Целью дисциплины «Методы исследования» является формирование научного мировоззрения студентов. Основными задачами дисциплины «Методы исследования» являются: ознакомление студентов с методологией научного познания, основными принципами построения научного исследования; выработка навыков организации и проведения исследования в специальной педагогике и психологии; овладение методами исследования и способами обработки полученных данных; совершенствование навыков самостоятельной работы с научно-методической литературой.
В результате изучения дисциплины «Методы исследования» студент должен знать: основные понятия и категории научного исследования; этапы построения научного исследования; источники и условия исследовательского поиска;
В результате изучения дисциплины «Методы исследования» студент должен уметь: разрабатывать программу научного исследования; применять методы и методики адекватные задачам исследования.
3. Календарно-тематический план.
| № | Наименование разделов дисциплины | нед | Аудиторные занятия | Вид задания (описание) | Всего (ч) | ||
| Лекции (ч.) | пр./сем/лаб студ зан.(ч.) | СРСП | СРС | ||||
| 1. | Научное исследование, его методологические принципы | Доклад об использовании методологических принципов специальной педагогики и психологии | Реферативное сообщение о теоретических основах и проблематике современных исследований в специальной педагогике и психологии | ||||
| 2. | Этапы научного исследования | 2-3 | Определение элементов научного аппарата исследования (письменная работа) | Изложение содержания основных этапов самостоятельного учебного исследования (эссе) | |||
| Теоретические методы исследования | Составление библиографического указателя | Обзор литературных источников по теме исследования | |||||
| 4. | Эмпирические методы исследования | Обоснование выбора методов для решения задач исследования(письменная работа) | Доклад о роли комплекса методов для сбора объективной информации по теме исследования | ||||
| 5. | Наблюдение как метод исследования | Анализ протоколов наблюдения по схеме | Составление программы наблюдения | ||||
| Виды наблюдения | Составление таблицы | Анализ типичных ошибок наблюдения | |||||
| 7. | Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) | 7-8 | Анализ конкретных ситуаций в соответствии с требованиями к проведению различных видов опроса | Разработка анкеты | |||
| 8. | Эксперимент, его виды | Изложение хода проведения эксперимента по выбранной теме | Разработка программы проведения эксперимента | ||||
| 9. | Организация и проведение эксперимента | 10-11 | Анализ конкретных ситуаций в соответствии с требованиями к проведению эксперимента | Сообщение о диагностике исследуемого явления с обоснованием оптимальности и эффективности отобранных методов | |||
| 10. | Стандартизированные методы психодиагностики (тесты) | Анализ конкретных ситуаций в соответствии с требованиями к проведению тестов | Обработка и анализ тестовых показателей | ||||
| 11. | Виды психологических тестов | 13-14 | Выполнение психодиагностических заданий | Реферативное сообщение об основных видах психологических тестов | |||
| Анализ, интерпретация и оформление результатов психологического исследования | Наглядно-графическое представление результатов исследования | Защита исследовательского проекта | |||||
| Всего: |
4. Литература для изучения ( не более 5-6 источников )
Основная литература:
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов.- М.,2005.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.. 2003.
3. Загвязинский В.И.Как учителю подготовить и провести эксперимент.- М., 2004.
Дополнительная литература:
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002.
5. Ганзен В.А.,Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования.- СПб.: СПбГУ, 1991.
6. Дружинин В.Н. Структура и логика исследования.-М.,1994.
Интернет-источники
http/vygotsky.motiv.msu/su
Критерии оценки
| № | Вид работы | Оценка (макс. балл) % | Количество | Сумма |
| Текущий контроль 1 (7 недель) | ||||
| 1. | Конспектирование (тезисы) материала лекций | 0,7 | ||
| 2. | Выполнение заданий на семинаре | 5,7 | ||
| 3. | СРСП | 2,1 | ||
| 4. | СРС | |||
| 4.1 | Реферативные сообщения, доклад | |||
| 4.2 | Эссе | |||
| 4.3 | Составление программы наблюдения, разработка анкеты | |||
| 5. | Рубежный контроль 1 | |||
| Итого | ||||
| Текущий контроль 2 (7 недель) | ||||
| Конспектирование (тезисы) материала лекций | 0,7 | |||
| Выполнение заданий на семинаре | 5,7 | |||
| СРСП | 2,1 | |||
| СРС | ||||
| 4.1 | Реферативные сообщения | |||
| 4.2 | Составление программы эксперимента, обработка тестовых показателей | |||
| 4.3 | Защита исследовательского проекта | |||
| Рубежный контроль 2 | ||||
| Итого |
Преподаватель Завалишина О.В.
Заведующий кафедрой Аутаева А.Н






