Методические указания для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия

 

В соответствии с учебным планом на каждую тему выделено необходимое количество часов семинарских занятий, которые проводятся в соответствии с вопросами, рекомендованными к изучению по определенным темам.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен направлять работу, способствуя развитию творческой самостоятельности студентов, помогать связывать научно-теоретические положения с реальной деятельностью организаций. В свою очередь студенты должны регулярно готовиться к семинарским занятиям и участвовать в обсуждении вопросов. В процессе изучения тем на занятиях могут возникать дискуссии по проблемным вопросам, которые позволяют глубже изучить и понять специфику нравственных отношений юридических профессий. При подготовке к занятиям следует рекомендовать студентам руководствоваться конспектом лекций и рекомендованной литературой. Тематический план дисциплины, учебно-методические материалы, а также список рекомендованной литературы приведены в Учебно-методическом комплексе (УМК) по данной дисциплине.

В ходе изучения курса студент имеет возможность подготовить реферат по выбранной из предложенного в Рабочей программе списка теме. Выступление с докладом по реферату в группе проводится в форме презентации с использованием мультимедийной техники. Студенты могут, и это желательно, задавать вопросы докладчику. По окончании обсуждения преподаватель делает обобщение и подводит итог, оценивая выступление, либо может предложить это сделать одному из студентов.

В учебном процессе первостепенное значение имеют активные методы обучения, к которым относятся решение задач, анализ конкретных ситуаций (кейсов), проведение деловых игр и др. Такие формы занятий позволяют добиться в учебной аудитории максимального приближения студентов к практической деятельности специалиста в области юриспруденции.

Каждое семинарское занятие можно разбить на следующие части:

  • Краткое вступительное слово преподавателя, нацеливающее на тему семинара и организационные моменты.
  • Обсуждение студентами вопросов, выделенных по теме, реферативных выступлений, анализ конкретных ситуаций, решение задач, также возможно проведение контрольной работы. В процессе работы преподаватель вправе вносить уточнения, коррективы, направлять студентов.
  • Заключительное слово преподавателя, подведение итогов работы студентов на семинарском занятии.
  • Задание студентам на следующее практическое занятие.

Основная цель проведения практических занятий по курсу – закрепление знаний, приобретаемых при изучении лекционного курса и при самостоятельной работе с учебной и методической литературой, а также приобретение умений в области профессиональной деятельности.

Практические занятия в целях лучшего закрепления материала проводятся в разных формах:

1) рассмотрение конкретной ситуации (case-study) – данная форма направлена на приобретение навыков практического применения комплекса полученных студентами знаний для нахождения решения проблемы в конкретной предложенной ситуации, с которой студент может столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Case-study – это методика ситуативного обучения студентов, основанная на описании конкретной ситуации и направленная на поиск и реализацию решения проблемы. Описание конкретной ситуации включает описание компании, ее основных характеристик, описание проблемной ситуации. Основная задача заключается в том, чтобы детально и подробно рассмотреть ситуацию.

Этапы проведения практического занятия при данной форме:

- учебная группа делится на подгруппы по 3-5 человек;

- студенты получают материалы кейса (описание конкретной ситуации, методические указания по выполнению кейса) и изучают их;

- в результате изучения материалов кейса студент должен четко представлять сложившуюся проблемную ситуацию;

- после изучения материалов кейса студенты последовательно выполняют все этапы задания, приведенные в данном практикуме, и подготавливают отчет по каждому этапу в соответствии с требованиями к его оформлению;

- для защиты отчетов по каждому этапу необходимо знать методику выполнения заданий и уметь обосновать принятые решения.

2) деловая игра и ролевые занятия - такие формы проведения практических занятий являются формами активного обучения студентов. Они сочетают в себе адекватное отображение реальных практических ситуаций, воспроизведение возможного поведения юриста и их команд по принятию решений в заданных ситуациях. Деловые игры проводятся по командной системе, что способствует активному усвоению учебного материала.

Преподаватель за 1-2 недели до проведения деловой игры собирает учебную группу, объявляет о предстоящем ее про­ведении, разъясняет ее цель, задачи, условия, место, время и порядок проведения. Он должен заблаговременно ознако­мить студентов со сценарием деловой игры и, прежде всего, с содержанием фабулы дела.

На ключевые роли в деловой игре (судьи, адвоката, проку­рора, экспертов) рекомендуется назначать наиболее подготов­ленных студентов, возможно уже имеющих опыт публичных выступлений или участия в судебных заседаниях в любом каче­стве. Самовыдвижение студентов на роли поддерживается.

Неоценимую пользу на подготовительной стадии может принести посещение студентами судебного заседания при рассмотрении конкретного дела. Желательным было бы присутствие при рассмотрении дела, тематически сходного с тем, которое предлагается для деловой игры.

Студенты должны изучить предварительно действующее законодательство и судебную практику по соответствующей категории дел. В процессе подготовки к деловой игре студенты (с учетом предварительного распределения ролей) могут составить проекты необходимых документов.

Перед проведением игры преподаватель проводит установоч­ное занятие, в ходе которого проверяет готовность студентов к игре, при необходимости дает консультации, оказывает помощь. Студенты ориентируются на творческий, деловой подход к про­ведению деловой игры, необходимость разрешения всех возни­кающих в процессе игры вопросов.

3) обсуждение заранее поставленных в плане вопросов – данная форма включает в себя следующие этапы:

- вступительное слово преподавателя;

- последовательное заслушивание ответов обучаемых на поставленные вопросы и их обсуждение;

- выработка (поиск) правильного (оптимального) варианта решения (понимания) студентами рассматриваемых вопросов;

- заключение преподавателя (подведение итогов занятия).

4) реферирование - данная форма включает в себя следующие этапы:

- вступительное слово преподавателя;

- последовательное заслушивание и обсуждение рефератов (докладов) студентов;

- формирование в результате дискуссии правильных суждений по каждому из сделанных докладов (рефератов);

- заключение преподавателя.

5) передача опыта - данная форма включает в себя следующие этапы:

- вступительное слово преподавателя;

- сообщение одним или несколькими участниками семинара своего практического опыта;

- обсуждение опыта;

- определение ценности и характера практического использования этого опыта в деятельности юриста;

- заключение преподавателя.

6) телеконференция (виртуальный семинар) - если конференция не моделируема (не управляема), то каждый участник видит на экране монитора все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара; если участники располагаются в разных часовых поясах, то предпочтительны семинары в режиме off-line (отложенное время).

Для обучения в среде Интернет рекомендуются следующие типы семинаров:

- вопросно – ответный семинар;

- семинар с использованием докладов по вопросам темы семинара;

- семинар пресс – конференция;

- другие.

Наиболее удобным, особенно когда нет достаточных практических навыков работы, можно считать вариант, когда «вход» в семинар каждого участника проводится в удобное для каждого участника семинара время в течение заранее определенного интервала времени (т.е. в отложенном времени).

Для этого преподавателю следует составить график, где указать время начала и конца семинара. О нем должно быть известно студентам заранее.

Общий сценарий проведения электронного семинара такой – же, как традиционный, но только проводиться в “эпистолярном” жанре, т.е. коммуникация проводится с помощью электронных сообщений, а не вербально, как обычном семинаре. Например, на семинаре с использованием докладов по вопросам темы семинара, на протяжении проведения семинара студенты обязаны дать ответы в письменной форме на каждый вопрос (эти ответы доступны для обозрения на экранах компьютеров всем студентам группы). Преподаватель комментирует ответ студента в письменной форме, кроме того, поощряются высказывания студентов, получаемые как реакция на сообщения своих сокурсников (активная дискуссия).

Дидактические инструменты форума кафедры позволяют преподавателю персонально обращаться в письменной форме к каждому студенту.

В конце семинара преподаватель подводит итоги семинара и выставляет оценки.

Таким образом, все студенты обязаны:

- сформулировать обоснованный ответ в сжатой форме (около страницы текста) на каждый вопрос семинара;

- ответить на вопросы и замечания преподавателя по содержанию своего «выступления»;

- высказать (в «письменной форме») свое отношение к выступлениям других студентов.

Результаты дискуссий во время проведения семинара архивируются в форуме, а тексты дискуссии доступны всем участникам форума для обозрения.

В зависимости от темы, дидактической цели и характера рассматриваемых на семинаре вопросов могут применяться и смешанные варианты схем (структуры проведения) практического занятия.

Хрестоматии

1. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации/Отв. Ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т. – М., 2008.

2. Малый А.Ф. Конституционное право России: Учебное пособие в схемах. – М., 1999.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow