Дисциплина «Методы исследования»
Специальность 5В010500 «Дефектология»
№ | Изучаемый раздел | Основная литература (автор, наименование, год издания, стр. по изучаемому разделу) | Дополнительная литература и Интернет источники | Прочие ресурсы в случае необходимости (программное обеспечение, презентации, нагл.пособия и др.) |
1. | Научное исследование, его методологические принципы | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования.- М., 2006,с.3-8 Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995, с.5- 7. | Ганзен В.А.,Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования.- СПб.: СПбГУ, 2001. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению- СПб.,2001. Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование http/vygotsky.motiv.msu/su | Таблица «Уровни методологического анализа» Схема «Взаимосвязь методологии, методов и методик» Таблица «Методологические принципы исследования» |
2. | Этапы научного исследования | М., 2006,с.14-36 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. | Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению- СПб.,2001. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.,2004. Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование | Схема «Этапы исследования» Карточки с определениями элементов научного аппарата Методические рекомендации к составлению программы научного исследования |
Теоретические методы исследования | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. | Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования.- М., 2006 | ||
4. | Эмпирические методы исследования | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002, с.37-129 Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995, с. 7-28 | Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования.- М., 2006. Психологическое исследование: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.Т.И. Пашукова.- Воронеж, 2006. | Схема «Классификация методов исследования (по Б.Г. Ананьеву)» |
5. | Наблюдение как метод исследования | Пашутин А.М. Восприятие и метод наблюдения. - М.,1991. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995, с.7-11 | Толстых Н.Н. Использование карты наблюдений для диагностики нарушений в личностном развитии и поведении школьников // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.,2002. | Таблица «Свойства научного наблюдения» Схема «Общая процедура наблюдения» |
Виды наблюдения | Пашутин А.М. Восприятие и метод наблюдения. - М.,1991. | Толстых Н.Н. Использование карты наблюдений для диагностики нарушений в личностном развитии и поведении школьников // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.,2002. | Схема «Виды наблюдения» | |
7. | Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995, с. 16-18 | Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002. Психологическое исследование: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.Т.И. Пашукова.- Воронеж, 2006. | Схема «Метод беседы» Схема «Основные требования к проведению беседы» Таблица «Классификация вопросов анкеты» |
8. | Эксперимент, его виды | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995,с.11-16 | Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002. Психологическое исследование: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.Т.И. Пашукова.- Воронеж, 2006. | Схема «Виды эксперимента» |
9. | Организация и проведение эксперимента | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. Практикум по детской психологии/ Под ред. Урунтаевой Г.А.-М.,1995,с.11-16 | Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002. Психологическое исследование: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост.Т.И. Пашукова.- Воронеж, 2006. | Схема «Этапы проведения эксперимента» |
10. | Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. | Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников.- М.,1996. | Таблица «Требования, предъявляемые к тестам» Психодиагностические комплексы методик, стимульный материал Методические рекомендации по работе с тестами Образцы регистрационных листов, бланки методик Таблицы для накопления данных |
11. | Виды психологических тестов | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. | Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование | Таблица «Виды психологических тестов» Психодиагностические комплексы методик, стимульный материал Методические рекомендации по работе с тестами |
Анализ, интерпретация и оформление результатов психологического исследования | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М., 2003. | Немов Р.С. Психология:В 3 кн.-М.,1998.-Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование | Образцы рабочих и итоговых документов, в которых отражены результаты научного исследования (таблицы, графики, диаграммы), научно-практические рекомендации |
|
|
|
|
Составитель:
|
|
к.п.н., доцент Завалишина О.В.
Зав. кафедрой,
к. психол.н., доцент Аутаева А.Н.
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ
№ недели | Название лекции и тезисы | Объем в часах | ||||||||||||||
Научное исследование, его методологические принципы Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — учение о научном методе познания и совокупность методов, применяемых в науке, области знания; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Обычно в структуре методологического знания выделяют следующие уровни: 1. философский (общие принципы познания и категориальный строй науки в целом); 2. общенаучный (теоретические концепции, применяемые к большинству (всем) научных дисциплин); 3. конкретно-научный (принципы, методы исследования в конкретной специальной научной дисциплине); 4. технологический (методика и технология исследования, получение достоверного эмпирического материала и его обработка). Философский уровень методологии представлен основными положениями философских направлений, которые лежат в основе теорий построения педагогических систем и психологических концепций воспитания и обучения. На общенаучном уровне разрабатываются универсальные принципы, средства и формы научного познания. Рассматриваются общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности. В частности, общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования. Разработка проблем на конкретно-методологическом уровне проводится в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, отличающимися от других принципами и способами исследовательской и практической работы. Основными подходами являются: · Личностный подход (личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности); · Деятельностный подход (деятельность как основа, средства и условия развития личности); · Культурологический подход (культура как универсальная характеристика деятельности социальной среды и направленность ее ценностных особенностей); · Этнопсихологический подход (этнические особенности социализации личности); · Антропологический подход (использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания). Все уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический) теснейшим образом связаны с прогрессом научной, технической, организационной и других форм деятельности. | ||||||||||||||||
2-3 | Этапы научного исследования 1 этап. На подготовительном этапе определяется и осознаетсяпроблема.Проблема — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему — значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения, что хорошо показывает А.Ф. Ануфриев на примерах диссертационных работ в своей книге «Научное исследование» (М., 2002). Постановка научной проблемы предполагает: · обнаружение существования такого дефицита; · осознание потребности в устранении дефицита; · описание проблемной ситуации на естественном языке; · формулирование проблемы в научных терминах. Научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Постановка научной проблемы — творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний и соответствующей квалификации. Ставить вопросы, увидеть проблему гораздо труднее и важнее, чем найти ее решение. Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Определяется цель исследования как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной. 2 этап. Сбор ФАКТИЧЕСКИХ данных с помощью разных методов Этапы, серии исследований ОБРАБОТКА ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ Количественный и качественный анализ данных исследования: - анализ каждого зафиксированного факта; - установление связей факт - гипотеза; - выделение повторяющихся фактов; -Вариационно-статистическая обработка. -Составление таблиц, построение графиков и др. 3 этап. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ И ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ - Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования - Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями | |||||||||||||||
Теоретические методы исследования
Теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; моделирование, анализ экспериментального материала; обобщение.
Охарактеризуем некоторые из них.
Изучение и анализ литературы и документов. Служит для ознакомления с фактами, характеризующими историю и современное состояние предмета, помогает глубже осознать проблему, выявить, какие стороны ее мало или совсем не изучены.
Первичное ознакомление с литературой должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного источника. После этого определяют способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием, выборочное изучение глав, параграфов, сопровождаемое выписками и т. п. Все необходимое следует выписывать на карточки или отдельные листы с точными ссылками на источник. Полезно тут же (на полях, обратной стороне карточки) записывать свои мысли, комментарии, возникшие в процессе изучения литературы.
В результате сбора информации по теме должны быть получены следующие сведения:
| ||||||||||||||||
Эмпирические методы исследования
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тест, изучение продуктов деятельности, анкета, психологический эксперимент.
Наблюдение — описательный метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Метод опроса —вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.
Беседа(с детьми, педагогами, родителями) используются для изучения постановки процесса обучения и для выяснения проблем по ходу исследования. Результаты бесед тщательно фиксируются. К беседе примыкают методы интервью и анкетирования
Психолого-педагогический эксперимент.
Направлен на проверку гипотезы, установление не только причинно-следственных связей в изучаемом объекте, но и на выявление механизма действия этих связей.
Тест— это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д.
Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.
Критерии выбора методов:
| ||||||||||||||||
Наблюдение как метод научного исследования Наблюдение — описательный метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами: 1. Целенаправленностью – наблюдатель должен отчётливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратиться в регистрацию отдельных ярких и отчётливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтённым; 2. Систематичностью– она позволяет достоверно отличить случайное от типичного, закономерного; 3. Планомерностью – следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях; 4. Аналитичностью– наблюдение предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы; 5. Регистрацией результатов– что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений; 6. Оперированием системой однозначных понятий– специальных терминов, способствующих чёткому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: 1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группы), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблюдения (ситуации – объект – время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной информации. | ||||||||||||||||
Виды наблюдения
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:
| ||||||||||||||||
8-9 | Опрос, разновидности опроса
Метод опроса —вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.
Виды опросов:
| |||||||||||||||
Эксперимент, его виды Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Эксперимент – один их основных методов объективного исследования. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимых переменных точно измерять зависимые экспериментальные переменные. К позитивным особенностям экспериментального метода относятся следующие: а) исследователь может варьировать, изменять условия, при которых протекает данное явление; в) эксперимент выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс; г) эксперимент выявляет не только наличие каких-либо связей, но и их количественную характеристику. Основной задачей экспериментального исследования является построение такой исследовательской ситуации, а в которой становятся доступными для объективного внешнего наблюдения и регистрации существенные особенности внутреннего психического явления. Причем задачей самого экспериментального варьирования условиями является выявление единственной психологической интерпретации действия или поступка обследуемых, исключая возможность проявления всех остальных. Выделяют такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической: к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно не зависящему от обучения и воспитания, - тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, - тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. Эксперимент лабораторный –разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных лабораторий, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. Благодаря этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности.. Эксперимент естественный –промежуточный между наблюдением и лабораторным экспериментом метод исследования, применяя который, психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого. Эксперимент естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическим. Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый Александр Федорович Лазурский (1910.). По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующийэксперименты. Первый из них предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития. Эксперимент направлен на выявление причинно-оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. | ||||||||||||||||
Организация и проведение эксперимента Эксперимент – проведение исследования в условиях заранее запланированного специально созданного изменения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить. Одно из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Виды переменных: независимая- это та, которую изменяет экспериментатор, зависимая- фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной. Промежуточные переменные - неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Контролируемые переменные - те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием переменной независимой, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями. Таким образом, экспериментировать - это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных. Эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи – корреляции – между переменными. Разделяют следующие планы проведения эксперимента: 1) традиционные – когда изменяется лишь одна независимая переменная; 2) факторные – когда изменяется несколько независимых переменных; его достоинство – возможность оценки взаимодействия факторов – изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется дисперсионный анализ. Планирование эксперимента начинается после отработки гипотезы и включает: · выделение объекта исследования; · определение предмета исследования (определенные зависимых и независимых переменных); · выбор, конструирование и инструмента регистрации (валидность методики); · определение средств, методов и форм воздействия (разработка методик психолого-педагогического воздействия); · организация процедуры эксперимента (выбор схемы, модели, «плана эксперимента»); · выборка алгоритма действий и последовательности процедур · подбор обработки, накопления и хранения данных («ключи», методы стандартизации данных, базы данных); · определение методов анализа и интерпретации данных (теоретическое и эмпирические методы). Требования к формированию экспериментальной выборки. 1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Выборка должна соответствовать содержанию гипотезы. Для примера: обучаемость обычно исследуется на учениках школы или студентах вуза, дисциплина изучается на экспериментальной выборке военнослужащих и т.д. 2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты выборки должны распространяться на каждого члена выборки, то есть необходимо учитывать все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут значительно повлиять на зависимую переменную. Например, при исследовании тревожности в ходе обучения необходимо подбирать группу с примерно равными интеллектуальными характеристиками. Процедура подбора эквивалентных групп испытуемых называется рандомизацией 3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Выборка должна представлять генеральную совокупность качественно (по возрасту, полу, образованию, социально-демографическим характеристикам и т.д.) и количественно. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью). Она может быть равна множеству индивидов, чье поведение нас интересует. Экспериментальная выборка может представлять лишь часть интересующего нас множества. Отдельная проблема- численность экспериментальной выборки.В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100 человек. Для проведения статистической обработки материалов необходимый объем выборки не менее 30 человек. Что касается состава по полу и возрасту, то рекомендуется разбивать общую группу на подгруппы мужчин и женщин и обрабатывать данные отдельно для каждой группы. Возрастной состав определяется исходя из целей исследования. | ||||||||||||||||
Стандартизированные методы психодиагностики (тесты)
Тест — это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д.
Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.
В психодиагностике под тестированием понимают стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Основные сферы тестирования:
· ОБРАЗОВАНИЕ — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ;
· ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОТБОР — в связи с усложнением производства;
· ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — в связи с ускорением социо-динамических процессов, усложнением жизни.
Требования, предъявляемые к тестам, приведены на схеме
| ||||||||||||||||
13-14 | Виды тестов
На результат теста влияет:
Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа:
| |||||||||||||||
Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования
Заключительным этапом исследования является анализ и обработка полученных данных:
- анализ каждого зафиксированного факта;
- установление связей факт - гипотеза;
- выделение повторяющихся фактов;
- вариационно-статистическая обработка;
- составление таблиц, построение графиков и др.
В экспериментах используется преимущественно два вида анализа результатов:
1) количественный анализ;
2) качественный анализ.
Количественный анализ используется для описания данных и установления значимости результатов. Выполняется с привлечением математико-статистических методов.
Качественный анализ используется для описания и характеристики связи между явлениями (систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантам, построение схем и структур, системное описание типичных и уникальных случаев, тех, которые представляют типологию и тех, которые являются исключением.
Надежность и достоверность результатов
Качественная и количественная характеристика результатов исследования выражается в их надежности и достоверности. Если качественная и количественная информация валидна и устойчива, то информация надежна.
Если психологическая информация соответствует теоретическим и методологическим положениям, то информация обоснована.
Если результаты исследований могут воспроизводиться в различных условиях, то информация устойчива.
Надежность психологической информации – качественная и количественная характеристика данных исследования, определяемая обоснованностью(валидность) и устойчивостью информации.
Достоверность результатов исследования - характеристика их качества, соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта
Интерпретация результатов - процедура объяснения исследуемых феноменов на основе теоретической модели и систематизации результатов качественного и количественного анализа исследовательского материала.
Интерпретация (объяснение) раскрытие на основе анализа эмпирических данных и теоретических положений сущности объекта, возможностей его диагностики через поиск ведущих факторов и причин, показ их подчиненности определенным объективным законам, тенденциям.
В ходе интерпретации результатов:
- устанавливается правильность или ошибочность гипотезы исследования;
- соотносятся полученные результаты с существующими концепциями и теориями
Общая схема интерпретации результатов исследования
Наглядно-графическое представление результатов исследований предусматривает их визуализацию. Основные способы представления данных - это их группировка в статистические и содержательные таблицы, представление в виде графиков, схем, рисунков и фотографий. Для того чтобы показать характер изменений психических процессов используют график. Графическое отображение данных, с помощью которого осуществляется анализ свойств, структуры, типа распределений – таблица Отображение данных в виде рядов распределений с поясняющим текстом (заголовками)- это: диаграмма. Диаграмма как форма представления информации отличается наглядностью и скоростью считывания. Формулирование выводов исследования. Выводы исследования – это причинные объяснения эмпирически установленной зависимости между двумя или более явлениями. Выводы содержат основную информацию о результатах научного исследования в максимально кратком и обобщенном виде. На основе выводов формулируются научно-практические рекомендации. В заключении пишется научный отчет, статья. Существуют определенные требования к оформлению научной работы, наглядному представлению результатов и структуре изложения. |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ,