Особенности философии Средневековья, европейская схоластика

В первых веках нашей эры на развалинах рабовла­дельческого строя возникло новое феодальное общество. Его появление отражало поступательное движение общества.

Однако в эпоху средневековья установилась жесто­чайшая духовная диктатура церкви. Она наложила отпечаток на все стороны жизни общества. В условиях феодальной раздробленности церковь, особенно христиан­ская, оказалась наиболее сильной организацией в экономи­ческом, политическом и идеологическом отношении.

Духовная диктатура церкви в западноевропейских странах была особенно жестокой. Это весьма отрицательно сказалось на развитии философии и науки. Христианская церковь монополизировала духовную жизнь настолько, что философия была превращена в служанку богословия. Зада­ча философии сводилась к тому, чтобы осмыслять основы веры в бога, толко­вать «священное писание», доказывать основные догматы. Научное проникновение в природу и общество считалось греховным делом.

Утверждение идейного господства христианства в Европе относится к началу 6 века нашей эры. Римский им­ператор Юстиниан в 529 году закрыл последнюю нехри­стианскую школу неоплатонизма, хотя христианство как государственная религия Римской империи провозглашена была задолго до этого решения.

Основными формами (и этапами) развития философского знания были: апологетика (как философское обоснование и защита христианства), патристика (философские учебы «родителей церкви») и схоластика (средневековая христианская философия, что логическим абстрактным путем обосновывала и защищала религиозные догматы).

Главные философские проблемы в эпоху средневековья:

1) проблема сущности Бога и Его тройственности (тринитарная проблема);

2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян);

3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определению этой цели – «Град Божий»;

4) воля воли человека и возможность спасения его души;

5) проблема происхождения зла в мире и другие проблемы

 

Главным направлением в развитии средневковой философии была схоластика (от лат. shola, т.е. школа). Она так называлась потому, что была предметом преподавания сначала в школах, а затем, с 12 века, в уни­верситетах. Отсюда схоластическая, т.е. школьная философия. В ее развитии выделяют три периода: ранняя схола­стика (9-12 вв.); период зрелости и расцвета (13 в.); период упадка (14-15 вв.).

Часто схоласты решали вопросы, оторванные от жизни: «Усидит ли черт на острие иглы?», «Есть ли у крота глаза?» и т.д. В более зрелый период схоластики ставили и более серьезные вопросы. Среди таких вопросов и был во­прос об «универсалиях», т.е. о природе общих понятий. Схола­сты выдвигали множество решений этого вопроса, но в ос­новном они разделились в решении этой проблемы на два лагеря, две группировки - на реалистов и номиналистов.

Реалисты считали, что «универсалии» существуют реально, независимо от человеческой мысли, они предше­ствуют вещам. Таким образом, реалисты находились на по­зициях объективного идеализма. Они, по существу, про­должали линию Платона в вопросе о соотношении понятия и объективного мира, единичного и общего.

Номиналисты считали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами (свойствами). Общие понятия (универсалии) являются все­го лишь именами отдельных предметов или групп предме­тов. Отсюда их учение получило название номинализм (от лат. nominis - имя, наименование). Номинализм выражал материалистическую тенденцию в философии (линию Де­мокрита), так как доказывал первичность вещей и вторичность идеи о вещах.

Господствующим направлением в схоластике был «реализм». Крупнейшими представителями этого направ­ления являлись Иоанн Скот Эриугена (9 в.) - ирландский философ; Ансельм Кентерберийский (1033-1109) - английский фило­соф; Фома Аквинский (1225-1274) - итальянский философ и богослов.

К числу видных номиналистов относились Дуне Скотт (1265-1308), Роджер Бэкон (1210-1294), Уильям Оккам (1300-1350) - английские философы.

Центральной фигурой среди схоластов был Фома Аквинский. Он родился в знатной семье в Неаполитанском королевстве. С раннего детства воспитывался в монастыре, затем учился в Неаполитанском университете, потом в Па­рижском университете, где стал магистром философии. Здесь он провел большую часть жизни, преподавая теоло­гию и занимаясь писательской деятельностью.

В отличие от своих предшественников, требовав­ших от людей безоговорочной веры в Бога, Фома Аквин­ский считает, что лучше понять Бога, чем просто верить в него. Он пытается дать глубокое обосно­вание бытия Бога, разрабатывает целую систему доказа­тельств существования божественных начал в мире. Он утверждает, что существует перводвигатель, первопричина и целесообразность в мире, ибо в его основе лежит наисо­вершеннейшее существо - Бог. Учение Фомы Аквинского - томизм (от имени Томас - Фома) было объявлено офици­альной философией католической церкви, а сам он был возведен после смерти в ранг святых.

Ф. Аквинский стремился доказать, что философия стоит ниже богословия в той же мере, в какой человеческий разум ниже божественной премудрости. Первопричиной возникновения и развития материального мира Фома счи­тал Бога. Бог, согласно его учению, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо. Это чис­тая форма, источник всех форм, благодаря которым из пас­сивной материи возникают разнообразные вещи. Таким образом, он опирался и развивал идеалистические взгляды Аристотеля о форме и материи. Он доказывал первичность божественного начала и вторичность материального мира.

В учении о познании Фома подчеркивал приоритет богословия над философией и наукой. Истины богословия являются не разумными, а сверхразумными. Философия, оперирующая разумом, приближает человека к истине. Следовательно, делает вывод Фома Аквинский, философия призвана быть служанкой богословия.

В учении об универсалиях Ф.Аквинский проявлял определенную гибкость. Он выступал в роли умеренного реалиста. Он утверждал, что универсалии существуют до вещей в божественном разуме. Они являются идеальными прообразами предметов и вещей. Универсалии порождают предметы и существуют в них. Вещи образуют уже понятия в человеческом разуме. Таким образом, несмотря на целый ряд оговорок, универсалии у Фомы Аквинского оказывают­ся божественными и первичными, а материальные вещи - вторичными.

В своих социально-политических взглядах Фома Аквинский указывал на «божественную природу» монар­хической власти, представлял папу римского как наместни­ка Христа на Земле, призывал к укреплению влияния като­лической церкви во всех сферах общественной жизни и требовал беспощадного подавления всех ее противников.

Учению Ф.Аквинского противостояло учение но­миналиста Дунса Скота. Хотя он, в основном, разделял ре­лигиозно-идеалистические взгляды Фомы Аквинского, в то же время он выступал гораздо резче в разделении веры и знания, теологии и философии.

Дуне Скот считал, что человеческий ум (интеллект) познает только сотворенные вещи. Бог сам по себе не явля­ется естественным объектом человеческого ума. Таким объектом выступает бытие - то, что обще и Богу и творе­нию, и притом в одном и том же смысле. Конечное и бес­конечное - различные модусы (виды) бытия. Человеческий разум может знать Бога лишь как бесконечное бытие.

Дуне Скот считал, что первичным являются не уни­версалии, а предметы (индивиды). Реальны только индиви­ды, обладающие совокупностью определенных свойств. Общие понятия сами по себе не имеют онтологического аналога. (Аналог имеют понятия, выражающие предикат, т.е. можно сказать, конкретные понятия.) Мир не может определяться универсалиями.

Уильям Оккам - английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схола­стики - был главным представителем номинализма в 14 в. Он считал, что реальным существованием обладают только еди­ничные вещи и их абсолютные свойства; универсалии суть только имена, термины, обозначающие классы предметов.

Первичным знанием, по Оккаму, является интуи­тивное знание, которое включает внешнее восприятие и интроспекцию (самонаблюдение). Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки. «Сущности не следует ум­ножать без необходимости» - утверждал он. Этот принцип, получивший название «бритвы Оккама», сыграл важную роль в борьбе против средневекового реализма.

2. Философия эпохи Возрождения

В конце 13 - начале 14 вв. начался кризис и разло­жение религиозно-идеалистической схоластики. Развива­ются буржуазные отношения в Европе, наступает эпоха Возрождения. Внешне она характеризовалась возрождени­ем античной культуры. (Отсюда и название «Эпоха Возро­ждения».) В центре внимания эта эпоха ставит человека с его стремлением к познанию, свободе, красоте реального существования.

Ярчайшим проявлением гуманизма этого перио­да было творчество Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был гениальным художником, автором «Тайной вечери», «Джоконды», «Мадонны с цветком», а также философом, инженером, ученым. Гуманистические традиции выражал также Микеланджело - гениальный художник, скульптор, архитектор. Его скульптуры - «Давид», «Моисей», «Раб, рвущий цепи».

Наступление этой эпохи обусловлено развитием ма­териального производства, ростом естественнонаучных зна­ний. Появляются новые орудия и средства труда, повышаю­щие производительность труда (самопрялки, усовершенствованный ткацкий станок, водяное колесо, ветряной двига­тель, доменная печь и т.д.). Совершаются важные географи­ческие открытия, расширяются знания о земле. Географиче­ские открытия обогатили науку знаниями в области геогра­фии, астрономии, ботаники, зоологии, геологии, антрополо­гии и т.д. Эта эпоха ознаменовалась рядом выдающихся тех­нических изобретений: изобретение пороха, вслед за ним огнестрельное оружие; книгопечатание в 15 в; микроскоп (Левенгук -1590); телескоп (Кеплер, Галилей - 1617); баро­метр (Торричелли -1643).

В эпоху Возрождения в ряде европейских городов развиваются университеты, академии, научные общества. Искусство и философия обращаются к шедеврам античной культуры, овеянные образы которой словно мощные лучи све­та рассеивали средневековую религиозно-идеалистическую схоластику.

Очень важной характеристикой новой эпохи был антропоцентризм. Он являет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека как некоторый центр мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм – идейное течение, что провозгласило человека высшей ценностью и целью общества

К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма Возрождения можно отнести следующие положения.

Во-первых, в эпоху возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его естественной средой. Он автор, режиссер и актер своей собственной драмы, кузнец своей судьбы («фортуны») и счастья. Человек – это соперник Бога на земле, он титан, то есть большое и всемогущее существо, богочеловек. Ему присуще естественное (от роду дано) право на полноту существования и способность устроить своя жизнь сама таким способом (Д.Алигьери, Фр.Петрарка, Э.Роттердамский).

Во-вторых, утверждение культа красоты и духовности человека, его достоинства (П.д.Мирандолла, Д.Алигьери).

В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться воля выбора жизненного пути, включая и свободомыслие.

Важнейшие открытия в эту эпоху были сделаны в области астрономии. Великий польский ученый Николай Коперник (1473 - 1543) разработал гелиоцентрическую тео­рию в своей книге «Об обращении небесных сфер» (1543). Согласно его учению, Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали Аристотель и Птолемей и последующие философы, а вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также видимое враще­ние звездного неба. Центр Вселенной, по Копернику, зани­мает Солнце, вокруг которого и обращается Земля. Этим объясняется видимое перемещение Солнца относительно звезд и петлеобразное движение планет при их наблюдении с Земли.

Значение учения Н. Коперника состоит в том, что оно нанесло решающий удар по религиозным представле­ниям о Земле как центре Вселенной. Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась до положения одной из планет. Возникла новая идея о единстве мира, то есть о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Это послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики.

Католической церковью книга Н.Коперника в 1616 г. была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 г.

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалисти­ческого мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма.

Мировоззрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагоре­изма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпику­ра и Лукреция), итальянского материалистического вольно­мыслия эпохи Возрождения и современной ему науки. Его учение близко натурфилософии.

Он опирался на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. В своих трудах «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584) Джордано Бруно философски обосновал и далее развил учение* Н.Коперника. Он высказал замечательную мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, что она веч­на и неисчерпаема в своих проявлениях. Он утверждал, что существуют бесчисленные солнца и бесчисленные земли, что ни один из бесчисленных миров бесконечной, но в то лее время единой Вселенной не создан богом. Он опровер­гал и отбрасывал как ненужные церковные догмы о сотво­рении мира, о якобы имевшем место начале и грядущем конце мира.

Джордано Бруно материалистически решал вопрос о познаваемости мира. Познание, считал он, является правильным в том случае, если оно опирается на изучение природы. Истинное знание может быть дано только наукой.

Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и после восьмилетнего заключения в 1600 году был сожжен инквизицией на костре в Риме.

Джордано Бруно был одним из ярких представите­лей эпохи Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: