В соответствии с учебным планом на каждую тему выделено необходимое количество часов семинарских занятий, которые проводятся в соответствии с вопросами, рекомендованными к изучению по определенным темам.
При проведении семинарских занятий преподаватель должен направлять работу, способствуя развитию творческой самостоятельности студентов, помогать связывать научно-теоретические положения с реальной деятельностью организаций. В свою очередь студенты должны регулярно готовиться к семинарским занятиям и участвовать в обсуждении вопросов. В процессе изучения тем на занятиях могут возникать дискуссии по проблемным вопросам, которые позволяют глубже изучить и понять специфику нравственных отношений юридических профессий. При подготовке к занятиям следует рекомендовать студентам руководствоваться конспектом лекций и рекомендованной литературой. Тематический план дисциплины, учебно-методические материалы, а также список рекомендованной литературы приведены в Учебно-методическом комплексе (УМК) по данной дисциплине.
|
|
В ходе изучения курса студент имеет возможность подготовить реферат по выбранной из предложенного в Рабочей программе списка теме. Выступление с докладом по реферату в группе проводится в форме презентации с использованием мультимедийной техники. Студенты могут, и это желательно, задавать вопросы докладчику. По окончании обсуждения преподаватель делает обобщение и подводит итог, оценивая выступление, либо может предложить это сделать одному из студентов.
В учебном процессе первостепенное значение имеют активные методы обучения, к которым относятся решение задач, анализ конкретных ситуаций (кейсов), проведение деловых игр и др. Такие формы занятий позволяют добиться в учебной аудитории максимального приближения студентов к практической деятельности специалиста в области юриспруденции.
Каждое семинарское занятие можно разбить на следующие части:
- Краткое вступительное слово преподавателя, нацеливающее на тему семинара и организационные моменты.
- Обсуждение студентами вопросов, выделенных по теме, реферативных выступлений, анализ конкретных ситуаций, решение задач, также возможно проведение контрольной работы. В процессе работы преподаватель вправе вносить уточнения, коррективы, направлять студентов.
- Заключительное слово преподавателя, подведение итогов работы студентов на семинарском занятии.
- Задание студентам на следующее практическое занятие.
Основная цель проведения практических занятий по курсу – закрепление знаний, приобретаемых при изучении лекционного курса и при самостоятельной работе с учебной и методической литературой, а также приобретение умений в области профессиональной деятельности.
|
|
Практические занятия в целях лучшего закрепления материала проводятся в разных формах:
1) рассмотрение конкретной ситуации (case-study) – данная форма направлена на приобретение навыков практического применения комплекса полученных студентами знаний для нахождения решения проблемы в конкретной предложенной ситуации, с которой студент может столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Case-study – это методика ситуативного обучения студентов, основанная на описании конкретной ситуации и направленная на поиск и реализацию решения проблемы. Описание конкретной ситуации включает описание компании, ее основных характеристик, описание проблемной ситуации. Основная задача заключается в том, чтобы детально и подробно рассмотреть ситуацию.
Этапы проведения практического занятия при данной форме:
- учебная группа делится на подгруппы по 3-5 человек;
- студенты получают материалы кейса (описание конкретной ситуации, методические указания по выполнению кейса) и изучают их;
- в результате изучения материалов кейса студент должен четко представлять сложившуюся проблемную ситуацию;
- после изучения материалов кейса студенты последовательно выполняют все этапы задания, приведенные в данном практикуме, и подготавливают отчет по каждому этапу в соответствии с требованиями к его оформлению;
- для защиты отчетов по каждому этапу необходимо знать методику выполнения заданий и уметь обосновать принятые решения.
2) деловая игра и ролевые занятия - такие формы проведения практических занятий являются формами активного обучения студентов. Они сочетают в себе адекватное отображение реальных практических ситуаций, воспроизведение возможного поведения юриста и их команд по принятию решений в заданных ситуациях. Деловые игры проводятся по командной системе, что способствует активному усвоению учебного материала.
Преподаватель за 1-2 недели до проведения деловой игры собирает учебную группу, объявляет о предстоящем ее проведении, разъясняет ее цель, задачи, условия, место, время и порядок проведения. Он должен заблаговременно ознакомить студентов со сценарием деловой игры и, прежде всего, с содержанием фабулы дела.
На ключевые роли в деловой игре (судьи, адвоката, прокурора, экспертов) рекомендуется назначать наиболее подготовленных студентов, возможно уже имеющих опыт публичных выступлений или участия в судебных заседаниях в любом качестве. Самовыдвижение студентов на роли поддерживается.
Неоценимую пользу на подготовительной стадии может принести посещение студентами судебного заседания при рассмотрении конкретного дела. Желательным было бы присутствие при рассмотрении дела, тематически сходного с тем, которое предлагается для деловой игры.
Студенты должны изучить предварительно действующее законодательство и судебную практику по соответствующей категории дел. В процессе подготовки к деловой игре студенты (с учетом предварительного распределения ролей) могут составить проекты необходимых документов.
Перед проведением игры преподаватель проводит установочное занятие, в ходе которого проверяет готовность студентов к игре, при необходимости дает консультации, оказывает помощь. Студенты ориентируются на творческий, деловой подход к проведению деловой игры, необходимость разрешения всех возникающих в процессе игры вопросов.
3) обсуждение заранее поставленных в плане вопросов – данная форма включает в себя следующие этапы:
- вступительное слово преподавателя;
- последовательное заслушивание ответов обучаемых на поставленные вопросы и их обсуждение;
|
|
- выработка (поиск) правильного (оптимального) варианта решения (понимания) студентами рассматриваемых вопросов;
- заключение преподавателя (подведение итогов занятия).
4) реферирование - данная форма включает в себя следующие этапы:
- вступительное слово преподавателя;
- последовательное заслушивание и обсуждение рефератов (докладов) студентов;
- формирование в результате дискуссии правильных суждений по каждому из сделанных докладов (рефератов);
- заключение преподавателя.
5) передача опыта - данная форма включает в себя следующие этапы:
- вступительное слово преподавателя;
- сообщение одним или несколькими участниками семинара своего практического опыта;
- обсуждение опыта;
- определение ценности и характера практического использования этого опыта в деятельности юриста;
- заключение преподавателя.
6) телеконференция (виртуальный семинар) - если конференция не моделируема (не управляема), то каждый участник видит на экране монитора все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара; если участники располагаются в разных часовых поясах, то предпочтительны семинары в режиме off-line (отложенное время).
Для обучения в среде Интернет рекомендуются следующие типы семинаров:
- вопросно – ответный семинар;
- семинар с использованием докладов по вопросам темы семинара;
- семинар пресс – конференция;
- другие.
Наиболее удобным, особенно когда нет достаточных практических навыков работы, можно считать вариант, когда «вход» в семинар каждого участника проводится в удобное для каждого участника семинара время в течение заранее определенного интервала времени (т.е. в отложенном времени).
Для этого преподавателю следует составить график, где указать время начала и конца семинара. О нем должно быть известно студентам заранее.
Общий сценарий проведения электронного семинара такой – же, как традиционный, но только проводиться в “эпистолярном” жанре, т.е. коммуникация проводится с помощью электронных сообщений, а не вербально, как обычном семинаре. Например, на семинаре с использованием докладов по вопросам темы семинара, на протяжении проведения семинара студенты обязаны дать ответы в письменной форме на каждый вопрос (эти ответы доступны для обозрения на экранах компьютеров всем студентам группы). Преподаватель комментирует ответ студента в письменной форме, кроме того, поощряются высказывания студентов, получаемые как реакция на сообщения своих сокурсников (активная дискуссия).
|
|
Дидактические инструменты форума кафедры позволяют преподавателю персонально обращаться в письменной форме к каждому студенту.
В конце семинара преподаватель подводит итоги семинара и выставляет оценки.
Таким образом, все студенты обязаны:
- сформулировать обоснованный ответ в сжатой форме (около страницы текста) на каждый вопрос семинара;
- ответить на вопросы и замечания преподавателя по содержанию своего «выступления»;
- высказать (в «письменной форме») свое отношение к выступлениям других студентов.
Результаты дискуссий во время проведения семинара архивируются в форуме, а тексты дискуссии доступны всем участникам форума для обозрения.
В зависимости от темы, дидактической цели и характера рассматриваемых на семинаре вопросов могут применяться и смешанные варианты схем (структуры проведения) практического занятия.
Хрестоматии
1. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации/Отв. Ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т. – М., 2008.
2. Малый А.Ф. Конституционное право России: Учебное пособие в схемах. – М., 1999.