| № недели | Название семинарских, практических, лабораторных и студийных занятий | Объем в часах |
| Тема 1. Научное исследование, его методологические принципы Цели занятия: Ознакомить с методологическими основами психологического исследования. Выработать умение использовать ведущие методологические положения в соответствии с задачами конкретного исследования. Оснащение: Конспекты первоисточников, материалы докладов по вопросам темы, таблица «Методологические основы психологического исследования» Вопросы для обсуждения: Специфика психологического знания, научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности. Категории психологии: деятельность, отражение, личность, сознание, общение. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность. Основные парадигмы развития современного психологического знания: холичность, интерактивность, полифункциональность, ориентированность на практику, междисциплинарность. Гуманистическая направленность современной психологии. Практические задания: 1. Конспектирование первоисточников 2. Заслушивание сообщений об использовании методологических положений в собственных исследованиях. Рекомендуемая литература:1 (3-13), (302-308), (286-287),3,4,5 | ||
| 2-3 | Тема 2.Этапы научного исследования Цели занятия: закрепить представления о основных этапах психологического исследования, закрепить умения анализировать и определять элементы научного аппарата исследования Оснащение: общая схема хода научно-психологического исследования, карточки с определениями элементов научного аппарата Вопросы для обсуждения: Определение темы исследования, обоснование актуальности. Постановка проблемы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Цель исследования, выдвижение гипотезы, постановка конкретных задач исследования. Процедура и методика исследования. Практические задания: 1. Проанализировать и определить элементы научного аппарата исследования. 2. Перечислить структурные компоненты исследовательского процесса. Определить содержание работы на каждом этапе. 3. Подготовить обоснование темы собственного исследования. Подведение итогов Рекомендуемая литература: 1 (14-37), 3, 4, 5, 6 | |
| Тема 4.Теоретические методы исследования Цели занятия: закрепление представлений о теоретических методах исследования Оснащение: требования к оформлению библиографии Вопросы для обсуждения: Сущность теоретических методов исследования. Роль теоретических методов в построении концепций и разработке основных положений предстоящего научного поиска. Метод изучение и теоретического анализа источников. Практические задания: 1. Заслушивание докладов о теоретических методах исследования. 2. Составление библиографического указателя | ||
| Тема 5.Эмпирические методы исследования Цели занятия: закрепление представлений о методах исследования, практическое овладение конкретными методами, способами фиксации полученных данных, умениями анализировать полученный материал, делать выводы. Оснащение: программы наблюдения, бесед, психологического эксперимента, протоколы, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Сущность методов эмпирического исследования, их использование в исследовании. Наблюдение как метод исследования (свободное, включенное, по стандартизированной схеме). Беседа. Анкетирование. Анализ продуктов деятельности. Эксперимент. Специфика экспериментального метода в специальной педагогике и психологии. Психодиагностические тесты. Практические задания: 1. Заслушивание докладов о методах эмпирического исследования. 2. Анализ программ наблюдения, бесед, эксперимента применительно к темам исследования студентов. Рекомендуемая литература:1 (37-129), 2-3, 6, 7 (5-38) | ||
| Тема 4.Наблюдение как метод научного исследования Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о методах научного исследования в психологии, практическое овладение методом наблюдения; овладение практическими навыками организации и проведения наблюдения, способами фиксации наблюдаемых явлений, умениями анализировать полученный материал Оснащение: программы наблюдения, протоколы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Метод наблюдения и его особенности использования в специальной педагогике и психологии Необходимые условия научного наблюдения. Основные этапы процедуры наблюдения. Использование метода наблюдения для выявления психолого-педагогического климата в классе Практические задания: 1. Обсуждение и отработка схемы наблюдения 2. Составление карты наблюдения. 3. Оформление результатов в виде дневника наблюдения Рекомендуемая литература: 1(60-68), 9 (92-99), 10 (142-159) | ||
| Тема 4. Виды наблюдения Цели занятия: практическое овладение методом наблюдения; овладение практическими навыками организации и проведения наблюдения, способами фиксации наблюдаемых явлений, умениями анализировать полученный материал Оснащение: программы наблюдения, протоколы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Виды наблюдения (свободное, включенное, по стандартизированной схеме). Причины типичных ошибок наблюдения. Практические задания: 1. Составление карты наблюдения. 2. Оформление результатов в виде дневника наблюдения Рекомендуемая литература: 1(60-68), 9 (92-99), 10 (142-159) | ||
| 8-9 | Тема 5.Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование). Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о эмпирических методах исследования, овладение процедурой проведения беседы и интервью Оснащение: программы бесед, анкеты, регистрационные листы, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) Требования к организации и проведению. Способы обработки анкетных данных. Социометрический опрос, техника проведения. Практические задания: 1.Обсуждение и отработка схемы беседы, проективного интервью 2. Обсуждение результатов социометрического опроса. Рекомендуемая литература: 1(68-86) | |
| Тема 6.Эксперимент, его виды Цели занятия: уточнение и закрепление представлений об основных видах экспериментального исследования в психологии Оснащение: образцы экспериментальных методик, стимульный материал, методические рекомендации к проведению экспериментальных методик, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Основная задача психологического эксперимента. Виды эксперимента. Естественный и лабораторный эксперименты. Констатирующий и формирующий эксперименты. Практические задания: 1. Охарактеризовать основные виды экспериментального исследования в возрастной психологии. 2. Указать отличительные особенности формирующего и констатирующего эксперимента. Рекомендуемая литература: 1 (38-60), 2-3 | ||
| Тема 7.Организация и проведение эксперимента Цели занятия: овладение процедурой проведения экспериментального исследования и способами обработки полученных результатов Оснащение: образцы экспериментальных методик, стимульный материал, методические рекомендации к проведению экспериментальных методик, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных. Вопросы для обсуждения: Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Требования к объему и составу выборки испытуемых. Понятие о контрольной группе. Практические задания: 1. Изучить требования к проведению психологического эксперимента. 2. Приведите вопросы (проблемы), которые могут быть исследованы экспериментальными методами. 3. Сформулируйте гипотезу, которая может быть проверена. 4. Опишите ситуацию, в которой можно получить данные результаты. 5. Опишите процедуру сбора и сравнения экспериментальных данных. Рекомендуемая литература: 1 (38-60), 2-3 | ||
| Тема 8: Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Цели занятия: уточнение и закрепление представлений о методах психодиагностики, овладение процедурой проведения и способами обработки тестовых показателей. Оснащение: Образцы методик, стимульный материал, методические рекомендации к использованию психодиагностических тестов, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных Вопросы для обсуждения: Стандартизированные методы психодиагностики. Определение понятия психологического теста. Понятия валидности, надежности. Виды психологических тестов Методы исследования познавательных процессов и свойств личности. Организация и процедура проведения. Способы обработки полученных данных. Практические задания: 1. Подбор и обоснование психодиагностической методики для решение поставленной задачи исследования. 2. Изучение процедуры проведения теста и способов обработки тестовых показателей. Рекомендуемая литература:1 (288-293), (86- 117), 9(92-183), | ||
| 13-14 | Тема 9.Виды тестов Цели занятия: уточнение и закрепление представлений об основных видах психологических тестов, овладение процедурой проведения и способами обработки тестовых показателей. Оснащение: Образцы методик, стимульный материал, методические рекомендации к использованию психодиагностических тестов, регистрационные листы, бланки методик, таблицы для накопления данных Вопросы для обсуждения: Виды психологических тестов Организация и процедура проведения. Способы обработки полученных данных. Практическое задание: Проведение процедуры теста незавершенных предложений, оценка результатов теста Рекомендуемая литература: 1 (288-293), (86- 117), 9(92-183), | |
| Тема 10. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Цели занятия: выработка умения анализировать и обобщать результаты проведенного исследования, оформлять полученные материалы. Оснащение: образцы рабочих и итоговых документов, в которых отражены результаты научного исследования (таблицы, графики, диаграммы), научно-практические рекомендации. Вопросы для обсуждения: Виды анализа (количественный анализ, качественный анализ). Интерпретация результатов исследования. Представление результатов (графическое, символическое, вербальное). Формулирование выводов исследования. Разработка научных выводов и рекомендаций. Требования к научному тексту. Практические задания: Продумать и оформить рабочие и итоговые документы, в которых будут отражены результаты проведенного научного исследования. В наглядно-графической форме представить результаты исследования по конкретным темам (таблицы, схемы, графики, диаграммы и др.). Разработать научно-практические рекомендации на основе полученных результатов. Рекомендуемая литература: 1 (33-37) |
6. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
§ задания для СРСП
| № недели | Задания для СРСП | Объем в часах |
| Научное исследование, его методологические принципы Подготовить доклад об использовании ведущих методологических положений психологии применительно к конкретным темам исследования. | ||
| 2-3 | Этапы научного исследования. Проанализировать и определить основные элементы исследования (научный аппарат) по предлагаемым темам. | |
| Теоретические методы исследования Составить библиограф. указатель | ||
| Эмпирические методы исследования Обосновать выбор методов для решения задач исследования | ||
| Наблюдение как метод исследования Проанализировать протоколы наблюдений, сопоставить данные нескольких наблюдателей | ||
| Виды наблюдения Составить таблицу | ||
| 8-9 | Опрос, разновидности опроса Проанализировать результаты опроса (анкетирование, беседа), сформулировать выводы | |
| Эксперимент, его виды Подготовить изложение хода проведения эксперимента по выбранной теме | ||
| Организация и проведение эксперимента. Изучить требования к проведению эксперимента, проанализировать конкретные ситуации | ||
| Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) Изучить требования к проведению тестов, проанализировать конкретные ситуации | ||
| 13-14 | Виды психологических тестов Выполнить психодиагностические задания | |
| Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Представить в наглядно- графической форме результаты исследования | ||
| Всего |
§ задания для СРС
| № недели | Задания для СРС | Объем в часах |
| Реферативное сообщение о теоретических основах и проблематике современных исследований в специальной педагогике и психологии | ||
| 2-3 | Изложение содержания основных этапов самостоятельного учебного исследования (эссе) | |
| Теоретический обзор литературных источников по теме исследования | ||
| Доклад о роли комплекса методов для сбора объективной информации по теме исследования | ||
| Составление программы наблюдения | ||
| Анализ типичных ошибок наблюдения | ||
| 8-9 | Разработка анкеты «Мои интересы» | |
| Разработка программы проведения эксперимента | ||
| Сообщение о диагностике исследуемого явления с обоснованием оптимальности и эффективности отобранных методов | ||
| Обработка и анализ тестовых показателей | ||
| 13-14 | Реферативное сообщение об основных видах психологических тестов | |
| Защита исследовательского проекта (по теме дипломного исследования) | ||
| Всего |
8. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ):
§ тестовые задания
| № п/п | Тестовые задания |
| Системный подход относится к уровню методологии науки: | |
| А) общенаучному | |
| В) философскому | |
| С) конкретно-научному | |
| D) методике исследования | |
| Е) технике исследования | |
| Принцип деятельности относится к уровню методологии науки: | |
| А) философскому | |
| В) конкретно-научному | |
| С) частно-научному | |
| D) методике исследования | |
| Е) общенаучному | |
| Принцип причинной обусловленности всех явлений: | |
| А) генетический | |
| В) детерминизма | |
| С) сравнительный | |
| D) аналитико-синтетический | |
| Е) динамический | |
| Методологический принцип предполагает рассмотрение явления как системы: | |
| А) детерминизма | |
| В) последовательности | |
| С) единства сознания и деятельности | |
| D) системности | |
| Е) систематичности | |
| Система принципов организации и построения теоретической и практической деятельности -это: | |
| А) методология | |
| В) метод | |
| С) методика | |
| D) процедура | |
| Е) концепция | |
| Сформулированное противоречие между потребностями практики и уровнем разработки вопроса в науке- это: | |
| А) объект | |
| В) предмет | |
| С) проблема | |
| D) гипотеза | |
| Е) методика | |
| Процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и выбранные для изучения – это: | |
| А) объект | |
| В) предмет | |
| С) гипотеза | |
| D) проблема | |
| Е) процедура | |
| Заместитель объекта исследования: | |
| А) модель | |
| В) конструкт | |
| С) структура | |
| D) предмет | |
| Е) компонент | |
| Что соотносится как общее и частное? | |
| А) проблема- гипотеза | |
| В) методика-процедура | |
| С) объект-предмет | |
| D) теория-практика | |
| Е) обоснование-программа | |
| Каким двум принципам должна удовлетворять гипотеза? | |
| А) системность, комплексность | |
| В) достоверность, надежность | |
| С) наглядность, доступность | |
| D) научность, систематичность | |
| Е) верифицируемость, фальсифицируемость | |
| Предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства - это: | |
| А) проблема | |
| В) задача | |
| С) гипотеза | |
| D) цель | |
| Е) методика | |
| Начальным этапом научного исследования является: | |
| А) постановка проблемы | |
| В) выдвижение гипотезы | |
| С) сбор информации | |
| D) обработка материала | |
| Е) интерпретация результатов | |
| Заключительным этапом научного исследования является: | |
| А) выдвижение гипотезы | |
| В) постановка проблемы | |
| С) сбор материала | |
| D) интерпретация результатов | |
| Е) проверка надежности результатов | |
| Конкретизация последовательности доказательства гипотезы заключена в: | |
| А) проблеме | |
| В) задачах | |
| С) объекте | |
| D) предмете | |
| Е) теме | |
| Определить правильную логическую последовательность элементов научного аппарата? | |
| А) предмет, объект, проблема, задачи, гипотеза | |
| В) объект, предмет, проблема, гипотеза, задачи | |
| С) задачи, гипотеза, объект, предмет, проблема | |
| D) проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи | |
| Е) гипотеза, задачи, предмет, объект, проблема | |
| Требования общества на современном этапе к решению определенной проблемы отражены в: | |
| А) актуальности | |
| В) гипотезе | |
| С) программе | |
| D) цели | |
| Е) методике | |
| Определить правильную последовательность хода научного исследования: | |
| А) выбор темы, сбор материала, написание текста, составление плана, | |
| В) выбор темы, составление плана, сбор материала, написание текста | |
| С) сбор материала, выбор темы,, составление плана, написание текста | |
| D) выбор темы, составление плана, написание текста, сбор материала. | |
| Е) составление плана, выбор темы, написание текста, сбор материала | |
| 25. Совокупность методов, способов или приемов получения необходимой информации об особенностях протекания изучаемых процессов – это? | |
| А) методика | |
| В) методология | |
| С) концепция | |
| D) парадигма | |
| Е) теория | |
| Как называются методы получения фактического материала? | |
| А) теоретические | |
| В) эмпирические | |
| С) организационные | |
| D) математические | |
| Е) генетические. | |
| Какой исследовательский метод относится к теоретическим? | |
| А) наблюдение | |
| В) эксперимент | |
| С) тестирование | |
| D) анализ литературных источников | |
| Е) анализ продуктов деятельности | |
| Основной метод сбора эмпирических данных: | |
| А) беседа | |
| В) эксперимент | |
| С) анализ продуктов деятельности | |
| D) интервью | |
| Е) анкетирование | |
| Как называется метод исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений? | |
| А) эксперимент | |
| В) беседа | |
| С) анкетирование | |
| D) интервью | |
| Е) наблюдение | |
| Стандартизированные задания, предназначенные для выявления индивидуально-психологических различий: | |
| А) тесты | |
| В) психологические задачи | |
| С) анкеты | |
| D) эксперимент | |
| Е) наблюдение | |
| Коммуникативный метод- это: | |
| А) беседа | |
| В) эксперимент | |
| С) наблюдение | |
| D) измерение | |
| Е) тестирование | |
| К методам научного мышления относится: | |
| А) эксперимент | |
| В) беседа | |
| С) наблюдение | |
| D) анализ | |
| Е) интервью | |
| Как называется совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности? | |
| А) тесты креативности | |
| В) тесты достижений | |
| С) тесты интеллекта | |
| D) личностные тесты | |
| Е) проективные тесты | |
| Отличительными чертами какого метода являются естественность условий, в которых находится испытуемый, и исключение влияния исследователя? | |
| А) эксперимент | |
| В) беседа | |
| С) интервью | |
| D) наблюдение | |
| Е) анализ продуктов деятельности | |
| Включенное и невключенное – это разновиднодности какого метода? | |
| А) наблюдения | |
| В) эксперимента | |
| С) беседы | |
| D) интервью | |
| Е) анкетирования | |
| Срытое и открытое – это виды какого метода? | |
| А) беседы | |
| В) тестирования | |
| С) измерения | |
| D) наблюдения | |
| Е) анкетирование. | |
| Активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств- это: | |
| А) восприятие | |
| В) память | |
| С) внимание | |
| D) наблюдение | |
| Е) мышление | |
| Где фиксируются результаты наблюдения? | |
| А) протокол | |
| В) конспект | |
| С) анкета | |
| D) социограмма | |
| Е) опросный лист | |
| Что является недостатком метода наблюдения? | |
| А) неотделимость причинно-следственных связей от условий, в которых они возникают | |
| В) сохранение естественности психических проявлений | |
| С) невмешательство исследователя | |
| D) целенаправленность изучения психических проявлений | |
| Е) длительность и систематичность изучения | |
| Как называется типичная ошибка наблюдения, при которой отмечается склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным? | |
| А) ошибка центральной тенденции | |
| В) ошибка корреляции | |
| С) ошибка контраста | |
| D) ошибка первого впечатления | |
| Е) эффект снисхождения | |
| Как называется типичная ошибка наблюдения, проявляющаяся в тенденции всегда давать положительную оценку происходящего? | |
| А) ошибка центральной тенденции | |
| В) ошибка корреляции | |
| С) ошибка контраста | |
| D) ошибка первого впечатления | |
| Е) эффект снисхождения | |
| Как называется способ получения информации с помощью специального вопросника? | |
| А) анкетирование | |
| В) наблюдение | |
| С) эксперимент | |
| D) ранжирование | |
| Е) анализ продуктов деятельности | |
| Опрос в устой форме – это: | |
| А) интервью | |
| В) анкетирование | |
| С) эксперимент | |
| D) наблюдение | |
| Е) измерение. | |
| Участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого- это: | |
| А) клиент | |
| В) пациент | |
| С) собеседник | |
| D) респондент | |
| Е) корреспондент | |
| Опрос в письменной форме- это: | |
| А) беседа | |
| В) анкетирование | |
| С) интервью | |
| D) наблюдение | |
| Е) эксперимент | |
| Какой вид эксперимента позволяет установить реализована ли модель, запрограммированная исследователем? | |
| А) формирующий | |
| В) контрольный | |
| С) обучающий | |
| D) констатирующий | |
| Е) преобразующий | |
| Какой вид эксперимента предполагает активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами? | |
| А) формирующий | |
| В) контрольный | |
| С) констатирующий | |
| D) естественный | |
| Е) лабораторный | |
| Какой вид эксперимента позволяет установить наличие или отсутствие явления при определенных условиях? | |
| А) формирующий | |
| В) контрольный | |
| С) констатирующий | |
| D) прогнозирующий | |
| Е) корректирующий | |
| Наиболее распространенными методами изучения способностей являются: | |
| А) эксперимент | |
| В) наблюдение | |
| С) анкетирование | |
| D) интроспекция | |
| Е) тесты | |
| Что является критерием качества теста? | |
| А) наглядность | |
| В) валидность | |
| С) доступность | |
| D) последовательность | |
| Е) комплексность. | |
| Какой критерий качества теста относится к точности измерений? | |
| А) доступность | |
| В) валидность | |
| С) надежность | |
| D) последовательность | |
| Е) распространенность | |
| Какой метод психологического исследования характеризуется стандартизацией заданий и условий их выполнения? | |
| А) эксперимент | |
| В) беседа | |
| С) анализ продуктов деятельности | |
| D) тестирование | |
| Е) наблюдение | |
| К какому типу тестов относят испытание знаний, умений, навыков? | |
| А) тесты достижений | |
| В) тесты интеллекта | |
| С) тесты способностей | |
| D) личностные тесты | |
| Е) социально-психологические тесты | |
| По предмету диагностики тесты делят на: | |
| А) тесты интеллекта и тесты способностей | |
| В) манипулятивные и аппаратные тесты | |
| С) индивидуальные и групповые тесты | |
| D) аналитические тесты и тестовые батареи | |
| Е) ситуационные и поведенческие тесты | |
| По способу реализации тесты делят на: | |
| А) тесты интеллекта и способностей | |
| В) ситуационные и поведенческие | |
| С) индивидуальные и групповые | |
| D) тесты профотбора | |
| Е) тесты готовности к школе | |
| Что означает понятие «валидность» теста? | |
| А) адекватность и действенность | |
| В) однозначность | |
| С) надежность и точность | |
| D) целенаправленность | |
| Е) адаптированность | |
| Корреляционный анализ устанавливает: | |
| А) наличие явления | |
| В) отсутствие явление | |
| С) взаимозависимость явлений | |
| D) качественную характеристику явления | |
| Е) количественную характеристику явления | |
| Что означает критерий репрезентативности выборки испытуемых? | |
| А) представленность выборки испытуемых | |
| В) количество испытуемых | |
| С) возрастной состав группы | |
| D) половые различия испытуемых | |
| Е) социальный статус испытуемых | |
| Интерпретация результатов исследования – это? | |
| А) истолкование | |
| В) систематизация | |
| С) обобщение | |
| D) количественный анализ | |
| Е) конкретизация | |
| Установление истинности методов и результатов исследования, ее одобрение – это: | |
| А) интерпретация | |
| В) апробация | |
| С) модификация | |
| D) систематизация | |
| Е) дифференциация | |
| Критерий, характеризующий постоянство, устойчивость результатов исследования | |
| А) надежность | |
| В) целенаправленность | |
| С) однозначность | |
| D) наглядность | |
| Е) сопоставимость |






