double arrow

Требования к уроку математики



1. На каждом уроке должны в единстве решаться задачи обучения, воспи­та­ния и развития школьников и обеспечиваться переход каждого уче­ника с од­ного уровня развития на очередной более высокий.

2. Урок должен быть продуктивным. Содержание урока должно соответ­ст­вовать теме и конкретным задачам урока и содействовать их раскры­тию, обеспечивать хорошую плотность урока.

3. На уроке должны использоваться разнообразные оптимальные приемы, методы и формы обучения.

4. Необходимы на уроке удачное сочетание и своевременная сочетаемость многообразных учебных ситуаций, которые вызывают активную познаватель­ную деятельность учащихся, способствуют умственному развитию школьни­ков, включению всех детей в работу.

Чем интенсивнее деятельность учащихся, тем выше качество усвоенных знаний. Виды деятельности по математике: а) ???? ; б) воспроизводящая-ре­продуктивная; в) преобразующая; г) контролирующая; д) ????

1. Урок должен иметь достаточное дидактическое оснащение (наглядность, ТСО, средства организации с/р и контроля учащихся).

2. Составные части урока должны быть четко продуманы, чтобы их расположение помогало более эффективному достижению целей.




3. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

4. Темп и ритм урока должны быть оптимальными.

5. На уроке необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учеников.

6.Учитель должен управлять учебным процессом на уроке, помогая в усвоении знаний и умений, создавать атмосферу доброжелательности, соблюдать педагогический такт.

6.

6.4.3 Подготовка учителя к уроку

Качество урока зависит от его продуманности и подготовленности. Каж­дый урок является частью в системе уроков учебной программы. Поэтому, прежде чем планировать урок, учителю необходимо изучить программу по ма­тематике для соответствующего класса, установить логическую последова­тельность в формировании понятий и умений, определить методы и средства изучения учебного материала Ре­зультат подготовки предстает в виде плана.

Учитель осуществляет два вида планирования:

- перспективное

- поурочное.

Перспективное планирование отражает связь уроков, их последователь­ность в течение какого-то времени или при изучении какого-то раздела.

Встречаются 3 вида перспективного плана:

- календарный

- тематический



- календарно-тематический.

В методической литературе можно встретить все три вида планов. Наибо­лее приемлемый вариант для учителя начальных классов по математике - это тематический план. В тематическом плане должно найти отражение:

1) задачи обучения, развития и воспитания учащихся;

2) содержание изучаемого материала;

3) система работы, предусмотренная учеником.

3) Наряду с этим тематический план должен нести информацию о том:

3)какая подготовка необходима при изучении нового материала;

1) какие вопросы необходимо повторить с учащимися данного класса из прошлых лет обучения (подготовленность класса);

2) какими средствами обучения, ТСО и дидактическими пособиями не­об­ходимо воспользоваться при изучении соответствующих вопросов.

Тематический план удобнее всего представить в виде таблицы.

Примерная схема тематического плана.

№№ уроков Стр. Учеб­ника Тема урока Основная ди­дактическая цель Актуали­зация Текущее повторе­ние Средства обучения
             

Тематическое планирование в основном выполняют опытные учителя-ме­тодисты, эти планы публикуются в методической литературе, примеры таких планов можно найти в журналах «Начальная школа».

Опираясь на эти планы и учитывая особенности своего класса, учитель составляет свой тематический план.

Поурочное планирование - это планирование одного конкретного урока.

В плане урока должно быть:

- тема урока;

- цель урока;

- содержание урока (изучаемого материала на уроке);

- приемы и формы организации деятельности учащихся и учителя;

- средства обучения.

Определяя цель урока, необходимо помнить следующее:

1. На уроках математики в силу особенностей младших школьников при­сутствует не одна цель, а несколько. Одна из них - основная.

2. Цели должна отражать деятельность учителя и ученика. Учитель органи­зует деятельность учеников и ставит цель:

- помочь усвоить, осмыслить, запомнить;

- добиться усвоения, понимания и т. д.;

- научить применять, выполнять и т.д.

Ученики воспринимают, осмысливают, применяют, запоминают и т. д.

3. В цели должны отражаться обьем и уровень знаний, умений и навыков, усваиваемых учеником на уроке.

4. На каждом уроке в единстве должны решаться три аспекта цели: обу­че­ния, воспитания, развития.

Остановимся теперь на последовательности планирования урока.

1) Первое, с чего начинается составление плана любого урока - это опреде­ление темы, формулировка целей и конкретных задач урока. Тема урока определяется программой, помогает ее уточнить тематический план и учебник.

Конкретные задачи урока вытекают из целей урока и складываются из за­дач этапов реализаций соответствующих функций - образовательной, воспи­тательной и развивающей - начального курса математики.

Чтобы сформулировать конкретные задачи каждого урока нужно выяс­нить:

- какое место занимает данный урок в системе уроков по данной теме;

- как подготовлены дети к изучению этого материала;

- какой реальный результат должен быть получен на выходе.

- Прежде всего, учитель должен определить какие знания и умения необхо­димо помочь усвоить учащимся на каждом этапе данного урока и на каком уровне.

Например, при изучении нумерации двузначных чисел эти задачи могут быть такими:

- помочь детям усвоить образование двузначных чисел из десятков и еди­ниц на уровне воспроизведения под руководством учителя (само­стоятельно);

- помочь детям усвоить обозначение двузначных чисел цифрами с опо­рой на наглядность (без применения наглядности).

При изучении вычислительных приемов формируем умения. Задачи мо­гут быть такими:

- научить выполнять сложение чисел вида 25+3, 25+30 с подробным про­го­вариванием под руководством учителя;

- научить выполнять сложение чисел вида 25+3, 25+30 - самостоятельно.

Наряду с этим необходимо определить:

- развитие каких умственных операций (сравнение, обобщение, память и др.) возможно проводить на данном уроке;

- какие черты личности (нормы) можно и нужно воспитывать (формиро­вать) на материале данного урока.

2) После определения конкретных задач урока учитель приступает к опре­делению и разработке дидактического аппарата по реализации поставлен­ных задач. Сюда входит:

- содержание, основная часть которого определена учебником;

- методы обучения;

- средства обучения;

- формы обучения.

- 3) Определяется структура урока. Продумываются этапы, составляющие урок, их количество и последовательность для более эффективного решения поставленных целей и задач.

- Схематически план урока можно представить так:

- 1) Тема урока:

2) Цели урока:

3) Оборудование:

4) Ход урока. Здесь указываются этапы урока, их последовательность. На каждом этапе раскрывается содержание и деятельность учителя и учащихся.

Имея перечень этапов, которые могут быть включены в урок математики, давайте посмотрим, как мы будем практически решать вопрос составления плана урока.

С этой целью мы выделим более крупные этапы, объединив некоторые из названных в один.

Ход урока

Этапы:

1. Оргмомент.

2. Подготовка учащихся к активной деятельности на уроке:

а) формирование мотивов;

б) повторение пройденного;

в) актуализация.

3. Изучение нового материала:

а) организация восприятия материала;

б) организация осмысления нового материала;

в) первичное закрепление нового материала;

г) проверка усвоения учащимися нового материала.

4. Совершенствование ранее изученного материала:

а) предъявление ученикам учебных задач;

б) решение с ними учебных задач;

в) организация контроля и самоконтроля при решении учебных задач.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Учебная задача - это задача, целью решения которой является изменение качеств личности обучаемого (не знал - знает, не умел - умеет).



Сейчас читают про: