Особенности философии Древней Индии и Китая

Существенные сведения о развитии философской мыс­ли относятся лишь к концу 2 - началу 1 тысячелетия до н.э. и к последующему времени. Они отражены уже в первых письменных источниках Древней Индии.

«Веды» (в переводе означает «священное знание») - в них собраны молитвы, гимны, обращенные к богам, олице­творяющим силы природы: богу грозы, богу огня и т.д.

«Упанишады» (в переводе - «тайное учение») - онипредставляют комментарии к ведам, составленные жрецами, и содержат догадки о причинах мироздания, тайн ах вселенной, раздумья о смысле жизни, причинах много­образия явлений окружающего мира, о месте человека в нем.

«Веды» и «Упанишады» отражали духовные основы древнеиндийского общества - религию брахманизма.

В 8-7 веках до н.э. в Индии сформировалось мате­риалистическое философское мировоззрение, которое на­зывалось локаята (буквально: взгляды людей, при­знающих только этот мир - лока), а последователи этого учения назывались локаятиками. Основателем этой школы считается Брихаспати.

Брихаспати и его последователи выступали против брахманизма, составителей вед называли шутами и плута­ми, вскрывали противоречия в их поучениях. Они объясня­ли природу, исходя из нее самой, отвергали существование каких-либо сверхъестественных сил.

Наиболее развитым материалистическим течением в школе локаята была философия ЧАРВАКА (буквально: «ЧАР» - четыре, «ВАК» - слово, т.е. «четыре слова»).

Все в мире, считали сторонники философии чарвака, состоит из четырех основных материальных элементов: земли, воды, воздуха, огня. Они отвергают религиозно-идеалистические вымыслы о существовании бога как твор­ца Вселенной. «Нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада», - утверждали чарваки. Учение чарваков имело большое значение в развитии материалисти­ческой философии в Древней Индии.

Одной из древнейших является и философская культура Китая. Классовое общество в Китае образова­лось примерно три тысячи лет тому назад.

Духовным оружием господствующих классов была религия, выступавшая с проповедью всемогущества «не­бесного владыки» и «доказательствами» того, что земной царь - это посланец неба и воплощение божественной муд­рости.

В 6 веке до н.э. возникла философия конфуци­анства.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) родился в обед­невшей семье аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал обучать и прославился как самый знаменитый философ Китая. В его школе преподавали четыре дисцип­лины: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет он начал свою политическую деятельность и он стал высоким сановником в царстве Лу. Однако вследствие интриг вынужден был уйти со службы. В течение 13 лет пу­тешествует по другим китайским государствам, но там он не находит применения своим идеям. В 484 году до н.э. он воз­вращается в царство Лу, занимается преподаванием.

Главным источником сведений о Конфуции являет­ся книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Она пред­ставляет собой записи высказываний и бесед Конфуция, сделанные его учениками и последователями.

Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют пробле­мы космогонии. Он мало уделяет внимания духам и поту­стороннему миру. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть»? «Не умея служить лю дям, как можно служить духам»? - говорил Конфуций. В то же время он считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире.

В центре его внимания стоят проблемы человека, его умственный и нравственный облик.

Конфуций разработал концепцию идеального чело­века, благородного мужа не по происхождению, а благода­ря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Такой человек должен обладать особым качест­вом, которое он называет жень. Это качество проявля­ется в гуманности, человечности, любви к людям, а также в справедливости, верности, искренности и т.д. Главным принципом в отношениях между людьми в семье, обществе является требование: «чего не желаешь себе, то­го не делай другим».

Другое качество, присущее благородному мужу, Конфуций называет СЯО. Оно проявляется в сыновней почтительности, уважении к родителям и к старшим вообще.

Конфуций считал СЯО основой ЖЕНЬ и других добродетелей, а также самым эффективным методом управления страной (ибо страна, считал Конфуций, - это большая семья).

Конфуций придавал большое значение МУЗЫКЕ как лучшему средству искоренения плохих нравов и обычаев.

Конфуций создал также учение о четком иерархи­ческом разделении обязанностей в обществе - концепция (ЧЖЕН МИН).

Основная идея конфуцианского учения - это идея об обязательном, беспрекословном повиновении и подчи­нении младших старшим, нижестоящих вышестоящим, не­китайцев китайцам. В этом он видел основу существующего миропорядка.

Повиновение нижестоящих вышестоящим, поддан­ных правителям, по Конфуцию, обеспечивалось жесткой системой этических норм, регламентировавших поведение человека в течение всей его жизни, а также нормами права и наказаниями.

Идеи Конфуция сыграли огромную роль в после­дующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам философ стал объектом по­клонения, не свободного от элементов религиозного культа.

Одним из древнейших философских течений в древнем Китае был также даосизм, основателем кото­рого считают Лао-Цзы (6 в. до н.э.).

В центре даосизма - проблема всеединого, неви­димого ДАО, своего рода всеобщего закона, основы бытия, а также принципа поведения человека. Даосистом мог быть как материалист, так и идеалист. Все зависело от того, что понимать под ДАО как основой всего существующего: материю или дух.

У Лао-Цзы было много последователей, значитель­ная часть которых (Ян Чжу - 4 век до н.э.; Сун Цзянь, Инь Вень, Чжуан-Цзы - 4-3 вв. до н.э. и др.) высказывала сме­лые, прогрессивные для своего времени наивно-материалистические и атеистические мысли.

Они, в частности, считали, что мир вещей управля­ется естественными законами, в основе мира находятся вечно движущиеся частицы «ЦИ» (воздух, эфир). Рожде­ние, жизнь и смерть - это процессы, связанные со скопле­нием и рассеиванием «ЦИ» по принципам «ДАО». Душа человека тоже материальная и состоит из тончайших час­тиц «ЦИ». После смерти людей их души образуют в сово­купности такое сочетание тончайших «ЦИ», которое и есть то, что называется богами или демонами.

В последующем большая часть приверженцев уче­ния Лао-Цзы под ДАО стала понимать «волю богов», был выработан даосский культ, образовалась иерархия жрецов даосизма, торговавших амулетами и искавших мистический «эликсир жизни». С 1 в. до н.э. даосизм превратился в обычную религию.

Таким образом, философия впервые в истории че­ловечества возникла в странах Древнего Востока - в Егип­те, Вавилоне, Индии, Китае. Это было крупным достиже­нием человеческой мысли.

С самого начала в философии начали обозначаться и развиваться материалистические и идеалистические взгляды, в которых находили отражение интересы различ­ных общественных сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: