Формирование основ профессионального мастерства (ОПМ) – главная цель производственного обучения как учебного предмета. Само мастерство будет развиваться, совершенствоваться в дальнейшем на основе профессиональной деятельности, отношения работника к процессу и результатам своей, а в процессе производственного обучения закладывается та база, на основе которой осуществляется последующее развитие деятельности и личности.
К основным компонентам ОПМ, по мнению ведущих специалистов, в области методики производственного обучения относятся следующие умения:
· Работать качественно (соблюдать требования технологического процесса);
· Работать быстро (обеспечивать производительность в соответствии с нормами времени);
· Работать безопасно (знать и соблюдать требования безопасной организации труда и правила безопасного поведения на производстве);
· Рационально организовать рабочее место, спланировать рабочий день, соблюдать требования к внешнему виду и рабочей одежде.
|
|
Для обеспечения необходимого уровня качества выполнения учебно-производственных работ проводится обсуждение с учащимися требований к качеству изделий на основе тщательного анализа технологической документации и освоения приемов самоконтроля. Чтобы сформировать скоростные навыки (производительность), до сведения учащихся доводят нормы рабочего и ученического времени на изготовление продукции; показ трудовых приемов мастер проводит, как в рабочем темпе, так и в замедленном; обеспечивается повторяемость (многократность) выполнения упражнений с целью закрепления профессиональных навыков.
Также к перечисленным выше компонентам ОПМ относят и базовые (ключевые) умения и качества личности, которые обеспечивают включение работника в трудовой коллектив, - профессиональную ответственность, самостоятельность, требовательность к результатам своей работы и сотрудников, умение помочь и принять помощь.
Вопрос № 17
Опишите этапы проектирования занятия производственного обучения в учебной мастерской
Выбор методов обучения на уроке включает три этапа:
1. Уточнение целей и задач конкретного учебного занятия на каждом этапе.
2. Разработка плана учебного занятия в соответствии с его дидактическими целями и задачами на каждом этапе.
3. Выбор методов обучения наиболее подходящих для решения каждой конкретной задачи.
Чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения, мастеру необходимо видеть зависимость метода и целей урока:
1. Организационный этап.
2. Этап вводного инструктажа.
3. Этап самостоятельной практической работы учащихся текущий инструктаж мастера.
4. Этап заключительного инструктажа.
Вопрос № 18