double arrow

КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

Дисциплина «Методы исследования»

Специальность 5В010500 «Дефектология»

Изучаемый раздел Основная литература (автор, наименование, год издания, стр. по изучаемому разделу) Дополнительная литература и Интернет источники Прочие ресурсы в случае необходимости (программное обеспечение, презентации, нагл.пособия и др.)
1. Научное исследование, его методологические принципы Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования.- М., 2006,с.3-8 Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995, с.5- 7. Ганзен В.А.,Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования.- СПб.: СПбГУ, 2001. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению- СПб.,2001. Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование http/vygotsky.motiv.msu/su Таблица «Уровни методологического анализа» Схема «Взаимосвязь методологии, методов и методик» Таблица «Методологические принципы исследования»  
2. Этапы научного исследования М., 2006,с.14-36 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003.   Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению- СПб.,2001. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.,2004. Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование Схема «Этапы исследования» Карточки с определениями элементов научного аппарата Методические рекомендации к составлению программы научного исследования  
  Теоретические методы исследования Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования.- М., 2006  
4. Эмпирические методы исследования Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002, с.37-129 Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995, с. 7-28 Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования.- М., 2006. Психологическое исследование: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.Т.И. Пашукова.- Воронеж, 2006. Схема «Классификация методов исследования (по Б.Г. Ананьеву)»  
5. Наблюдение как метод исследования Пашутин А.М. Восприятие и метод наблюдения. - М.,1991. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995, с.7-11 Толстых Н.Н. Использование карты наблюдений для диагностики нарушений в личностном развитии и поведении школьников // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.,2002. Таблица «Свойства научного наблюдения» Схема «Общая процедура наблюдения»  
  Виды наблюдения Пашутин А.М. Восприятие и метод наблюдения. - М.,1991.   Толстых Н.Н. Использование карты наблюдений для диагностики нарушений в личностном развитии и поведении школьников // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.,2002. Схема «Виды наблюдения»  
7. Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995, с. 16-18 Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002. Психологическое исследование: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.Т.И. Пашукова.- Воронеж, 2006. Схема «Метод беседы» Схема «Основные требования к проведению беседы» Таблица «Классификация вопросов анкеты»
8. Эксперимент, его виды Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995,с.11-16 Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002. Психологическое исследование: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.Т.И. Пашукова.- Воронеж, 2006. Схема «Виды эксперимента»  
9. Организация и проведение эксперимента Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995,с.11-16 Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002. Психологическое исследование: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.Т.И. Пашукова.- Воронеж, 2006. Схема «Этапы проведения эксперимента»
10. Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003.   Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников.- М.,1996.   Таблица «Требования, предъявляемые к тестам» Психодиагностические комплексы методик, стимульный материал Методические рекомендации по работе с тестами Образцы регистрационных листов, бланки методик Таблицы для накопления данных
11. Виды психологических тестов   Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование   Таблица «Виды психологических тестов» Психодиагностические комплексы методик, стимульный материал Методические рекомендации по работе с тестами
  Анализ, интерпретация и оформление результатов психологического исследования Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003.   Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование Образцы рабочих и итоговых документов, в которых отражены результаты научного исследования (таблицы, графики, диаграммы), научно-практические рекомендации

 

Составитель:

к.п.н., доцент Завалишина О.В.

 

Зав. кафедрой,

к. психол.н., доцент Аутаева А.Н.


ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

№ недели Название лекции и тезисы Объем в часах
  Научное исследование, его методологические принципы Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — учение о науч­ном методе познания и совокупность методов, применяе­мых в науке, области знания; система принципов и спо­собов организации и построения теоретической и практи­ческой деятельности, а также учение об этой системе. Обычно в структуре методологического знания вы­деляют следующие уровни: 1. философский (общие принципы познания и ка­тегориальный строй науки в целом); 2. общенаучный (теоретические концепции, при­меняемые к большинству (всем) научных дисциплин); 3. конкретно-научный (принципы, методы исследо­вания в конкретной специальной научной дисциплине); 4. технологический (методика и технология исследования, получение достоверного эмпирического материала и его обработка). Философский уровень методологии пред­ставлен основными положениями философских на­правлений, которые лежат в основе теорий построе­ния педагогических систем и психологических концеп­ций воспитания и обучения. На общенаучном уровне разрабатываются универсальные принци­пы, средства и формы научного познания. Рассматриваются общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоре­тической и эмпирической деятельности. В частности, общие проблемы построения эксперимента, наблюде­ния и моделирования. Разработка проблем на конкретно-методологическом уровне проводится в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, отли­чающимися от других принципами и способами иссле­довательской и практической работы. Основными подходами являются: · Личностный подход (личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности); · Деятельностный подход (деятельность как основа, средства и условия развития личности); · Культурологический подход (культура как универсаль­ная характеристика деятельности социальной среды и направленность ее ценностных особенностей); · Этнопсихологический подход (этнические особен­ности социализации личности); · Антропологический подход (использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания). Все уровни методологии (философский, общенауч­ный, конкретно-научный, технологический) теснейшим образом связаны с прогрессом научной, технической, организационной и других форм деятельности.  
2-3 Этапы научного исследования 1 этап. На подготовительном этапе определяет­ся и осознаетсяпроблема.Проблема — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить пробле­му — значит выйти на эту границу. Проблема возни­кает тогда, когда старое знание показало свою несо­стоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это про­тиворечивая ситуация, требующая разрешения, что хорошо показывает А.Ф. Ануфриев на примерах дис­сертационных работ в своей книге «Научное исследо­вание» (М., 2002). Постановка научной проблемы предполагает: · обнаружение существования такого дефицита; · осознание потребности в устранении дефицита; · описание проблемной ситуации на естественном языке; · формулирование проблемы в научных терминах. Научная про­блема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Постановка научной проблемы — творчес­кий акт, требующий особого видения, специаль­ных знаний и соответствующей квалификации. Ставить вопросы, увидеть проблему гораз­до труднее и важнее, чем найти ее решение. Цель — это то, что мы хотим получить при прове­дении исследования, некоторый образ будущего. Определяется цель исследования как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-позна­вательной или практической, прикладной. 2 этап. Сбор ФАКТИЧЕСКИХ данных с помощью разных методов Этапы, серии исследований ОБРАБОТКА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ Количественный и качественный анализ данных исследования: - анализ каждого зафиксированного факта; - установление связей факт - гипотеза; - выделение повторяющихся фактов; -Вариационно-статистическая обработка. -Составление таблиц, построение графиков и др. 3 этап. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ И ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ - Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования - Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями  
  Теоретические методы исследования Теоретические методы: изучение и анализ литера­туры и документов; моделирование, анализ эксперимен­тального материала; обобщение. Охарактеризуем некоторые из них. Изучение и анализ литературы и документов. Слу­жит для ознакомления с фактами, характеризующими историю и современное состояние предмета, помогает глубже осознать проблему, выявить, какие стороны ее мало или совсем не изучены. Первичное ознакомление с литературой должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного источника. После этого опреде­ляют способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием, выборочное изучение глав, па­раграфов, сопровождаемое выписками и т. п. Все не­обходимое следует выписывать на карточки или отдель­ные листы с точными ссылками на источник. Полезно тут же (на полях, обратной стороне карточки) записы­вать свои мысли, комментарии, возникшие в процессе изучения литературы. В результате сбора информации по теме должны быть получены следующие сведения:
  1. Кем и какие исследования выполнены по данной теме?
  2. Где опубликованы эти результаты?
  3. В чем конкретно они состоят?
Очень важно осознать основные подходы и точки зрения автора, вскрыть совпадающие и различающи­еся точки зрения авторов, обозначить мало разработанные и дискуссионные точки зрения. Важно подчерк­нуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторской пози­ции и выводам. Источником сбора материала служит также раз­нообразная текущая психолого-педагогическая доку­ментация практического психолога (планы работ, ин­структивные документы, практические результаты работы, конспекты занятий и др.). Метод моделирования -воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе его лежит прием аналогии. Метод моделирования может быть использован при проектировании учебно-воспи­тательного процесса или его фрагментов, при выра­ботке рабочей гипотезы. При помощи «моделей-гипотез» раскрываются ме­ханизмы связей между элементами изучаемого процес­са, создаются рекомендации по его совершенствованию. Метод обобщенияиспользуется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.
 
  Эмпирические методы исследования Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тест, изучение продуктов деятельности, анкета, психологический эксперимент. Наблюдение — описательный метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Метод опроса —вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. Беседа(с детьми, педагогами, родителями) ис­пользуются для изучения постановки процесса обуче­ния и для выяснения проблем по ходу исследования. Результаты бесед тщательно фиксируются. К беседе примыкают методы интервью и анкетирования Психолого-педагогический эксперимент. Направлен на проверку гипотезы, установление не толь­ко причинно-следственных связей в изучаемом объекте, но и на выявление механизма действия этих связей. Тест— это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уро­вень развития у индивида необходимых навыков, зна­ний, личностных характеристик и т. д. Если все методы исследования служат для по­лучения каких-то новых данных, обогащающих пси­хологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психи­ческие качества испытуемого соответствуют уже ра­нее выявленным психическим нормам и стандартам. Критерии выбора методов:
  • адекватность объекту, предмету и задачам ис­следования;
  • научная обоснованность;
  • соответствие логике исследования;
  • направленность на всестороннее и гармонич­ное развитие личности испытуемого;
  • взаимосвязь с другими методами в единой ме­тодической системе.
 
  Наблюдение как метод научного исследования Наблюдение — описательный метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами: 1. Целенаправленностью – наблюдатель должен отчётливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратиться в регистрацию отдельных ярких и отчётливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтённым; 2. Систематичностью– она позволяет достоверно отличить случайное от типичного, закономерного; 3. Планомерностью – следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях; 4. Аналитичностью– наблюдение предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы; 5. Регистрацией результатов– что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений; 6. Оперированием системой однозначных понятий– специальных терминов, способствующих чёткому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: 1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группы), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблюдения (ситуации – объект – время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.  
  Виды наблюдения В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:
  • Включенное– когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;
  • Стороннее– когда событие происходит без непосредственного участия в нём наблюдателя, действующего как бы «со стороны».
По характеру взаимодействий с объектомсуществуют следующие виды наблюдений:
  • Скрытое– при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя зеркало Геззела или скрытую видеокамеру.
  • Открытое– при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога, и начинают себя вести более естественно, если наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.
В зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:
  • Внешнее– за поведением других людей.
  • Интроспекцию– (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение.
Относительно времени исследованияразличают наблюдение:
  • Однократное – единичное, производимое только один раз.
  • Периодическое– осуществляемое в течение определённых промежутков времени.
  • Лонгитюдное- (от анг. «долгота»), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.
По характеру восприятия наблюдение может быть:
  • Сплошным – когда исследователь обращает внимание в равной степени на все доступные ему объекты.
  • Выборочным– когда его интересуют лишь определённые параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявления агрессии, время взаимодействия матери и ребёнка в точение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и тд.).
В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. д. По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:
  • Констатирующее- где задача исследователя – чётко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты.
  • Оценивающее– где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга.
По степени стандартизированности процедур выделяют:
  • Свободноеили поисковое– которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено чётких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т.п. В нём допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы.
  • Структурированноеили стандартизированное– когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом чётко определены правила наблюдения, предписано всё содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования. Средства наблюдения. Наблюдение может проводится непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой – зеркало Газелла; группа заключенных в общей камере и т.д.). Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: 1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группы), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблюдения (ситуации – объект – время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
 
8-9 Опрос, разновидности опроса Метод опроса —вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. Виды опросов:
  • Беседа
  • Интервью
  • Анкетирование
Беседа- метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально поставленной задаче. Основные требования к проведению беседы: 1. Не торопить собеседника, давать высказаться полностью 2. Помогать наводящими вопросами 3. Искренность ответов поверять соответствующими вопросами 4. Поощрять собеседника на взаимность, слушать дружелюбно 5. Соблюдать требования воспитательного процесса. Во время беседы следить за особенностями речевого поведения собеседника: - точность формулируемых мыслей; - желание уйти от ответа; - паузами; за эмоциональными реакциями: - тембр голоса; - мимика, жесты; за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты (затронуто достоинство, самоуважение). Целенаправленный опрос. Своеобразная псевдобеседа, при которой исследователь всё время должен помнить, что он исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном русле. Клиническая беседа. Не обязательно проводить с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостности личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремиться получить максимально полную информацию о индивидуально-личностных особенностях человека, его жизненном пути, содержанием его сознания и подсознания. Клиническая беседа может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга. В ходе бесед исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез, он может давать испытуемому задания тесты. Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. Анкетирования – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям. Классификация вопросов анкеты: По содержанию
  • вопросы о фактах сознания
  • -вопросы о фактах поведения
  • -вопросы о личности
По функциям
  • основные вопросы: сбор информации о содержании исследуемого явления
  • не основные вопросы: вопросы фильтры и конрольные вопросы
По форме
  • открытые вопросы (ответ в свободной форме)
  • -закрытые вопросы (на вопросы дается полный набор вариантов
ответов)
  • прямые вопросы (в содержание вопроса вклчается то, что интересует исследователя)
  • косвенные вопросы (воображаемая ситуация)
Шкалированные вопросы: отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Вопросы должны:
  • отвечать исследовательской задаче;
  • быть сформулированы ясно и конкретно;
  • быть одинаково понимаемы всеми отвечающими;
  • одинаково сформулированы;
  • тактичными по отношению к личности опрашиваемых;
  • стилистически грамотными, требующими конкретного ответа.
Вопросы не должны:
  • иметь двойного толкования;
  • предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями;
  • предопределятся социальной ситуацией;
  • носить отпечаток установки исследования;
  • носить внушающий характер, в виде подсказок;
  • быть такими, на которые можно получить информацию из других источников: личное дело и т.п.;
  • быть в большом количестве.
 
  Эксперимент, его виды Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Эксперимент – один их основных методов объективного исследования. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимых переменных точно измерять зависимые экспериментальные переменные. К позитивным особенностям экспериментального метода относятся следующие: а) исследователь может варьировать, изменять условия, при которых протекает данное явление; в) эксперимент выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс; г) эксперимент выявляет не только наличие каких-либо связей, но и их количественную характеристику. Основной задачей экспериментального исследования является построение такой исследовательской ситуации, а в которой становятся доступными для объективного внешнего наблюдения и регистрации существенные особенности внутреннего психического явления. Причем задачей самого экспериментального варьирования условиями является выявление единственной психологической интерпретации действия или поступка обследуемых, исключая возможность проявления всех остальных. Выделяют такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической: к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно не зависящему от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. Эксперимент лабораторный –разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных лабораторий, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. Благодаря этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности.. Эксперимент естественный –промежуточный между наблюдением и лабораторным экспериментом метод исследования, применяя который, психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого. Эксперимент естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Естественный эксперимент проводится в реальных ус­ловиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическим. Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый Александр Федорович Лазурский (1910.). По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующийэксперименты. Первый из них предусматривает выявление существую­щих психических особенностей или уровней развития со­ответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий. Формирующий эксперимент предполагает активное, це­ленаправленное воздействие исследователя на испытуемых, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, зако­номерности образования психических феноменов, опреде­лить условия их эффективного развития. Эксперимент направлен на выявление причинно-оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.  
  Организация и проведение эксперимента Эксперимент – проведение исследования в условиях заранее запланированного специально созданного изменения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить. Одно из основных понятий при описании эксперимен­та - переменная. Виды переменных: независимая- это та, которую изменяет эксперимента­тор, зависимая- фактор, изменяющийся в ответ на ввод не­зависимой переменной. Промежуточные переменные - неподдающиеся строго­му контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимы­ми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Контролируемые переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влияни­ем переменной независимой, а иными, незапланированны­ми и незамеченными самим экспериментатором воздей­ствиями. Таким образом, экспериментировать - это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных. Эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи – корреляции – между переменными. Разделяют следующие планы проведения эксперимента: 1) традиционные – когда изменяется лишь одна независимая переменная; 2) факторные – когда изменяется несколько независимых переменных; его достоинство – возможность оценки взаимодействия факторов – изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется дисперсионный анализ. Планирование эксперимента начинается после отработки гипотезы и включает: · выделение объекта исследования; · определение предмета исследования (определенные зависимых и независимых переменных); · выбор, конструирование и инструмента регистрации (валидность методики); · определение средств, методов и форм воздействия (разработка методик психолого-педагогического воздействия); · организация процедуры эксперимента (выбор схемы, модели, «плана эксперимента»); · выборка алгоритма действий и последовательности процедур · подбор обработки, накопления и хранения данных («ключи», методы стандартизации данных, базы данных); · определение методов анализа и интерпретации данных (теоретическое и эмпирические методы). Требования к формированию экспериментальной выборки. 1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Выборка должна соответствовать содержанию гипотезы. Для примера: обучаемость обычно исследуется на учениках школы или студентах вуза, дисциплина изучается на экспериментальной выборке военнослужащих и т.д. 2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты выборки должны распространяться на каждого члена выборки, то есть необходимо учитывать все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут значительно повлиять на зависимую переменную. Например, при исследовании тревожности в ходе обучения необходимо подбирать группу с примерно равными интеллектуальными характеристиками. Процедура подбора эквивалентных групп испытуемых называется рандомизацией 3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Выборка должна представлять генеральную совокупность качественно (по возрасту, полу, образованию, социально-демографическим характеристикам и т.д.) и количественно. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью). Она может быть равна множеству индивидов, чье поведение нас интересует. Экспериментальная выборка может представлять лишь часть интересующего нас множества. Отдельная проблема- численность экспериментальной выборки.В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100 человек. Для проведения статистической обработки материалов необходимый объем выборки не менее 30 человек. Что касается состава по полу и возрасту, то рекомендуется разбивать общую группу на подгруппы мужчин и женщин и обрабатывать данные отдельно для каждой группы. Возрастной состав определяется исходя из целей исследования.  
  Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Тест — это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уро­вень развития у индивида необходимых навыков, зна­ний, личностных характеристик и т. д. Если все методы исследования служат для по­лучения каких-то новых данных, обогащающих пси­хологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психи­ческие качества испытуемого соответствуют уже ра­нее выявленным психическим нормам и стандартам. В психодиагностике под тестированием понима­ют стандартизированное испытание, предназначен­ное для установления количественных (и качествен­ных) индивидуально-психологических различий. Основные сферы тестирования: · ОБРАЗОВАНИЕ — в связи с увеличением про­должительности обучения и усложнением учеб­ных программ; · ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОТ­БОР — в связи с усложнением производства; · ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВА­НИЕ — в связи с ускорением социо-динамических процессов, усложнением жизни. Требования, предъявляемые к тестам, приведены на схеме
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕСТАМ
ВАЛИДНОСТЬ (пригодность, обоснованность) Установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом его измерения. Вопрос о валидности теста требует постанов­ки дополнительных вопросов: для чего? для какой цели? по какому критерию? Валидность относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества
НАДЕЖНОСТЬ (УСТОЙЧИВОСТЬ) Устойчивость (стабильность) результатов при повторных тестированиях
СТАНДАРТИЗАЦИЯ Многократная проверка теста на большом количестве испытуемых. Возможность: а) определения, в какой мере испытуемый соответствует определенному стандарту; б) сравнения полученных данных в разное время и в разных местах
ОДИНАКОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВСЕХ ИСПЫТУЕМЫХ Одни и те же задания для выявления у испытуемых психических особенностей
Норма и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА Определяется системой теоретических допущений (возрастные, групповые нормы, их относительность; стандартные показатели и др.) относительно предмета тестирования
 
13-14 Виды тестов  
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕСТОВ
Тесты ИНТЕЛЛЕКТА для выявления умственного потенциала индивида Задачи могут быть составлены: а) на понятной терминологической основе, Нужно: установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др.; б) на основе рисунков, геометрических фи­гур и т. п. Нужно: либо сложить из представленных деталей изображение предмета, либо собрать из кубиков с разноцветными сторонами за­данный рисунок и т.п.
Тесты СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕИ для оценки обучаемости индивида в овладении знаниями, умениями, навыками   Тесты, входящие в эту категорию, позволяют оценивать уровень развития технических, музыкальных, художественных, спортивных и др. специальных способностей.
Тесты ДОСТИЖЕНИЙ для оценки уровня овладения учебными знаниями, навыками Задачи построены на учебном материале: А. Тесты ДЕЙСТВИЯ — для выявления умений выполнять действия с механиз­мами, материалами, инструментами. Б. Тесты ПИСЬМЕННЫЕ — оформле­ние на спец. бланке с вопросами. Тре­буется: выбрать ответ (правильный), найти в рисунке ситуацию (деталь), дающую правильное решение. В. Тесты УСТНЫЕ. Подготавливается система вопросов, на которые необхо­димо дать квалифицированные ответы (в письменной и устной форме пред­ставляются и другие виды тестов).
Тесты ЛИЧНОСТИ для измерения установки, ценности, эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств, типичных форм поведения Известны 3 формы данных тестов: 1. Шкалы и опросники (ММР1, Айзенк, Р. Кэттелл, А.Е. Личко и др.). 2. Ситуационные тесты или тесты действия, использующие: — перцептивные (тест на стресс); — когнитивные (ситуации групп без лидера); — оценочные задачи и пр. (исполнение роли и др.). 3. Проективные методы (см. ниже).
Тесты ПРОЕКТИВНЫЕ для целостного изучения личности, а не выявления отдельных ее черт Предлагается неопределенная (многозначная) ситуация. Эту ситуацию испытуемый в своем восприятии преобразует сообразно своей индивидуальности (доминирующих потребностей, смыслов, ценностей): а) при ИНТЕРПРЕТАЦИИ содержания слож­ной картинки с неопределенным содержанием (тест тематической апперцепции и др.) б) при ЗАВЕРШЕНИИ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ в) при ЗАВЕРШЕНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ одного из действующих лиц на сюжетной картинке (Тест Розенцвейга) г) при ВОССОЗДАНИИ ЦЕЛОГО по деталям д) при ТОЛКОВАНИИ НЕОПРЕДЕЛЕН­НЫХ ОЧЕРТАНИЙ е) при РИСОВАНИИ НА СВОБОДНУЮ (заданную) ТЕМУ ж) при ПРЕДПОЧТЕНИИ ОДНИХ СТИ­МУЛОВ как наиболее желательных (дру­гим). (Тест Люшера выбора цвета)
Каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятие, чувст­ва, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.

На результат теста влияет:

  • Образовательный ценз
  • Социальный статус
  • Освоенность терминов, понятий, умственных действий и др.

Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа:

  1. ВЫБОР ТЕСТА. Определяется целью тестирова­ния и степенью достоверности и надежности теста.
  2. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТА. Определяется инструкци­ей к тесту.
  3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Определяет­ся системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.
 
  Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Заключительным этапом исследования является анализ и обработка полученных данных: - анализ каждого зафиксированного факта; - установление связей факт - гипотеза; - выделение повторяющихся фактов; - вариационно-статистическая обработка; - составление таблиц, построение графиков и др. В экспериментах используется преимущественно два вида анализа результатов: 1) количественный анализ; 2) качественный анализ. Количественный анализ используется для описания данных и установления значимости результатов. Выполняется с привлечением математико-статистических методов. Качественный анализ используется для описания и характеристики связи между явлениями (систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантам, построение схем и структур, системное описание типичных и уникальных случаев, тех, которые представляют типологию и тех, которые являются исключением. Надежность и достоверность результатов Качественная и количественная характеристика результатов исследования выражается в их надежности и достоверности. Если качественная и количественная информация валидна и устойчива, то информация надежна. Если психологическая информация соответствует теоретическим и методологическим положениям, то информация обоснована. Если результаты исследований могут воспроизводиться в различных условиях, то информация устойчива. Надежность психологической информации – качественная и количественная характеристика данных исследования, определяемая обоснованностью(валидность) и устойчивостью информации. Достоверность результатов исследования - характеристика их качества, соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта Интерпретация результатов - процедура объяснения исследуемых феноменов на основе теоретической модели и систематизации результатов качественного и количественного анализа исследовательского материала. Интерпретация (объяснение) раскрытие на основе анализа эмпирических данных и теоретических положений сущности объекта, возможностей его диагностики через поиск ведущих факторов и причин, показ их подчиненности определенным объективным законам, тенденциям. В ходе интерпретации результатов: - устанавливается правильность или ошибочность гипотезы исследования; - соотносятся полученные результаты с существующими концепциями и теориями Общая схема интерпретации результатов исследования
Этапы Содержание
Подтверждение или опровержение гипотезы (описание связи между переменными)
  • Вывод о подтверждении или опровержении гипотезы
  • Описание характера и силы связи между исследуемыми явлениями
  • Вывод о связи между независимыми переменными (для факторного эксперимента)
Систематизация и обобщение результатов качественного и количественного анализа
  • Вывод о значимости результатов, возможность их применения на генеральную выборку
  • Теоретическое обобщение на основе эмпирических данных (подтверждение или опровержение теоретической модели исследуемого исследования)
  • Исследовательский прогноз
  • Описание перспектив дальнейшего исследования

Наглядно-графическое представление результатов исследований предусматривает их визуализацию.

Основные способы представления данных - это их группировка в статистические и содержательные таблицы, представление в виде графиков, схем, рисунков и фотографий.

Для того чтобы показать характер изменений психических процессов используют график.

Графическое отображение данных, с помощью которого осуществляется анализ свойств, структуры, типа распределений – таблица

Отображение данных в виде рядов распределений с поясняющим текстом (заголовками)- это: диаграмма. Диаграмма как форма представления информации отличается наглядностью и скоростью считывания.

Формулирование выводов исследования. Выводы исследования – это причинные объяснения эмпирически установленной зависимости между двумя или более явлениями.

Выводы содержат основную информацию о результатах научного исследования в максимально кратком и обобщенном виде. На основе выводов формулируются научно-практические рекомендации. В заключении пишется научный отчет, статья. Существуют определенные требования к оформлению научной работы, наглядному представлению результатов и структуре изложения.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: