№ недели | Название семинарских, практических, лабораторных и студийных занятий | Объем в часах |
Тема 1. Научное исследование, его методологические принципы Цели занятия: Ознакомить с методологическими основами психологического исследования. Выработать умение использовать ведущие методологические положения в соответствии с задачами конкретного исследования. Оснащение: Конспекты первоисточников, материалы докладов по вопросам темы, таблица «Методологические основы психологического исследования» Вопросы для обсуждения: Специфика психологического знания, научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности. Категории психологии: деятельность, отражение, личность, сознание, общение. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность. Основные парадигмы развития современного психологического знания: холичность, интерактивность, полифункциональность, ориентированность на практику, междисциплинарность. Гуманистическая направленность современной психологии. Практические задания: 1. Конспектирование первоисточников 2. Заслушивание сообщений об использовании методологических положений в собственных исследованиях. Рекомендуемая литература:1 (3-13), (302-308), (286-287),3,4,5 | ||
2-3 | Тема 2.Этапы научного исследования Цели занятия: закрепить представления о основных этапах психологического исследования, закрепить умения анализировать и определять элементы научного аппарата исследования Оснащение: общая схема хода научно-психологического исследования, карточки с определениями элементов научного аппарата Вопросы для обсуждения: Определение темы исследования, обоснование актуальности. Постановка проблемы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Цель исследования, выдвижение гипотезы, постановка конкретных задач исследования. Процедура и методика исследования. Практические задания: 1. Проанализировать и определить элементы научного аппарата исследования. 2. Перечислить структурные компоненты исследовательского процесса. Определить содержание работы на каждом этапе. 3. Подготовить обоснование темы собственного исследования. Подведение итогов Рекомендуемая литература: 1 (14-37), 3, 4, 5, 6 | |
Тема 4.Теоретические методы исследования Цели занятия: закрепление представлений о теоретических методах исследования Оснащение: требования к оформлению библиографии Вопросы для обсуждения: Сущность теоретических методов исследования. Роль теоретических методов в построении концепций и разработке основных положений предстоящего научного поиска. Метод изучение и теоретического анализа источников. Практические задания: 1. Заслушивание докладов о теоретических методах исследования. 2. Составление библиографического указателя | ||
Тема 5.Эмпирические методы исследования Цели занятия: закрепление представлений о методах исследования, практическое овладение конкретными методами, способами фиксации полученных данных, умениями анализировать полученный материал, делать выводы. Оснащение: программы наблюдения, бесед, психологического эксперимента, протоколы, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Сущность методов эмпирического исследования, их использование в исследовании. Наблюдение как метод исследования (свободное, включенное, по стандартизированной схеме). Беседа. Анкетирование. Анализ продуктов деятельности. Эксперимент. Специфика экспериментального метода в специальной педагогике и психологии. Психодиагностические тесты. Практические задания: 1. Заслушивание докладов о методах эмпирического исследования. 2. Анализ программ наблюдения, бесед, эксперимента применительно к темам исследования студентов. Рекомендуемая литература:1 (37-129), 2-3, 6, 7 (5-38) | ||
Тема 4.Наблюдение как метод научного исследования Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о методах научного исследования в психологии, практическое овладение методом наблюдения; овладение практическими навыками организации и проведения наблюдения, способами фиксации наблюдаемых явлений, умениями анализировать полученный материал Оснащение: программы наблюдения, протоколы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Метод наблюдения и его особенности использования в специальной педагогике и психологии Необходимые условия научного наблюдения. Основные этапы процедуры наблюдения. Использование метода наблюдения для выявления психолого-педагогического климата в классе Практические задания: 1. Обсуждение и отработка схемы наблюдения 2. Составление карты наблюдения. 3. Оформление результатов в виде дневника наблюдения Рекомендуемая литература: 1(60-68), 9 (92-99), 10 (142-159) | ||
Тема 4. Виды наблюдения Цели занятия: практическое овладение методом наблюдения; овладение практическими навыками организации и проведения наблюдения, способами фиксации наблюдаемых явлений, умениями анализировать полученный материал Оснащение: программы наблюдения, протоколы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Виды наблюдения (свободное, включенное, по стандартизированной схеме). Причины типичных ошибок наблюдения. Практические задания: 1. Составление карты наблюдения. 2. Оформление результатов в виде дневника наблюдения Рекомендуемая литература: 1(60-68), 9 (92-99), 10 (142-159) | ||
8-9 | Тема 5.Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование). Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о эмпирических методах исследования, овладение процедурой проведения беседы и интервью Оснащение: программы бесед, анкеты, регистрационные листы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) Требования к организации и проведению. Способы обработки анкетных данных. Социометрический опрос, техника проведения. Практические задания: 1.Обсуждение и отработка схемы беседы, проективного интервью 2. Обсуждение результатов социометрического опроса. Рекомендуемая литература: 1(68-86) | |
Тема 6.Эксперимент, его виды Цели занятия: уточнение и закрепление представлений об основных видах экспериментального исследования в психологии Оснащение: образцы экспериментальных методик, стимульный материал, методические рекомендации к проведению экспериментальных методик, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Основная задача психологического эксперимента. Виды эксперимента. Естественный и лабораторный эксперименты. Констатирующий и формирующий эксперименты. Практические задания: 1. Охарактеризовать основные виды экспериментального исследования в возрастной психологии. 2. Указать отличительные особенности формирующего и констатирующего эксперимента. Рекомендуемая литература: 1 (38-60), 2-3 | ||
Тема 7.Организация и проведение эксперимента Цели занятия: овладение процедурой проведения экспериментального исследования и способами обработки полученных результатов Оснащение: образцы экспериментальных методик, стимульный материал, методические рекомендации к проведению экспериментальных методик, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Требования к объему и составу выборки испытуемых. Понятие о контрольной группе. Практические задания: 1. Изучить требования к проведению психологического эксперимента. 2. Приведите вопросы (проблемы), которые могут быть исследованы экспериментальными методами. 3. Сформулируйте гипотезу, которая может быть проверена. 4. Опишите ситуацию, в которой можно получить данные результаты. 5. Опишите процедуру сбора и сравнения экспериментальных данных. Рекомендуемая литература: 1 (38-60), 2-3 | ||
Тема 8: Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о методах психодиагностики, овладение процедурой проведения и способами обработки тестовых показателей. Оснащение: Образцы методик, стимульный материал, методические рекомендации к использованию психодиагностических тестов, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных Вопросы для обсуждения: Стандартизированные методы психодиагностики. Определение понятия психологического теста. Понятия валидности, надежности. Виды психологических тестов Методы исследования познавательных процессов и свойств личности. Организация и процедура проведения. Способы обработки полученных данных. Практические задания: 1. Подбор и обоснование психодиагностической методики для решение поставленной задачи исследования. 2. Изучение процедуры проведения теста и способов обработки тестовых показателей. Рекомендуемая литература:1 (288-293), (86- 117), 9(92-183), | ||
13-14 | Тема 9.Виды тестов Цели занятия: уточнение и закрепление представлений об основных видах психологических тестов, овладение процедурой проведения и способами обработки тестовых показателей. Оснащение: Образцы методик, стимульный материал, методические рекомендации к использованию психодиагностических тестов, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных Вопросы для обсуждения: Виды психологических тестов Организация и процедура проведения. Способы обработки полученных данных. Практическое задание: Проведение процедуры теста незавершенных предложений, оценка результатов теста Рекомендуемая литература: 1 (288-293), (86- 117), 9(92-183), | |
Тема 10. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Цели занятия: выработка умения анализировать и обобщать результаты проведенного исследования, оформлять полученные материалы. Оснащение: образцы рабочих и итоговых документов, в которых отражены результаты научного исследования (таблицы, графики, диаграммы), научно-практические рекомендации. Вопросы для обсуждения: Виды анализа (количественный анализ, качественный анализ). Интерпретация результатов исследования. Представление результатов (графическое, символическое, вербальное). Формулирование выводов исследования. Разработка научных выводов и рекомендаций. Требования к научному тексту. Практические задания: Продумать и оформить рабочие и итоговые документы, в которых будут отражены результаты проведенного научного исследования. В наглядно-графической форме представить результаты исследования по конкретным темам (таблицы, схемы, графики, диаграммы и др.). Разработать научно-практические рекомендации на основе полученных результатов. Рекомендуемая литература: 1 (33-37) |
6. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
§ задания для СРСП
№ недели | Задания для СРСП | Объем в часах |
Научное исследование, его методологические принципы Подготовить доклад об использовании ведущих методологических положений психологии применительно к конкретным темам исследования. | ||
2-3 | Этапы научного исследования. Проанализировать и определить основные элементы исследования (научный аппарат) по предлагаемым темам. | |
Теоретические методы исследования Составить библиограф. указатель | ||
Эмпирические методы исследования Обосновать выбор методов для решения задач исследования | ||
Наблюдение как метод исследования Проанализировать протоколы наблюдений, сопоставить данные нескольких наблюдателей | ||
Виды наблюдения Составить таблицу | ||
8-9 | Опрос, разновидности опроса Проанализировать результаты опроса (анкетирование, беседа), сформулировать выводы | |
Эксперимент, его виды Подготовить изложение хода проведения эксперимента по выбранной теме | ||
Организация и проведение эксперимента. Изучить требования к проведению эксперимента, проанализировать конкретные ситуации | ||
Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Изучить требования к проведению тестов, проанализировать конкретные ситуации | ||
13-14 | Виды психологических тестов Выполнить психодиагностические задания | |
Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Представить в наглядно- графической форме результаты исследования | ||
Всего |
§ задания для СРС
№ недели | Задания для СРС | Объем в часах |
Реферативное сообщение о теоретических основах и проблематике современных исследований в специальной педагогике и психологии | ||
2-3 | Изложение содержания основных этапов самостоятельного учебного исследования (эссе) | |
Теоретический обзор литературных источников по теме исследования | ||
Доклад о роли комплекса методов для сбора объективной информации по теме исследования | ||
Составление программы наблюдения | ||
Анализ типичных ошибок наблюдения | ||
8-9 | Разработка анкеты «Мои интересы» | |
Разработка программы проведения эксперимента | ||
Сообщение о диагностике исследуемого явления с обоснованием оптимальности и эффективности отобранных методов | ||
Обработка и анализ тестовых показателей | ||
13-14 | Реферативное сообщение об основных видах психологических тестов | |
Защита исследовательского проекта (по теме дипломного исследования) | ||
Всего |
8. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ):
§ тестовые задания
№ п/п | Тестовые задания |
Системный подход относится к уровню методологии науки: | |
А) общенаучному | |
В) философскому | |
С) конкретно-научному | |
D) методике исследования | |
Е) технике исследования | |
Принцип деятельности относится к уровню методологии науки: | |
А) философскому | |
В) конкретно-научному | |
С) частно-научному | |
D) методике исследования | |
Е) общенаучному | |
Принцип причинной обусловленности всех явлений: | |
А) генетический | |
В) детерминизма | |
С) сравнительный | |
D) аналитико-синтетический | |
Е) динамический | |
Методологический принцип предполагает рассмотрение явления как системы: | |
А) детерминизма | |
В) последовательности | |
С) единства сознания и деятельности | |
D) системности | |
Е) систематичности | |
Система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности -это: | |
А) методология | |
В) метод | |
С) методика | |
D) процедура | |
Е) концепция | |
Сформулированное противоречие между потребностями практики и уровнем разработки вопроса в науке- это: | |
А) объект | |
В) предмет | |
С) проблема | |
D) гипотеза | |
Е) методика | |
Процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и выбранные для изучения – это: | |
А) объект | |
В) предмет | |
С) гипотеза | |
D) проблема | |
Е) процедура | |
Заместитель объекта исследования: | |
А) модель | |
В) конструкт | |
С) структура | |
D) предмет | |
Е) компонент | |
Что соотносится как общее и частное? | |
А) проблема- гипотеза | |
В) методика-процедура | |
С) объект-предмет | |
D) теория-практика | |
Е) обоснование-программа | |
Каким двум принципам должна удовлетворять гипотеза? | |
А) системность, комплексность | |
В) достоверность, надежность | |
С) наглядность, доступность | |
D) научность, систематичность | |
Е) верифицируемость, фальсифицируемость | |
Предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства - это: | |
А) проблема | |
В) задача | |
С) гипотеза | |
D) цель | |
Е) методика | |
Начальным этапом научного исследования является: | |
А) постановка проблемы | |
В) выдвижение гипотезы | |
С) сбор информации | |
D) обработка материала | |
Е) интерпретация результатов | |
Заключительным этапом научного исследования является: | |
А) выдвижение гипотезы | |
В) постановка проблемы | |
С) сбор материала | |
D) интерпретация результатов | |
Е) проверка надежности результатов | |
Конкретизация последовательности доказательства гипотезы заключена в: | |
А) проблеме | |
В) задачах | |
С) объекте | |
D) предмете | |
Е) теме | |
Определить правильную логическую последовательность элементов научного аппарата? | |
А) предмет, объект, проблема, задачи, гипотеза | |
В) объект, предмет, проблема, гипотеза, задачи | |
С) задачи, гипотеза, объект, предмет, проблема | |
D) проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи | |
Е) гипотеза, задачи, предмет, объект, проблема | |
Требования общества на современном этапе к решению определенной проблемы отражены в: | |
А) актуальности | |
В) гипотезе | |
С) программе | |
D) цели | |
Е) методике | |
Определить правильную последовательность хода научного исследования: | |
А) выбор темы, сбор материала, написание текста, составление плана, | |
В) выбор темы, составление плана, сбор материала, написание текста | |
С) сбор материала, выбор темы,, составление плана, написание текста | |
D) выбор темы, составление плана, написание текста, сбор материала. | |
Е) составление плана, выбор темы, написание текста, сбор материала | |
25. Совокупность методов, способов или приемов получения необходимой информации об особенностях протекания изучаемых процессов – это? | |
А) методика | |
В) методология | |
С) концепция | |
D) парадигма | |
Е) теория | |
Как называются методы получения фактического материала? | |
А) теоретические | |
В) эмпирические | |
С) организационные | |
D) математические | |
Е) генетические. | |
Какой исследовательский метод относится к теоретическим? | |
А) наблюдение | |
В) эксперимент | |
С) тестирование | |
D) анализ литературных источников | |
Е) анализ продуктов деятельности | |
Основной метод сбора эмпирических данных: | |
А) беседа | |
В) эксперимент | |
С) анализ продуктов деятельности | |
D) интервью | |
Е) анкетирование | |
Как называется метод исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений? | |
А) эксперимент | |
В) беседа | |
С) анкетирование | |
D) интервью | |
Е) наблюдение | |
Стандартизированные задания, предназначенные для выявления индивидуально-психологических различий: | |
А) тесты | |
В) психологические задачи | |
С) анкеты | |
D) эксперимент | |
Е) наблюдение | |
Коммуникативный метод- это: | |
А) беседа | |
В) эксперимент | |
С) наблюдение | |
D) измерение | |
Е) тестирование | |
К методам научного мышления относится: | |
А) эксперимент | |
В) беседа | |
С) наблюдение | |
D) анализ | |
Е) интервью | |
Как называется совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности? | |
А) тесты креативности | |
В) тесты достижений | |
С) тесты интеллекта | |
D) личностные тесты | |
Е) проективные тесты | |
Отличительными чертами какого метода являются естественность условий, в которых находится испытуемый, и исключение влияния исследователя? | |
А) эксперимент | |
В) беседа | |
С) интервью | |
D) наблюдение | |
Е) анализ продуктов деятельности | |
Включенное и невключенное – это разновиднодности какого метода? | |
А) наблюдения | |
В) эксперимента | |
С) беседы | |
D) интервью | |
Е) анкетирования | |
Срытое и открытое – это виды какого метода? | |
А) беседы | |
В) тестирования | |
С) измерения | |
D) наблюдения | |
Е) анкетирование. | |
Активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств- это: | |
А) восприятие | |
В) память | |
С) внимание | |
D) наблюдение | |
Е) мышление | |
Где фиксируются результаты наблюдения? | |
А) протокол | |
В) конспект | |
С) анкета | |
D) социограмма | |
Е) опросный лист | |
Что является недостатком метода наблюдения? | |
А) неотделимость причинно-следственных связей от условий, в которых они возникают | |
В) сохранение естественности психических проявлений | |
С) невмешательство исследователя | |
D) целенаправленность изучения психических проявлений | |
Е) длительность и систематичность изучения | |
Как называется типичная ошибка наблюдения, при которой отмечается склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным? | |
А) ошибка центральной тенденции | |
В) ошибка корреляции | |
С) ошибка контраста | |
D) ошибка первого впечатления | |
Е) эффект снисхождения | |
Как называется типичная ошибка наблюдения, проявляющаяся в тенденции всегда давать положительную оценку происходящего? | |
А) ошибка центральной тенденции | |
В) ошибка корреляции | |
С) ошибка контраста | |
D) ошибка первого впечатления | |
Е) эффект снисхождения | |
Как называется способ получения информации с помощью специального вопросника? | |
А) анкетирование | |
В) наблюдение | |
С) эксперимент | |
D) ранжирование | |
Е) анализ продуктов деятельности | |
Опрос в устой форме – это: | |
А) интервью | |
В) анкетирование | |
С) эксперимент | |
D) наблюдение | |
Е) измерение. | |
Участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого- это: | |
А) клиент | |
В) пациент | |
С) собеседник | |
D) респондент | |
Е) корреспондент | |
Опрос в письменной форме- это: | |
А) беседа | |
В) анкетирование | |
С) интервью | |
D) наблюдение | |
Е) эксперимент | |
Какой вид эксперимента позволяет установить реализована ли модель, запрограммированная исследователем? | |
А) формирующий | |
В) контрольный | |
С) обучающий | |
D) констатирующий | |
Е) преобразующий | |
Какой вид эксперимента предполагает активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами? | |
А) формирующий | |
В) контрольный | |
С) констатирующий | |
D) естественный | |
Е) лабораторный | |
Какой вид эксперимента позволяет установить наличие или отсутствие явления при определенных условиях? | |
А) формирующий | |
В) контрольный | |
С) констатирующий | |
D) прогнозирующий | |
Е) корректирующий | |
Наиболее распространенными методами изучения способностей являются: | |
А) эксперимент | |
В) наблюдение | |
С) анкетирование | |
D) интроспекция | |
Е) тесты | |
Что является критерием качества теста? | |
А) наглядность | |
В) валидность | |
С) доступность | |
D) последовательность | |
Е) комплексность. | |
Какой критерий качества теста относится к точности измерений? | |
А) доступность | |
В) валидность | |
С) надежность | |
D) последовательность | |
Е) распространенность | |
Какой метод психологического исследования характеризуется стандартизацией заданий и условий их выполнения? | |
А) эксперимент | |
В) беседа | |
С) анализ продуктов деятельности | |
D) тестирование | |
Е) наблюдение | |
К какому типу тестов относят испытание знаний, умений, навыков? | |
А) тесты достижений | |
В) тесты интеллекта | |
С) тесты способностей | |
D) личностные тесты | |
Е) социально-психологические тесты | |
По предмету диагностики тесты делят на: | |
А) тесты интеллекта и тесты способностей | |
В) манипулятивные и аппаратные тесты | |
С) индивидуальные и групповые тесты | |
D) аналитические тесты и тестовые батареи | |
Е) ситуационные и поведенческие тесты | |
По способу реализации тесты делят на: | |
А) тесты интеллекта и способностей | |
В) ситуационные и поведенческие | |
С) индивидуальные и групповые | |
D) тесты профотбора | |
Е) тесты готовности к школе | |
Что означает понятие «валидность» теста? | |
А) адекватность и действенность | |
В) однозначность | |
С) надежность и точность | |
D) целенаправленность | |
Е) адаптированность | |
Корреляционный анализ устанавливает: | |
А) наличие явления | |
В) отсутствие явление | |
С) взаимозависимость явлений | |
D) качественную характеристику явления | |
Е) количественную характеристику явления | |
Что означает критерий репрезентативности выборки испытуемых? | |
А) представленность выборки испытуемых | |
В) количество испытуемых | |
С) возрастной состав группы | |
D) половые различия испытуемых | |
Е) социальный статус испытуемых | |
Интерпретация результатов исследования – это? | |
А) истолкование | |
В) систематизация | |
С) обобщение | |
D) количественный анализ | |
Е) конкретизация | |
Установление истинности методов и результатов исследования, ее одобрение – это: | |
А) интерпретация | |
В) апробация | |
С) модификация | |
D) систематизация | |
Е) дифференциация | |
Критерий, характеризующий постоянство, устойчивость результатов исследования | |
А) надежность | |
В) целенаправленность | |
С) однозначность | |
D) наглядность | |
Е) сопоставимость |