Общеметодические принципы физического воспитания

К методическим принципам физического воспитания отно-сятся:

- принцип сознательности и активности;

- наглядности;

- доступности;

- индивидуализации;

-систематичности и динамичности (постепенного повышения требований).

 

Принцип сознательности и активности

Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях физическими упражнениями. Он должен "...довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения"/21/. Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и соответствующей организации должна быть активность занима-ющихся, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.

 

Принцип наглядности

 

"Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью" /21/.

Для реализации этого принципа на практике применяются: показ двигательного действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий; кинофильмы; видеофильмы; звуковая и световая сигнализация.

 

Принцип доступности и индивидуализации

 

Он предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий. Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.

 

Принцип систематичности

Физиологической основой этого принципа является суперкомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы). Лишь при систематических занятиях могут произойти изменения морфологической структуры организма (например, увеличение поперечника мышц) и образовываться двигательные навыки. Итак:

1 - физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения;

2 - физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил;

3 - во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время /21, 22/.

 

Принцип динамичности

(постепенного повышения требований)

 

В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований к занимающимся. Это касается как физической нагрузки, так и координационной сложности двигательных действий.

Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств и в разучивании новых упражнений (совершенствовании техники). В плане многолетних занятий физическими упражнениями и спортом необходимо учитывать, что по мере увеличения возраста и приближения спортсмена к завершению спортивной карьеры кривая нагрузок и координационной сложности движений выравнивается, затем стабилизируется и далее постепенно снижается.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

 

10. Гибкость и основы методики ее воспитания (средства, методы, методики, контрольные тесты для определения уровня гибкости).

Гибкость (подвижность в суставах) - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

Если специально не уделять внимания развитию гибкости, то уже после 14 лет она начинает ухудшаться. Например, у детей связки могут удлиняться на 8-10%, у 40-летних - на 4-5%, а у 60-70- летних лишь на 1-3% /6/.

Говорят - "ушла гибкость - пришла двигательная старость" и "человек стар настолько, насколько состарились его суставы".

Хорошо видно как теряется подвижность в суставе на примере фиксации сустава гипсом. Через 2 недели в обездвиженном суставе количество синовиальной жидкости заметно уменьшается и его подвижность резко ухудшается. Наоборот, при значительной динамической нагрузке, связанной с большой амплитудой движения, количество ее возрастает в 2 раза. Потеря подвижности в суставах - типично возрастной симптом. Поэтому гибкости следует уделять самое пристальное внимание. По некоторым данным на каждую 1000 человек приходится 122 больных с нарушением функций суставов /6/.

Выделяют два основных вида гибкости: пассивную и актив-ную.

Пассивная гибкость соответствует анатомическому строению сустава, эластичности мышц и связок и определяется величиной возможной амплитуды движения под действием внешних сил (например, силы тяжести или усилий партнера).

Активная гибкость обусловлена силой мышц, окружающих сустав, и их способностью производить движения с большой амплитудой.

Например, занимающийся за счет своих усилий смог отвести (поднять) ногу в сторону (вперед) на определенную высоту, а с помощью партнера (за счет дополнительных внешних сил) эту высоту удалось увеличить. В первом случае говорят о проявлении активной гибкости, а во втором - пассивной.

Для развития гибкости в основном используют:

- маховые (активные) движения с максимальной амплитудой;

- статические положения с максимальной амплитудой;

- пассивные движения с максимальной амплитудой.

Указанные виды движений лучше использовать комбинированно: 40% - маховые; 40% - пассивные и 20% - статиче-ские.

При развитии гибкости приемлемо правило - чем больше, тем лучше. Известные сторонники оздоровительной физкультуры академик Н.М.Амосов и профессор К.Ф.Никитин, например, для поддержания подвижности в суставах в преклонном возрасте выполняют от 100 до 200 движений на гибкость /6/.

Во время занятий необходимо соблюдать следующую последовательность упражнений: для суставов верхних конечностей и плечевого пояса; для туловища; для суставов нижних конечностей.

Рекомендуется тренироваться ежедневно по 2 раза, выполняя 3-4 подхода на каждую часть тела, с количеством движений - 30-40. Темп движений - 40-60 в минуту. Когда занятие посвящено в основном развитию гибкости, в комплекс включается 8-10 упражнений. Через 1-2 месяца тренировки показатели гибкости могут улучшаться на 20-50%. Объем работы, как видно, большой.

Эффективность тренировки, направленной на развитие гибкости, можно резко повысить, используя метод биомеханической стимуляции, предложенный В.Т.Назаровым /17/. Относительно эффективности данного метода имеются следующие данные: всего за 8 тренировок гимнаст, при выполнении поперечного шпагата имевший расстояние от внутреннего свода колена до пола - 16 см, сел на шпагат. Интересны результаты другого эксперимента, который проводился с членами молодежной сборной СССР по спортивной гимнастике (24 чел.). Им во время тренировки выполнялось по 4 сеанса вибростимуляции на каждую ногу по 5 минут. Общее время, затраченное на тренировку, составило 40 мин. Все 24 гимнаста через 4 дня сели на поперечный шпагат, который не так давно называли "смертельный шпагат". Поэтому можно считать, что применение вибрации позволяет в 30-60 раз быстрее осваивать поперечный шпагат. Аналогичный эффект был обнаружен и при развитии подвижности в плечевых суставах.

Следует помнить, что гибкость с возрастом теряется быстрее других физических качеств.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: