Лабораторных и студийных занятий

 

№ недели Название семинарских, практических, лабораторных и студийных занятий Объем в часах
  Тема 1. Научное исследование, его методологические принципы Цели занятия: Ознакомить с методологическими основами психологического исследования. Выработать умение использовать ведущие методологические положения в соответствии с задачами конкретного исследования. Оснащение: Конспекты первоисточников, материалы докладов по вопросам темы, таблица «Методологические основы психологического исследования» Вопросы для обсуждения: Специфика психологического знания, научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности. Категории психологии: деятельность, отражение, личность, сознание, общение. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность. Основные парадигмы развития современного психологического знания: холичность, интерактивность, полифункциональность, ориентированность на практику, междисциплинарность. Гуманистическая направленность современной психологии. Практические задания: 1. Конспектирование первоисточников 2. Заслушивание сообщений об использовании методологических положений в собственных исследованиях. Рекомендуемая литература:1 (3-13), (302-308), (286-287),3,4,5  
2-3 Тема 2.Этапы научного исследования Цели занятия: закрепить представления о основных этапах психологического исследования, закрепить умения анализировать и определять элементы научного аппарата исследования Оснащение: общая схема хода научно-психологического исследования, карточки с определениями элементов научного аппарата Вопросы для обсуждения: Определение темы исследования, обоснование актуальности. Постановка проблемы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Цель исследования, выдвижение гипотезы, постановка конкретных задач исследования. Процедура и методика исследования. Практические задания: 1. Проанализировать и определить элементы научного аппарата исследования. 2. Перечислить структурные компоненты исследовательского процесса. Определить содержание работы на каждом этапе. 3. Подготовить обоснование темы собственного исследования. Подведение итогов Рекомендуемая литература: 1 (14-37), 3, 4, 5, 6  
  Тема 4.Теоретические методы исследования Цели занятия: закрепление представлений о теоретических методах исследования Оснащение: требования к оформлению библиографии Вопросы для обсуждения: Сущность теоретических методов исследования. Роль теоретических методов в построении концепций и разработке основных положений предстоящего научного поиска. Метод изучение и теоретического анализа источников. Практические задания: 1. Заслушивание докладов о теоретических методах исследования. 2. Составление библиографического указателя  
  Тема 5.Эмпирические методы исследования Цели занятия: закрепление представлений о методах исследования, практическое овладение конкретными методами, способами фиксации полученных данных, умениями анализировать полученный материал, делать выводы. Оснащение: программы наблюдения, бесед, психологического эксперимента, протоколы, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Сущность методов эмпирического исследования, их использование в исследовании. Наблюдение как метод исследования (свободное, включенное, по стандартизированной схеме). Беседа. Анкетирование. Анализ продуктов деятельности. Эксперимент. Специфика экспериментального метода в специальной педагогике и психологии. Психодиагностические тесты. Практические задания: 1. Заслушивание докладов о методах эмпирического исследования. 2. Анализ программ наблюдения, бесед, эксперимента применительно к темам исследования студентов. Рекомендуемая литература:1 (37-129), 2-3, 6, 7 (5-38)  
  Тема 4.Наблюдение как метод научного исследования Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о методах научного исследования в психологии, практическое овладение методом наблюдения; овладение практическими навыками организации и проведения наблюдения, способами фиксации наблюдаемых явлений, умениями анализировать полученный материал Оснащение: программы наблюдения, протоколы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Метод наблюдения и его особенности использования в специальной педагогике и психологии Необходимые условия научного наблюдения. Основные этапы процедуры наблюдения. Использование метода наблюдения для выявления психолого-педагогического климата в классе Практические задания: 1. Обсуждение и отработка схемы наблюдения 2. Составление карты наблюдения. 3. Оформление результатов в виде дневника наблюдения Рекомендуемая литература: 1(60-68), 9 (92-99), 10 (142-159)  
  Тема 4. Виды наблюдения Цели занятия: практическое овладение методом наблюдения; овладение практическими навыками организации и проведения наблюдения, способами фиксации наблюдаемых явлений, умениями анализировать полученный материал Оснащение: программы наблюдения, протоколы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Виды наблюдения (свободное, включенное, по стандартизированной схеме). Причины типичных ошибок наблюдения. Практические задания: 1. Составление карты наблюдения. 2. Оформление результатов в виде дневника наблюдения Рекомендуемая литература: 1(60-68), 9 (92-99), 10 (142-159)  
8-9 Тема 5.Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование). Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о эмпирических методах исследования, овладение процедурой проведения беседы и интервью Оснащение: программы бесед, анкеты, регистрационные листы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) Требования к организации и проведению. Способы обработки анкетных данных. Социометрический опрос, техника проведения. Практические задания: 1.Обсуждение и отработка схемы беседы, проективного интервью 2. Обсуждение результатов социометрического опроса. Рекомендуемая литература: 1(68-86)  
  Тема 6.Эксперимент, его виды Цели занятия: уточнение и закрепление представлений об основных видах экспериментального исследования в психологии Оснащение: образцы экспериментальных методик, стимульный материал, методические рекомендации к проведению экспериментальных методик, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Основная задача психологического эксперимента. Виды эксперимента. Естественный и лабораторный эксперименты. Констатирующий и формирующий эксперименты. Практические задания: 1. Охарактеризовать основные виды экспериментального исследования в возрастной психологии. 2. Указать отличительные особенности формирующего и констатирующего эксперимента. Рекомендуемая литература: 1 (38-60), 2-3  
  Тема 7.Организация и проведение эксперимента Цели занятия: овладение процедурой проведения экспериментального исследования и способами обработки полученных результатов Оснащение: образцы экспериментальных методик, стимульный материал, методические рекомендации к проведению экспериментальных методик, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Требования к объему и составу выборки испытуемых. Понятие о контрольной группе. Практические задания: 1. Изучить требования к проведению психологического эксперимента. 2. Приведите вопросы (проблемы), которые могут быть исследованы экспериментальными методами. 3. Сформулируйте гипотезу, которая может быть проверена. 4. Опишите ситуацию, в которой можно получить данные результаты. 5. Опишите процедуру сбора и сравнения экспериментальных данных. Рекомендуемая литература: 1 (38-60), 2-3  
  Тема 8: Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о методах психодиагностики, овладение процедурой проведения и способами обработки тестовых показателей. Оснащение: Образцы методик, стимульный материал, методические рекомендации к использованию психодиагностических тестов, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных Вопросы для обсуждения: Стандартизированные методы психодиагностики. Определение понятия психологического теста. Понятия валидности, надежности. Виды психологических тестов Методы исследования познавательных процессов и свойств личности. Организация и процедура проведения. Способы обработки полученных данных. Практические задания: 1. Подбор и обоснование психодиагностической методики для решение поставленной задачи исследования. 2. Изучение процедуры проведения теста и способов обработки тестовых показателей. Рекомендуемая литература:1 (288-293), (86- 117), 9(92-183),  
13-14 Тема 9.Виды тестов Цели занятия: уточнение и закрепление представлений об основных видах психологических тестов, овладение процедурой проведения и способами обработки тестовых показателей. Оснащение: Образцы методик, стимульный материал, методические рекомендации к использованию психодиагностических тестов, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных Вопросы для обсуждения: Виды психологических тестов Организация и процедура проведения. Способы обработки полученных данных. Практическое задание: Проведение процедуры теста незавершенных предложений, оценка результатов теста Рекомендуемая литература: 1 (288-293), (86- 117), 9(92-183),  
  Тема 10. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Цели занятия: выработка умения анализировать и обобщать результаты проведенного исследования, оформлять полученные материалы. Оснащение: образцы рабочих и итоговых документов, в которых отражены результаты научного исследования (таблицы, графики, диаграммы), научно-практические рекомендации. Вопросы для обсуждения: Виды анализа (количественный анализ, качественный анализ). Интерпретация результатов исследования. Представление результатов (графическое, символическое, вербальное). Формулирование выводов исследования. Разработка научных выводов и рекомендаций. Требования к научному тексту. Практические задания: Продумать и оформить рабочие и итоговые документы, в которых будут отражены результаты проведенного научного исследования. В наглядно-графической форме представить результаты исследования по конкретным темам (таблицы, схемы, графики, диаграммы и др.). Разработать научно-практические рекомендации на основе полученных результатов. Рекомендуемая литература: 1 (33-37)  

6. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

§ задания для СРСП

№ недели Задания для СРСП Объем в часах
  Научное исследование, его методологические принципы Подготовить доклад об использовании ведущих методологических положений психологии применительно к конкретным темам исследования.  
2-3 Этапы научного исследования. Проанализировать и определить основные элементы исследования (научный аппарат) по предлагаемым темам.  
  Теоретические методы исследования Составить библиограф. указатель  
  Эмпирические методы исследования Обосновать выбор методов для решения задач исследования  
  Наблюдение как метод исследования Проанализировать протоколы наблюдений, сопоставить данные нескольких наблюдателей  
  Виды наблюдения Составить таблицу  
8-9 Опрос, разновидности опроса Проанализировать результаты опроса (анкетирование, беседа), сформулировать выводы  
  Эксперимент, его виды Подготовить изложение хода проведения эксперимента по выбранной теме  
  Организация и проведение эксперимента. Изучить требования к проведению эксперимента, проанализировать конкретные ситуации  
  Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Изучить требования к проведению тестов, проанализировать конкретные ситуации  
13-14 Виды психологических тестов Выполнить психодиагностические задания  
  Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Представить в наглядно- графической форме результаты исследования  
  Всего  

§ задания для СРС

№ недели Задания для СРС Объем в часах
  Реферативное сообщение о теоретических основах и проблематике современных исследований в специальной педагогике и психологии  
2-3 Изложение содержания основных этапов самостоятельного учебного исследования (эссе)  
  Теоретический обзор литературных источников по теме исследования  
  Доклад о роли комплекса методов для сбора объективной информации по теме исследования  
  Составление программы наблюдения  
  Анализ типичных ошибок наблюдения  
8-9 Разработка анкеты «Мои интересы»  
  Разработка программы проведения эксперимента  
  Сообщение о диагностике исследуемого явления с обоснованием оптимальности и эффективности отобранных методов  
  Обработка и анализ тестовых показателей  
13-14 Реферативное сообщение об основных видах психологических тестов  
  Защита исследовательского проекта (по теме дипломного исследования)  
  Всего  

 

 

8. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ):

§ тестовые задания

№ п/п Тестовые задания
  Системный подход относится к уровню методологии науки:
  А) общенаучному
  В) философскому
  С) конкретно-научному
  D) методике исследования
  Е) технике исследования
  Принцип деятельности относится к уровню методологии науки:
  А) философскому
  В) конкретно-научному
  С) частно-научному
  D) методике исследования
  Е) общенаучному
  Принцип причинной обусловленности всех явлений:
  А) генетический
  В) детерминизма
  С) сравнительный
  D) аналитико-синтетический
  Е) динамический
  Методологический принцип предполагает рассмотрение явления как системы:
  А) детерминизма
  В) последовательности
  С) единства сознания и деятельности
  D) системности
  Е) систематичности
  Система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности -это:
  А) методология
  В) метод
  С) методика
  D) процедура
  Е) концепция
  Сформулированное противоречие между потребностями практики и уровнем разработки вопроса в науке- это:
  А) объект
  В) предмет
  С) проблема
  D) гипотеза
  Е) методика
  Процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и выбранные для изучения – это:
  А) объект
  В) предмет
  С) гипотеза
  D) проблема
  Е) процедура
  Заместитель объекта исследования:
  А) модель
  В) конструкт
  С) структура
  D) предмет
  Е) компонент
  Что соотносится как общее и частное?
  А) проблема- гипотеза
  В) методика-процедура
  С) объект-предмет
  D) теория-практика
  Е) обоснование-программа
  Каким двум принципам должна удовлетворять гипотеза?
  А) системность, комплексность
  В) достоверность, надежность
  С) наглядность, доступность
  D) научность, систематичность
  Е) верифицируемость, фальсифицируемость
  Предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства - это:
  А) проблема
  В) задача
  С) гипотеза
  D) цель
  Е) методика
  Начальным этапом научного исследования является:
  А) постановка проблемы
  В) выдвижение гипотезы
  С) сбор информации
  D) обработка материала
  Е) интерпретация результатов
  Заключительным этапом научного исследования является:
  А) выдвижение гипотезы
  В) постановка проблемы
  С) сбор материала
  D) интерпретация результатов
  Е) проверка надежности результатов
  Конкретизация последовательности доказательства гипотезы заключена в:
  А) проблеме
  В) задачах
  С) объекте
  D) предмете
  Е) теме
  Определить правильную логическую последовательность элементов научного аппарата?
  А) предмет, объект, проблема, задачи, гипотеза
  В) объект, предмет, проблема, гипотеза, задачи
  С) задачи, гипотеза, объект, предмет, проблема
  D) проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи
  Е) гипотеза, задачи, предмет, объект, проблема
  Требования общества на современном этапе к решению определенной проблемы отражены в:
  А) актуальности
  В) гипотезе
  С) программе
  D) цели
  Е) методике
  Определить правильную последовательность хода научного исследования:
  А) выбор темы, сбор материала, написание текста, составление плана,
  В) выбор темы, составление плана, сбор материала, написание текста
  С) сбор материала, выбор темы,, составление плана, написание текста
  D) выбор темы, составление плана, написание текста, сбор материала.
  Е) составление плана, выбор темы, написание текста, сбор материала
  25. Совокупность методов, способов или приемов получения необходимой информации об особенностях протекания изучаемых процессов – это?
  А) методика
  В) методология
  С) концепция
  D) парадигма
  Е) теория
  Как называются методы получения фактического материала?
  А) теоретические
  В) эмпирические
  С) организационные
  D) математические
  Е) генетические.
  Какой исследовательский метод относится к теоретическим?
  А) наблюдение
  В) эксперимент
  С) тестирование
  D) анализ литературных источников
  Е) анализ продуктов деятельности
  Основной метод сбора эмпирических данных:
  А) беседа
  В) эксперимент
  С) анализ продуктов деятельности
  D) интервью
  Е) анкетирование
  Как называется метод исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений?
  А) эксперимент
  В) беседа
  С) анкетирование
  D) интервью
  Е) наблюдение
  Стандартизированные задания, предназначенные для выявления индивидуально-психологических различий:
  А) тесты
  В) психологические задачи
  С) анкеты
  D) эксперимент
  Е) наблюдение
  Коммуникативный метод- это:
  А) беседа
  В) эксперимент
  С) наблюдение
  D) измерение
  Е) тестирование
  К методам научного мышления относится:
  А) эксперимент
  В) беседа
  С) наблюдение
  D) анализ
  Е) интервью
  Как называется совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности?
  А) тесты креативности
  В) тесты достижений
  С) тесты интеллекта
  D) личностные тесты
  Е) проективные тесты
  Отличительными чертами какого метода являются естественность условий, в которых находится испытуемый, и исключение влияния исследователя?
  А) эксперимент
  В) беседа
  С) интервью
  D) наблюдение
  Е) анализ продуктов деятельности
  Включенное и невключенное – это разновиднодности какого метода?
  А) наблюдения
  В) эксперимента
  С) беседы
  D) интервью
  Е) анкетирования
  Срытое и открытое – это виды какого метода?
  А) беседы
  В) тестирования
  С) измерения
  D) наблюдения
  Е) анкетирование.
  Активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств- это:
  А) восприятие
  В) память
  С) внимание
  D) наблюдение
  Е) мышление
  Где фиксируются результаты наблюдения?
  А) протокол
  В) конспект
  С) анкета
  D) социограмма
  Е) опросный лист
  Что является недостатком метода наблюдения?
  А) неотделимость причинно-следственных связей от условий, в которых они возникают
  В) сохранение естественности психических проявлений
  С) невмешательство исследователя
  D) целенаправленность изучения психических проявлений
  Е) длительность и систематичность изучения
  Как называется типичная ошибка наблюдения, при которой отмечается склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным?
  А) ошибка центральной тенденции
  В) ошибка корреляции
  С) ошибка контраста
  D) ошибка первого впечатления
  Е) эффект снисхождения
  Как называется типичная ошибка наблюдения, проявляющаяся в тенденции всегда давать положительную оценку происходящего?
  А) ошибка центральной тенденции
  В) ошибка корреляции
  С) ошибка контраста
  D) ошибка первого впечатления
  Е) эффект снисхождения
  Как называется способ получения информации с помощью специального вопросника?
  А) анкетирование
  В) наблюдение
  С) эксперимент
  D) ранжирование
  Е) анализ продуктов деятельности
  Опрос в устой форме – это:
  А) интервью
  В) анкетирование
  С) эксперимент
  D) наблюдение
  Е) измерение.
  Участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого- это:
  А) клиент
  В) пациент
  С) собеседник
  D) респондент
  Е) корреспондент
  Опрос в письменной форме- это:
  А) беседа
  В) анкетирование
  С) интервью
  D) наблюдение
  Е) эксперимент
  Какой вид эксперимента позволяет установить реализована ли модель, запрограммированная исследователем?
  А) формирующий
  В) контрольный
  С) обучающий
  D) констатирующий
  Е) преобразующий
  Какой вид эксперимента предполагает активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами?
  А) формирующий
  В) контрольный
  С) констатирующий
  D) естественный
  Е) лабораторный
  Какой вид эксперимента позволяет установить наличие или отсутствие явления при определенных условиях?
  А) формирующий
  В) контрольный
  С) констатирующий
  D) прогнозирующий
  Е) корректирующий
  Наиболее распространенными методами изучения способностей являются:
  А) эксперимент
  В) наблюдение
  С) анкетирование
  D) интроспекция
  Е) тесты
  Что является критерием качества теста?
  А) наглядность
  В) валидность
  С) доступность
  D) последовательность
  Е) комплексность.
  Какой критерий качества теста относится к точности измерений?
  А) доступность
  В) валидность
  С) надежность
  D) последовательность
  Е) распространенность
  Какой метод психологического исследования характеризуется стандартизацией заданий и условий их выполнения?
  А) эксперимент
  В) беседа
  С) анализ продуктов деятельности
  D) тестирование
  Е) наблюдение
  К какому типу тестов относят испытание знаний, умений, навыков?
  А) тесты достижений
  В) тесты интеллекта
  С) тесты способностей
  D) личностные тесты
  Е) социально-психологические тесты
  По предмету диагностики тесты делят на:
  А) тесты интеллекта и тесты способностей
  В) манипулятивные и аппаратные тесты
  С) индивидуальные и групповые тесты
  D) аналитические тесты и тестовые батареи
  Е) ситуационные и поведенческие тесты
  По способу реализации тесты делят на:
  А) тесты интеллекта и способностей
  В) ситуационные и поведенческие
  С) индивидуальные и групповые
  D) тесты профотбора
  Е) тесты готовности к школе
  Что означает понятие «валидность» теста?
  А) адекватность и действенность
  В) однозначность
  С) надежность и точность
  D) целенаправленность
  Е) адаптированность
  Корреляционный анализ устанавливает:
  А) наличие явления
  В) отсутствие явление
  С) взаимозависимость явлений
  D) качественную характеристику явления
  Е) количественную характеристику явления
  Что означает критерий репрезентативности выборки испытуемых?
  А) представленность выборки испытуемых
  В) количество испытуемых
  С) возрастной состав группы
  D) половые различия испытуемых
  Е) социальный статус испытуемых
  Интерпретация результатов исследования – это?
  А) истолкование
  В) систематизация
  С) обобщение
  D) количественный анализ
  Е) конкретизация
  Установление истинности методов и результатов исследования, ее одобрение – это:
  А) интерпретация
  В) апробация
  С) модификация
  D) систематизация
  Е) дифференциация
  Критерий, характеризующий постоянство, устойчивость результатов исследования
  А) надежность
  В) целенаправленность
  С) однозначность
  D) наглядность
  Е) сопоставимость

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: