Основная форма организации производственного обучения в мастерской – урок. Учебным планом подготовки квалифицированных рабочих предусмотрены следующие формы организации п.о.:
- экскурсия;
- консультация;
- лабораторно-практические, лабораторные занятия в условиях производства;
- производственная практика;
- проверочная работа (за полугодия);
- экзамен.
Формы организации учебно-производственного труда:
1) фронтальная (мастер работает сразу со всей группой).
2) индивидуальная (все учащиеся работают самостоятельно, каждый на своем рабочем месте).
3) парная (мастер организует работу парами - «сильный» и «слабый» или по два равных по успеваемости учащихся).
4) личностно-ролевая (мастер передает часть своих обязанностей учащимся).
5) коллективная (работа в бригадах, звеньях, командах).
Структура урока п.о.
· Организационный этап (психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность, проверка внешнего вида и присутствия);
· Вводный инструктаж (мотивация предстоящей деятельности, актуализация опорных знаний, формирование знаний о безопасных приемах труда);
|
|
· Текущий инструктаж (освоение умений, отработка навыков)
· Заключительный инструктаж (подведение итогов работы).
Типы учебных занятий
1. Вводное занятие (формирование первоначальных представлений о будущей профессии).
2. Учебное занятие по освоению и отработке трудовых приемов (формирование первоначальных профессиональных умений).
3. Учебное занятие по выполнению комплексных работ (отработка умений выполнять комплексные работы).
4. Контрольно-проверочное учебное занятие (проверка качества и уровня освоения учащимися профессиональных знаний, умений и навыков).
Вопрос № 10
Раскройте методику проектирования плана занятий производственного обучения, требования к его документальному оформлению.
План урока – документ, разрабатываемый мастером до начала урока, в котором определены цели, задачи и ход урока. Это документ личного пользования, составляемый на основе рабочей учебной программы, тематического плана производственного обучения, перечня учебно-производственных работ.
Особенности плана урока производственного обучения является его постоянная четырехкомпонентная структура:
1. Организационная часть.
2. Вводный инструктаж.
3. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущий инструктаж.
4. Заключительный инструктаж.
Различие уроков производственного обучения состоит в их организации и методики проведения.
Первым этапом разработки плана урока является формирование его целей: обучение, воспитание, развитие и методической. Обучающая цель определяет тип урока. Тип урока определяет его структуру – его постоянных компонентов. В зависимости от типа урока на разных его этапах решают разные задачи: осмысление предстоящей учебно-производственной деятельности – на вводном инструктаже; освоение трудовых приемов, операции, самостоятельное выполнение урока; анализ на заключительном инструктаже.
|
|
Второй этап – мастер осуществляет отбор учебного содержания на основе тематического плана и перечня учебно-производственных работ.
Третий этап – производится выбор оптимальных методов и форм организации деятельности учащихся.
Четвертый этап – мастер разрабатывает, подготавливает дидактические средства обучения урока.
Пятый этап – ведется подготовка материально-технического оснащения, учебно-производственной деятельности.
Шестой этап – разрабатываются системы средств контроля учащихся производственной деятельности на уроке.
Седьмой этап – вся предварительная работа оформляется в виде плана урока производственного обучения.
Материально-техническое обеспечение |
Оборудование (инструменты, принадлежности, приспособление, оснастка) материалы |
Тренажеры, механические, автоматические, электронные, цифровые, виртуальные |
Техническая и технологическая документация |
Дидактическое обеспечение |
Средства наглядности (макеты, плакаты, модели) |
Средства обучения (задания, упражнение, вопросы, инструкции, учебные модули, технические и электронные средства обучения) |
Компьютерные программы педагогического назначения |
Средства контроля уровня и качество обучения (тесты, вопросы, проверочные работы, пробные работы) |
Вопрос № 11