Практическое занятие № 1
Тема: СССР и мировое развитие в период «холодной войны».
Цель выполнения работы: определить сущность понятия «холодная война», выяснить причины этого явления, определить влияние внешних факторов на внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1945—1953 гг.
Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)
Теория
Начало «Холодной войны». Восточная Европа: особенности модели развития. Политика СССР в отношении восточноевропейских стран. Период партнёрства и соперничества между СССР и США. Кризис разрядки: причины и последствия.
Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 266-278
Постановка задачи
1. Провести анализ исторических документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР во второй половине ХХ века.
2. Подготовить ответы на вопросы: Какие изменения произошли в системе международных отношений после второй мировой войны. Какой фактор в противостоянии двух моделей общественного развития был ведущим. Почему?
|
|
3. Проследить основные вехи формирования системы союзов в мире с 1940-х до начала 1990-х гг.,
Группа государств Запада | СССР и его союзники | ||||
Дата | Международное событие и его участники | Его значение | Дата | Международное событие и его участники | Его значение |
4. Сформулировать выводы о смысле этих шагов и их значение.
5. Определить на каких условиях велась «холодная война»? Объяснить, почему они принимались обеими сторонами.
6. Составьте перечень наиболее значительных договоров подписанных СССР и странами запада в 1960-1970-е гг.
7. Сгруппируйте страны мира по типам развития. Ответ оформите в виде тезисов.
Порядок выполнения задачи
Изучить текст представленных документов и материалов и подготовить письменный отчет.
Контрольные вопросы
Назвать причины «Холодной войны». Аргументировано ответить на вопрос: Были ли связаны итоги второй мировой войны и причины «Холодной войны». Назвать какой фактор в противостоянии двух моделей общественного развития был ведущим? Почему? Какими факторами определялось отношений к «плану Маршалла» в странах Западной и Восточной Европы? Как это сказалось на развитии Европы и мира в целом? Почему политика разрядки оказалась непрочной? Назовите причины её срыва.
Практическое занятие №2
Тема: СССР накануне реформ
Цель выполнения работы: сформировать у учащихся представление о необходимости реформирования советского общества и проследить основные этапы перестройки.
|
|
Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)
Документы и материалы
Биографическое приложение Горбачёв М.С.
Из воспоминаний З. Млынаржа, члена ЦК КПЧ, «Мороз ударил из Кремля». М., 1992. С. 130.
Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 380-387.
Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 1 с. 29-40
Теория
Государственное устройство СССР. Общество СССР. Кризис общества и государства СССР. Противоречия культурных и этнических взаимоотношений. Идеологический кризис. СССР и страны Восточной Европы. СССР и страны третьего мира. Осознание необходимости реформ. Перестройка и новое политическое мышление.
Постановка задачи
Охарактеризуйте политику руководства КПСС в 1985-1987 гг. Почему идеи ускорения оказались неэффективными? Назовите предпосылки демократических революций в странах Восточной Европы. Какое влияние на восточно-европейские государства оказали процессы перестройки в СССР. Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки? Почему её руководству не удалось консолидировать партию? Как были связаны между собой внутриполитические события в СССР и внешняя политика нашей страны? Составьте тезисы ответов на эти вопросы.
Порядок выполнения задачи
Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.
Контрольные вопросы:
Почему необходимость реформ получила широкое признание в руководстве КПСС? Чем можно объяснить ограниченность мер, принимавшихся при Ю.В. Андропове? Чем объясняется углубление экономического и политического кризиса в СССР в конце 1980-х гг.? Как проявлялись его симптомы?