Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI — VII вв.) занимали угро-финские и балтские племена. К первым относились мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела, а ко вторым - литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы, голядь. Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя, занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами.
На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами — волжскими булгарами и хазарами, у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).
Активное участие в жизни восточных славян принимали также варяги. В исторической науке традиционно бытует мнение, что варягами славяне называли норманнов (скандинавов - германцев). Однако существует и другая точка зрения. Историк А.Г. Кузьмин полагает, что понятие «варяги» означало для восточных славян не только скандинавов, но и вообще население южной и юго-восточной Прибалтики, в том числе и славянское.
Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья.
Язычество восточных славян
Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X в. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия. К IX в. оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог весеннего солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага, хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун, превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны.
Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков — покровители жилища), лешие, водяные, навьи, русалки, кикиморы, упыри, шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах — капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество — былины, песни, заклинания и заговоры, пословицы и поговорки, загадки, сказки.
Важно заметить, что даже после принятия христианства в 988 г. на Руси долгое время сохранялись элементы двоеверия. Многие люди одновременно почитали и христианские святыни, и языческих богов. Церковь боролась с этим, однако и в наши дни существуют некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.