double arrow

Методические указания по проведению индивидуальных и групповых консультаций

Определенное место в системе обучения студентов выс­ших учебных заведений занимают консультации по дисциплине.

Консультации как одна из форм обучения могут быть классифицированы по отдельным видам на групповые; инди­видуальные; тематические; по вопросам студентов; по воп­росам, на которые считает необходимым обратить внимание преподаватель; проводимые в течение всего периода изуче­ния дисциплины; перед эк­заменами; перед государственным экзаменом; устные; пись­менные.

Основная цель консультации — помочь студентам в творческом усвоении всех вопросов, составляющих предмет «Конституционное (государственное) право России».

Рассмотрим методику организации и проведения индиви­дуальных и групповых консультаций.

Индивидуальные консультации проводятся в течение все­го периода изучения конституционного права. Их цель состоит в том, чтобы помочь студенту лучше подго­товиться к семинарскому или практическому занятию, более квалифицированно написать курсовую, контрольную работу или подготовить доклад на научном кружке. Поэтому кон­сультации должны носить систематический характер.

Чаще всего за консультацией студенты обращаются к преподавателю, который ведет в их группе семинарские и практические занятия, иногда—к другому преподавателю. Это чаще бывает тогда, когда у преподавателя, который прово­дит семинарские и практические занятия, по отдельным спор­ным вопросам дисциплины не совпадает точка зрения с лектором. Но иногда у студента возни­кает потребность не откладывая обратиться к преподавате­лю за консультацией, тогда он обращается к любому пре­подавателю. С учетом этого обстоятельства желательно на кафедре иметь график консультаций.

Опыт организации и проведения индивидуальных кон­сультаций на кафедре теории государства и права показывает, что график лучше составлять на семестр. В него следует включать профессоров, доцентов, старших преподавателей и наиболее опытных преподавате­лей, которые читают курс лекций или проводят семинарские и практические занятия. Если таких препода­вателей набирается достаточно, то консультации можно про­водить пять раз в неделю. Каждый преподаватель выбирает наиболее подходящий для него день недели.

Характер и содержание вопросов, которые задают студенты преподавателю в порядке индивидуальной консульта­ции, могут быть весьма разнообразны. В начале изучения конституционного права студенты ограничиваются обычно воп­росами по темам, которые выносятся на ближайшие семи­нарские и практические занятия. Это объясняется тем, что студенты, как правило, готовятся к занятию накануне. В дальнейшем круг этих вопросов значительно расширяет­ся, так как студенты обнаруживают пробелы в знаниях уже пройденного, неясности в отдельных вопросах вновь изу­чаемого материала.

Во время подготовки к экзаменам большинство интересу­ется экзаменационными билетами, учебниками для подготов­ки к экзамену. Студенты просят разъяснить сущность от­дельных вопросов, провести разграничение между смежными понятиями. Несмотря на разнообразный характер вопросов, преподава­тель должен быть готовым к ответу на любой из них.

Нередко студент просит дать определение того или иного процессуального действия, например, освидетельство­вания и судебно-медицинской экспертизы. В этом случае ему можно порекомендовать прочитать соответствующую ли­тературу, где даются правильные определения указанных понятий.

Довольно часто студенты обращаются за консультаци­ей в связи с курсовыми письменными работами, а также по поводу решения задач при подготовке к практическому за­нятию.

В этом случае можно дать следующие рекомендации:

1) по всем вопросам контрольных и курсовых работ, так как они готовятся студентом в течение всего семестра, мож­но обращаться за консультацией к преподавателю, который ведет в группе семинарские и практические занятия и будет рецензировать эти работы;

2) преподаватель рекомендует студенту дополнитель­ные литературные источники и нормативные акты помимо указанных в тематике курсовых работ, оказывает помощь в составлении плана курсовой работы;

3) относительно решения задач в порядке подготовки к практическому занятию преподаватель называет перечень статей, которые могут быть использованы при решении той или иной сложной задачи;

4) преподаватель не должен решать задачи вместо студента.

Наиболее часто студенты обращаются за консультаци­ей во время экзаменационных сессий, а также перед государственными экзаменами. Мно­гие из вопросов касаются того, как отвечать на те или иные экзаменационные билеты.

Представляется, что преподаватель обязан отве­чать и на указанные вопросы студентов. Но не о том, как и какими фразами должен студент говорить, а о том, ка­кие узловые моменты данного вопроса надо обязательно подчеркнуть на экзамене.

Групповые консультации по общему правилу проводятся в связи с подготовкой к экзаменам обычно в период экзаменационных сес­сий.

В отличие от индивидуальных консультаций, которые про­водятся в соответствии с установленным графиком, группо­вые консультации проводятся по заявкам студентов во вре­мя, удобное для студентов.

Групповые консультации лучше всего проводить препо­давателю, который принимает в данной группе экзамен, а при подготовке к госэкзамену — преподавателю кафедры, ко­торый входит в состав комиссии, принимающей госэкзамен в этой подгруппе. При общей методике организации прове­дения экзаменов, как и всех других форм учебного процес­са, у каждого преподавателя есть и некоторые свои особен­ности.

Основное содержание консультации состоит в том, что преподаватель на основе анализа итогов экзаменов по уголовному процессу в прошлые экзаменацион­ные сессии, а также на основе данных по группам, где уже сдавали экзамены в данную сессию, обращает внимание студентов на те вопросы, которые вызывали наибольшие зат­руднения. На этой же консультации преподаватель может ознако­мить студентов со структурой экзаменационных билетов, для иллюстрации привести содержание некоторых из них, назвать вопросы, которые не включены в программу по уголовному процессу.

Здесь же преподаватель дает рекомендации по изучению литературных источников, нормативных актов, методические советы по подготовке к экзамену по уголовному процессу. В конце консультации следуют ответы на вопро­сы студентов.

Имеется два метода разъяснения этих вопросов:

а) преподаватель отвечает на вопросы в порядке их по­ступления от каждого студента;

б) преподаватель выслушивает вопросы всех присутству­ющих на консультации, приводит их в определенную систему, после чего дает разъяснения.

После разрешения всех поставленных студентами во­просов можно дать методические советы по подготовке к от­вету на вопросы непосредственно на экзамене после получе­ния экзаменационного билета. Эти рекомендации сводятся к следующему: 1) уяснить содержание вопросов; 2) наметить план раскрытия каждого вопроса; 3) сформулировать на бу­маге определения понятий; 4) назвать авторов, которые ис­следовали данный вопрос; 5) записать нормативные акты, регламентирующие следственное действие, подлежащее рас­крытию; 6) показать практическое значение вопроса или ин­ститута; 7) продумать примеры из следст­венной и судебной практики.

Таковы важнейшие положения методики проведения груп­повых консультаций в связи с подготовкой студентов к экзаменам.

Иногда групповые консультации могут проводиться и вне связи с экзаменами. Целесообразно, например, проводить групповую консуль­тацию по инициативе самого преподавателя в группе, где он будет проводить занятия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: