разделимы. Так, слово как источник информации присутствует не только в рассказе, объяснении (в словесных методах), но и в учебнике (т. е. неотделимо от практических методов); наглядность должна сопровождать любые объяснения, а также обязательно содержится в учебнике и проч. Кроме того, любой из рассмотренных методов может по-разному направлять деятельность учеников. В одном случае рассказ учителя будет лишь способствовать некоторому пополнению запаса знаний (к тому же чаще всего справочного характера), а школьники окажутся в роли пассивных слушателей; в другом случае этот же словесный метод может демонстрировать им ход рассуждений и способствовать развитию мышления детей. С учетом этого рассмотрим другую классификацию.