Целью дисциплины «Методы исследования» является формирование научного мировоззрения студентов.
Основными задачами дисциплины «Методы исследования»:
- ознакомление студентов с методологией научного познания, основными принципами построения научного исследования;
- выработка навыков организации и проведения исследования в специальной педагогике и психологии;
-овладение методами исследования и способами обработки полученных данных;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с научно-методической литературой;
В результате изучения дисциплины «Методы исследования» студент должен знать:
- основные понятия и категории научного исследования;
- этапы построения научного исследования;
- источники и условия исследовательского поиска;
В результате изучения дисциплины «Методы исследования» студент должен уметь:
- разрабатывать программу научного исследования;
- применять методы и методики исследования в специальной педагогике и психологии;
- обрабатывать полученные данные;
- интерпретировать и представлять результаты проведенного исследования;
- работать с научно- методической литературой
Программа разработана на основе отечественной и зарубежной литературы
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕРЕКВИЗИТОВ
| № | Наименование дисциплин, их разделы (темы) |
| 1. | Специальная педагогика |
| 1.Введение в специальную педагогику. Предмет специальной педагогики, ее задачи и методы | |
| 2. | Специальная психология |
| Введение в специальную психологию. Предмет специальной психологии, ее задачи и методы |
ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРЕКВИЗИТОВ
| № | Наименование дисциплин |
| 1. | Преддипломная практика |
| 2. | Защита дипломной работы |
Содержание дисциплины
Лекционный курс
| № темы | Наименование тем лекций | Содержание тем | Объем в часах | Неделя семестра |
| 1. | Научное исследование, его методологические принципы | Общие понятия о методологии науки. Структура и функции методологического знания. Понятие о научном исследовании. Методологические принципы исследования: активность, развитие, детерминизм, системность. | ||
| 2. | Этапы научного исследования | Характеристика основных этапов исследования. Содержание подготовительного этапа. Проблема и тема исследования. Определение объекта и предмета исследования.Формулирование гипотезы и задач исследования. Содержание исследовательского этапа. Содержание заключительного этапа исследования. | 2-3 | |
| 3. | Теоретические методы исследования | Методы познания как составные элементы научного исследования Соотношение понятий методологии метода и методики. Характеристика теоретических методов исследования | ||
| Эмпирические методы исследования | Общая характеристика эмпирических методов исследования. Требования к выбору методов исследования | |||
| 5. | Наблюдение как метод исследования | Общая характеристика метода наблюдения. Необходимые условия научного наблюдения. Основные этапы процедуры наблюдения. Требования к организации и проведению. | ||
| Виды наблюдения | Виды наблюдения (cамонаблюдение. свободное, включенное, сплошное, выборочное, по стандартизированной схеме). | |||
| 7. | Опрос, разновидности опроса | Опрос. Разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование). Требования к организации и проведению. Способы обработки анкетных данных. Социометрический опрос, техника проведения. | 8-9 | |
| 8. | Эксперимент, его виды | Основная задача эксперимента. Виды эксперимента. Естественный и лабораторный эксперименты. Констатирующий и формирующий эксперименты. | ||
| 9. | Организация и проведение эксперимента | Процедура и основные характеристики эксперимента. Требования к объему и составу выборки испытуемых. Понятие о контрольной группе. Этапы проведения эксперимента | ||
| 10. | Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) | Определение понятия психологического теста. Основные сферы тестирования. Психологический тест как объективное измерение. Основные требования, предъявляемые к тестам. Понятия валидности, надежности. Этапы процесса тестирования | ||
| 11. | Виды тестов | Тесты интеллекта; тесты способностей; тесты достижений; тесты личности; тесты проективные; критериально-ориентированные тесты | 13-14 | |
| 12. | Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования | Виды анализа результатов. Количественный и качественный анализ. Интерпретация результатов исследования. Наглядно-графическое представление результатов исследования. Разработка научных выводов и рекомендаций. Оформление результатов исследования. | ||
| Всего |
2.2. Семинарские, практические занятия
| № темы | Наименование тем занятий | Содержание тем | Объем в часах | Неделя семестра |
| 1. | Методологические принципы научного исследования | Методологические принципы исследования: активность, развитие, детерминизм, системность. Теоретические основы и проблематика современных психологических исследований. | ||
| 2. | Характеристика основных этапов исследования | Содержание подготовительного этапа. Содержание исследовательского этапа. Содержание заключительного этапа исследования. | 2-3 | |
| 3. | Теоретические методы исследования | Сущность теоретических методов исследования. Роль теоретических методов в построении концепций и разработке основных положений предстоящего научного поиска. Метод изучение и теоретического анализа источников. | ||
| Эмпирические методы исследования | Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент, изучение продуктов деятельности). | |||
| 5. | Наблюдение как метод | Необходимые условия научного наблюдения. Трудности использования метода объективного наблюдения. Требования к организации и проведению. | ||
| Виды наблюдения | Виды наблюдения. Причины типичных ошибок наблюдения. | |||
| 7. | Разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) | Требования к организации и проведению. Способы обработки анкетных данных. Социометрический опрос, техника проведения. | 8-9 | |
| 8. | Эксперимент, его виды | Виды эксперимента. Естественный и лабораторный эксперименты. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Пилотажное исследование. | ||
| 9. | Организация и проведение эксперимента | Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Требования к объему и составу выборки испытуемых. Понятие о контрольной группе. Этапы проведения эксперимента | ||
| 10. | Психологический тест как объективное измерение | Основные требования, предъявляемые к тестам. Понятия валидности, надежности. Этапы процесса тестирования | ||
| 11. | Виды психологических тестов | Тесты интеллекта; тесты способностей; тесты достижений; тесты личности; тесты проективные; критериально-ориентированные тесты | 13-14 | |
| 12. | Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования | Виды анализа результатов. Количественный и качественный анализ. Интерпретация результатов исследования. Наглядно-графическое представление результатов исследования. Разработка научных выводов и рекомендаций. Оформление результатов исследования. | ||
| Всего |
2.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
| №№ п.п. | Наименование тем и содержание заданий для СРСП | Формы проведения | Объем в часах | Неделя семестра |
| 1. | Научное исследование, его методологические принципы Подготовить доклад об использовании ведущих методологических положений психологии применительно к конкретным темам исследования. | Групповая дискуссия | ||
| 2. | Этапы научного исследования. Проанализировать и определить основные элементы исследования (научный аппарат) по предлагаемым темам. | Эвристическая беседа | 2-3 | |
| Теоретические методы исследования Составление библиографического указателя | Индивидуальная работа | |||
| 4. | Эмпирические методы исследования Обосновать выбор методов для решения задач исследования | Групповая дискуссия | ||
| 5. | Наблюдение как метод исследования Проанализировать протоколы наблюдений, сопоставить данные нескольких наблюдателей | Решение задач на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных | ||
| Виды наблюдения Составление таблицы | Индивидуальная работа | |||
| 7. | Опрос, разновидности опроса Проанализировать результаты опроса (анкетирование, беседа), сформулировать выводы | Работа в группах | 8-9 | |
| 8. | Эксперимент, его виды Подготовить изложение хода проведения эксперимента по выбранной теме | Эвристическая беседа | ||
| 9. | Организация и проведение эксперимента. Изучить требования к проведению эксперимента, проанализировать конкретные ситуации | Решение задач на эвристический поиск на базе конкретных эмпирических данных | ||
| 10. | Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Изучить требования к проведению тестов, проанализировать конкретные ситуации | Решение задач на эвристический поиск на базе конкретных эмпирических данных | ||
| 11. | Виды психологических тестов Выполнить психодиагностические задания | Выполнение психодиагностических заданий | 13-14 | |
| 12. | Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Представить в наглядно- графической форме результаты исследования | Индивидуальная работа с последующим обсуждением | ||
| Всего |
2.4. Самостоятельная работа студентов
| №№ п.п. | Наименование тем и содержание заданий для СРС | Формы контроля | Объем в часах | Неделя семестра |
| 1. | Научное исследование, его методологические принципы Подготовить реферативное сообщение о теоретических основах и проблематике современных исследований в специальной педагогике и психологии | Обсуждение и оценка выступлений | ||
| 2. | Этапы исследования. Подготовит изложение основных этапов самостоятельного исследования по выбранной теме (проблеме) | Эссе | 2-3 | |
| Теоретические методы исследования Обзор литературных источников по теме | Аналитический обзор | |||
| 4. | Эмпирические методы исследования Подготовить доклад о роли комплекса методов для сбора объективной информации по теме исследования | Обсуждение и оценка выступлений | ||
| 5. | Наблюдение как метод исследования Составить программу наблюдения | Кейс-стади | ||
| Виды наблюдения Анализ типичных ошибок наблюдения | Кейс-стади | |||
| 7. | Опрос, разновидности опроса Подготовить анкету для учащихся на тему «Мои интересы» | Кейс-стади | 8-9 | |
| Эксперимент, его виды. Разработать программу проведения эксперимента по выбранной теме | Кейс-стади | |||
| 9. | Организация и проведение эксперимента Подготовить сообщение о диагностике исследуемого явления с обоснованием оптимальности и эффективности отобранных методов | Обсуждение и оценка выступлений | ||
| 10. | Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Обработать и проанализировать тестовые показатели | Кейс -стади | ||
| 11. | Виды тестов Подготовить реферативное сообщение об основных видах психологических тестов | Обсуждение и оценка выступлений | 13-14 | |
| 12. | Анализ, интерпретация и оформление полученных результатов Разработать проект по выбранной теме исследования. | Защита исследовательских проектов | ||
| Всего |






