Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Методы исследования» является формирование научного мировоззрения студентов.

Основными задачами дисциплины «Методы исследования»:

- ознакомление студентов с методологией научного познания, основными принципами построения научного исследования;

- выработка навыков организации и проведения исследования в специальной педагогике и психологии;

-овладение методами исследования и способами обработки полученных данных;

- совершенствование навыков самостоятельной работы с научно-методической литературой;

В результате изучения дисциплины «Методы исследования» студент должен знать:

- основные понятия и категории научного исследования;

- этапы построения научного исследования;

- источники и условия исследовательского поиска;

В результате изучения дисциплины «Методы исследования» студент должен уметь:

- разрабатывать программу научного исследования;

- применять методы и методики исследования в специальной педагогике и психологии;

- обрабатывать полученные данные;

- интерпретировать и представлять результаты проведенного исследования;

- работать с научно- методической литературой

Программа разработана на основе отечественной и зарубежной литературы

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕРЕКВИЗИТОВ

Наименование дисциплин, их разделы (темы)  
1. Специальная педагогика
  1.Введение в специальную педагогику. Предмет специальной педагогики, ее задачи и методы
2. Специальная психология
  Введение в специальную психологию. Предмет специальной психологии, ее задачи и методы

ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРЕКВИЗИТОВ

Наименование дисциплин
1. Преддипломная практика
2. Защита дипломной работы

 

Содержание дисциплины

Лекционный курс

№ темы Наименование тем лекций Содержание тем   Объем в часах Неделя семестра
1. Научное исследование, его методологические принципы Общие понятия о методологии науки. Структура и функции методологического знания. Понятие о научном исследовании. Методологические принципы исследования: активность, развитие, детерминизм, системность.    
2. Этапы научного исследования Характеристика основных этапов исследования. Содержание подготовительного этапа. Проблема и тема исследования. Определение объекта и предмета исследования.Формулирование гипотезы и задач исследования. Содержание исследовательского этапа. Содержание заключительного этапа исследования.   2-3
3. Теоретические методы исследования   Методы познания как составные элементы научного исследования Соотношение понятий методологии метода и методики. Характеристика теоретических методов исследования    
  Эмпирические методы исследования   Общая характеристика эмпирических методов исследования. Требования к выбору методов исследования    
5. Наблюдение как метод исследования   Общая характеристика метода наблюдения. Необходимые условия научного наблюдения. Основные этапы процедуры наблюдения. Требования к организации и проведению.    
  Виды наблюдения Виды наблюдения (cамонаблюдение. свободное, включенное, сплошное, выборочное, по стандартизированной схеме).    
7. Опрос, разновидности опроса Опрос. Разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование). Требования к организации и проведению. Способы обработки анкетных данных. Социометрический опрос, техника проведения.   8-9
8. Эксперимент, его виды Основная задача эксперимента. Виды эксперимента. Естественный и лабораторный эксперименты. Констатирующий и формирующий эксперименты.    
9. Организация и проведение эксперимента Процедура и основные характеристики эксперимента. Требования к объему и составу выборки испытуемых. Понятие о контрольной группе. Этапы проведения эксперимента    
10. Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Определение понятия психологического теста. Основные сферы тестирования. Психологический тест как объективное измерение. Основные требования, предъявляемые к тестам. Понятия валидности, надежности. Этапы процесса тестирования    
11. Виды тестов Тесты интеллекта; тесты способностей; тесты достижений; тесты личности; тесты проективные; критериально-ориентированные тесты   13-14
12. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Виды анализа результатов. Количественный и качественный анализ. Интерпретация результатов исследования. Наглядно-графическое представление результатов исследования. Разработка научных выводов и рекомендаций. Оформление результатов исследования.    
  Всего      

2.2. Семинарские, практические занятия

№ темы Наименование тем занятий Содержание тем Объем в часах Неделя семестра
1. Методологические принципы научного исследования Методологические принципы исследования: активность, развитие, детерминизм, системность. Теоретические основы и проблематика современных психологических исследований.    
2. Характеристика основных этапов исследования Содержание подготовительного этапа. Содержание исследовательского этапа. Содержание заключительного этапа исследования.   2-3
3. Теоретические методы исследования   Сущность теоретических методов исследования. Роль теоретических методов в построении концепций и разработке основных положений предстоящего научного поиска. Метод изучение и теоретического анализа источников.    
  Эмпирические методы исследования   Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент, изучение продуктов деятельности).    
5. Наблюдение как метод   Необходимые условия научного наблюдения. Трудности использования метода объективного наблюдения. Требования к организации и проведению.    
  Виды наблюдения Виды наблюдения. Причины типичных ошибок наблюдения.    
7. Разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) Требования к организации и проведению. Способы обработки анкетных данных. Социометрический опрос, техника проведения.   8-9
8. Эксперимент, его виды Виды эксперимента. Естественный и лабораторный эксперименты. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Пилотажное исследование.    
9. Организация и проведение эксперимента Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Требования к объему и составу выборки испытуемых. Понятие о контрольной группе. Этапы проведения эксперимента    
10. Психологический тест как объективное измерение Основные требования, предъявляемые к тестам. Понятия валидности, надежности. Этапы процесса тестирования    
11. Виды психологических тестов Тесты интеллекта; тесты способностей; тесты достижений; тесты личности; тесты проективные; критериально-ориентированные тесты   13-14
12. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Виды анализа результатов. Количественный и качественный анализ. Интерпретация результатов исследования. Наглядно-графическое представление результатов исследования. Разработка научных выводов и рекомендаций. Оформление результатов исследования.    
  Всего      

 

2.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

№№ п.п. Наименование тем и содержание заданий для СРСП Формы проведения Объем в часах Неделя семестра
1. Научное исследование, его методологические принципы Подготовить доклад об использовании ведущих методологических положений психологии применительно к конкретным темам исследования. Групповая дискуссия    
2. Этапы научного исследования. Проанализировать и определить основные элементы исследования (научный аппарат) по предлагаемым темам. Эвристическая беседа   2-3
  Теоретические методы исследования Составление библиографического указателя Индивидуальная работа    
4. Эмпирические методы исследования Обосновать выбор методов для решения задач исследования Групповая дискуссия    
5. Наблюдение как метод исследования Проанализировать протоколы наблюдений, сопоставить данные нескольких наблюдателей Решение задач на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных    
  Виды наблюдения Составление таблицы Индивидуальная работа    
7. Опрос, разновидности опроса Проанализировать результаты опроса (анкетирование, беседа), сформулировать выводы Работа в группах   8-9
8. Эксперимент, его виды Подготовить изложение хода проведения эксперимента по выбранной теме Эвристическая беседа    
9. Организация и проведение эксперимента. Изучить требования к проведению эксперимента, проанализировать конкретные ситуации Решение задач на эвристический поиск на базе конкретных эмпирических данных    
10. Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Изучить требования к проведению тестов, проанализировать конкретные ситуации Решение задач на эвристический поиск на базе конкретных эмпирических данных    
11. Виды психологических тестов Выполнить психодиагностические задания Выполнение психодиагностических заданий   13-14
12. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Представить в наглядно- графической форме результаты исследования Индивидуальная работа с последующим обсуждением    
  Всего      

 

2.4. Самостоятельная работа студентов

№№ п.п. Наименование тем и содержание заданий для СРС Формы контроля Объем в часах Неделя семестра
1. Научное исследование, его методологические принципы Подготовить реферативное сообщение о теоретических основах и проблематике современных исследований в специальной педагогике и психологии Обсуждение и оценка выступлений    
2. Этапы исследования. Подготовит изложение основных этапов самостоятельного исследования по выбранной теме (проблеме) Эссе   2-3
  Теоретические методы исследования Обзор литературных источников по теме Аналитический обзор    
4. Эмпирические методы исследования Подготовить доклад о роли комплекса методов для сбора объективной информации по теме исследования Обсуждение и оценка выступлений    
5. Наблюдение как метод исследования Составить программу наблюдения Кейс-стади    
  Виды наблюдения Анализ типичных ошибок наблюдения Кейс-стади    
7. Опрос, разновидности опроса Подготовить анкету для учащихся на тему «Мои интересы» Кейс-стади   8-9
  Эксперимент, его виды. Разработать программу проведения эксперимента по выбранной теме Кейс-стади    
9. Организация и проведение эксперимента Подготовить сообщение о диагностике исследуемого явления с обоснованием оптимальности и эффективности отобранных методов Обсуждение и оценка выступлений    
10. Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Обработать и проанализировать тестовые показатели Кейс -стади    
11. Виды тестов Подготовить реферативное сообщение об основных видах психологических тестов Обсуждение и оценка выступлений   13-14
12. Анализ, интерпретация и оформление полученных результатов Разработать проект по выбранной теме исследования. Защита исследовательских проектов    
  Всего      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: