Приступая к подбору учебно-производственных работ, необходимо руководствоваться их соответствием рабочей учебной программе и ПКХ. Умело подобранная работа и правильная организация их выполнения способствуют профессиональному становлению будущих молодых рабочих.
Учебно-производственные работы должны носить политический характер, соответствовать требованиям современного производства, способствовать приобретению общетрудовых умений, охватывающих многие виды трудовой деятельности в различных производственных условиях. Учебные работы должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям и познавательным возможностям учащихся. При этом нужно иметь в виду, что познавательные возможности непрерывно совершенствуются и развиваются. Нужно обращать внимание на скоростные навыки и стремиться к тому, чтобы к концу обучения нормы выработки учащихся соответствовали нормам выработки кадровых рабочих. В перечень в случае необходимости включаются работы учебно-тренировочного характера, а также лабораторно-технические и они должны соответствовать с действующими инструкциями и нормами времени. Это сложная и чрезвычайно ответственная работа требует от мастера знания организации труда на базовом предприятии. Перед началом производственного обучения и производственной практики на предприятиях, строительстве, в сельском хозяйстве, перед мастером стоит задача подобрать не только учебно-производственные работы, но и рабочие места. Мастеру необходимо ознакомиться с базовым предприятием, его профилем, сделать анализ применяемого оборудования, машин, механизмов и убедиться в их исправности. Подбирая учебно-производственные работы для конкретного периода обучения. Нужно руководствоваться следующим: работы должны соответствовать требованиям квалификационной характеристики и программы производственного обучения, способствовать применению полученных знаний. Перечень учебно-производственных работ разрабатывается мастером производственного обучения и рассматривается на заседании методической комиссии и утверждается заместителем директора. На основании перечня учебно-производственных работ формируются задания для проверочных работ и квалификационных (пробных) работ. По результатам выполненных работ руководитель практики составляет производственную характеристику на учащегося. В ней отражается качество выполненных работ, уровень профессиональной подготовки и даются рекомендации о присвоении учащемуся соответствующей рабочей квалификации.
|
|
Вопрос № 15
Особенности организации и методики производственного обучения в учебных мастерских.
|
|
Существуют разные формы организации занятий производственного обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная, личностно-ролевая и др.
Фронтальная: обучение осуществляется сразу целой группы.
Индивидуальная: все работы самостоятельно, каждый на своем рабочем месте.
Парная: организация работ парами (учащийся-учащийся, мастер-учащийся).
Коллективная: организация работ звеньями, бригадами.
Личностно-ролевой: мастер передает часть своих обязанностей учащимся.
Выбор методы обучения включает три этапа:
1. Уточнение целей и задач конкретного учебного занятия на каждом его этапе.
2. Разработка плана учебного занятия в соответствии с его целями и задачами.
3. Выбор методов обучения, наиболее подходящих для решения каждой конкретной задачи.
Вопрос № 16