В первых веках нашей эры на развалинах рабовладельческого строя возникло новое феодальное общество. Его появление отражало поступательное движение общества.
Однако в эпоху средневековья установилась жесточайшая духовная диктатура церкви. Она наложила отпечаток на все стороны жизни общества. В условиях феодальной раздробленности церковь, особенно христианская, оказалась наиболее сильной организацией в экономическом, политическом и идеологическом отношении.
Духовная диктатура церкви в западноевропейских странах была особенно жестокой. Это весьма отрицательно сказалось на развитии философии и науки. Христианская церковь монополизировала духовную жизнь настолько, что философия была превращена в служанку богословия. Задача философии сводилась к тому, чтобы осмыслять основы веры в бога, толковать «священное писание», доказывать основные догматы. Научное проникновение в природу и общество считалось греховным делом.
Утверждение идейного господства христианства в Европе относится к началу 6 века нашей эры. Римский император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю нехристианскую школу неоплатонизма, хотя христианство как государственная религия Римской империи провозглашена была задолго до этого решения.
Основными формами (и этапами) развития философского знания были: апологетика (как философское обоснование и защита христианства), патристика (философские учебы «родителей церкви») и схоластика (средневековая христианская философия, что логическим абстрактным путем обосновывала и защищала религиозные догматы).
Главные философские проблемы в эпоху средневековья:
1) проблема сущности Бога и Его тройственности (тринитарная проблема);
2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян);
3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определению этой цели – «Град Божий»;
4) воля воли человека и возможность спасения его души;
5) проблема происхождения зла в мире и другие проблемы
Главным направлением в развитии средневковой философии была схоластика (от лат. shola, т.е. школа). Она так называлась потому, что была предметом преподавания сначала в школах, а затем, с 12 века, в университетах. Отсюда схоластическая, т.е. школьная философия. В ее развитии выделяют три периода: ранняя схоластика (9-12 вв.); период зрелости и расцвета (13 в.); период упадка (14-15 вв.).
Часто схоласты решали вопросы, оторванные от жизни: «Усидит ли черт на острие иглы?», «Есть ли у крота глаза?» и т.д. В более зрелый период схоластики ставили и более серьезные вопросы. Среди таких вопросов и был вопрос об «универсалиях», т.е. о природе общих понятий. Схоласты выдвигали множество решений этого вопроса, но в основном они разделились в решении этой проблемы на два лагеря, две группировки - на реалистов и номиналистов.
Реалисты считали, что «универсалии» существуют реально, независимо от человеческой мысли, они предшествуют вещам. Таким образом, реалисты находились на позициях объективного идеализма. Они, по существу, продолжали линию Платона в вопросе о соотношении понятия и объективного мира, единичного и общего.
Номиналисты считали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами (свойствами). Общие понятия (универсалии) являются всего лишь именами отдельных предметов или групп предметов. Отсюда их учение получило название номинализм (от лат. nominis - имя, наименование). Номинализм выражал материалистическую тенденцию в философии (линию Демокрита), так как доказывал первичность вещей и вторичность идеи о вещах.
Господствующим направлением в схоластике был «реализм». Крупнейшими представителями этого направления являлись Иоанн Скот Эриугена (9 в.) - ирландский философ; Ансельм Кентерберийский (1033-1109) - английский философ; Фома Аквинский (1225-1274) - итальянский философ и богослов.
К числу видных номиналистов относились Дуне Скотт (1265-1308), Роджер Бэкон (1210-1294), Уильям Оккам (1300-1350) - английские философы.
Центральной фигурой среди схоластов был Фома Аквинский. Он родился в знатной семье в Неаполитанском королевстве. С раннего детства воспитывался в монастыре, затем учился в Неаполитанском университете, потом в Парижском университете, где стал магистром философии. Здесь он провел большую часть жизни, преподавая теологию и занимаясь писательской деятельностью.
В отличие от своих предшественников, требовавших от людей безоговорочной веры в Бога, Фома Аквинский считает, что лучше понять Бога, чем просто верить в него. Он пытается дать глубокое обоснование бытия Бога, разрабатывает целую систему доказательств существования божественных начал в мире. Он утверждает, что существует перводвигатель, первопричина и целесообразность в мире, ибо в его основе лежит наисовершеннейшее существо - Бог. Учение Фомы Аквинского - томизм (от имени Томас - Фома) было объявлено официальной философией католической церкви, а сам он был возведен после смерти в ранг святых.
Ф. Аквинский стремился доказать, что философия стоит ниже богословия в той же мере, в какой человеческий разум ниже божественной премудрости. Первопричиной возникновения и развития материального мира Фома считал Бога. Бог, согласно его учению, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо. Это чистая форма, источник всех форм, благодаря которым из пассивной материи возникают разнообразные вещи. Таким образом, он опирался и развивал идеалистические взгляды Аристотеля о форме и материи. Он доказывал первичность божественного начала и вторичность материального мира.
В учении о познании Фома подчеркивал приоритет богословия над философией и наукой. Истины богословия являются не разумными, а сверхразумными. Философия, оперирующая разумом, приближает человека к истине. Следовательно, делает вывод Фома Аквинский, философия призвана быть служанкой богословия.
В учении об универсалиях Ф.Аквинский проявлял определенную гибкость. Он выступал в роли умеренного реалиста. Он утверждал, что универсалии существуют до вещей в божественном разуме. Они являются идеальными прообразами предметов и вещей. Универсалии порождают предметы и существуют в них. Вещи образуют уже понятия в человеческом разуме. Таким образом, несмотря на целый ряд оговорок, универсалии у Фомы Аквинского оказываются божественными и первичными, а материальные вещи - вторичными.
В своих социально-политических взглядах Фома Аквинский указывал на «божественную природу» монархической власти, представлял папу римского как наместника Христа на Земле, призывал к укреплению влияния католической церкви во всех сферах общественной жизни и требовал беспощадного подавления всех ее противников.
Учению Ф.Аквинского противостояло учение номиналиста Дунса Скота. Хотя он, в основном, разделял религиозно-идеалистические взгляды Фомы Аквинского, в то же время он выступал гораздо резче в разделении веры и знания, теологии и философии.
Дуне Скот считал, что человеческий ум (интеллект) познает только сотворенные вещи. Бог сам по себе не является естественным объектом человеческого ума. Таким объектом выступает бытие - то, что обще и Богу и творению, и притом в одном и том же смысле. Конечное и бесконечное - различные модусы (виды) бытия. Человеческий разум может знать Бога лишь как бесконечное бытие.
Дуне Скот считал, что первичным являются не универсалии, а предметы (индивиды). Реальны только индивиды, обладающие совокупностью определенных свойств. Общие понятия сами по себе не имеют онтологического аналога. (Аналог имеют понятия, выражающие предикат, т.е. можно сказать, конкретные понятия.) Мир не может определяться универсалиями.
Уильям Оккам - английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схоластики - был главным представителем номинализма в 14 в. Он считал, что реальным существованием обладают только единичные вещи и их абсолютные свойства; универсалии суть только имена, термины, обозначающие классы предметов.
Первичным знанием, по Оккаму, является интуитивное знание, которое включает внешнее восприятие и интроспекцию (самонаблюдение). Понятия, не сводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки. «Сущности не следует умножать без необходимости» - утверждал он. Этот принцип, получивший название «бритвы Оккама», сыграл важную роль в борьбе против средневекового реализма.
2. Философия эпохи Возрождения
В конце 13 - начале 14 вв. начался кризис и разложение религиозно-идеалистической схоластики. Развиваются буржуазные отношения в Европе, наступает эпоха Возрождения. Внешне она характеризовалась возрождением античной культуры. (Отсюда и название «Эпоха Возрождения».) В центре внимания эта эпоха ставит человека с его стремлением к познанию, свободе, красоте реального существования.
Ярчайшим проявлением гуманизма этого периода было творчество Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был гениальным художником, автором «Тайной вечери», «Джоконды», «Мадонны с цветком», а также философом, инженером, ученым. Гуманистические традиции выражал также Микеланджело - гениальный художник, скульптор, архитектор. Его скульптуры - «Давид», «Моисей», «Раб, рвущий цепи».
Наступление этой эпохи обусловлено развитием материального производства, ростом естественнонаучных знаний. Появляются новые орудия и средства труда, повышающие производительность труда (самопрялки, усовершенствованный ткацкий станок, водяное колесо, ветряной двигатель, доменная печь и т.д.). Совершаются важные географические открытия, расширяются знания о земле. Географические открытия обогатили науку знаниями в области географии, астрономии, ботаники, зоологии, геологии, антропологии и т.д. Эта эпоха ознаменовалась рядом выдающихся технических изобретений: изобретение пороха, вслед за ним огнестрельное оружие; книгопечатание в 15 в; микроскоп (Левенгук -1590); телескоп (Кеплер, Галилей - 1617); барометр (Торричелли -1643).
В эпоху Возрождения в ряде европейских городов развиваются университеты, академии, научные общества. Искусство и философия обращаются к шедеврам античной культуры, овеянные образы которой словно мощные лучи света рассеивали средневековую религиозно-идеалистическую схоластику.
Очень важной характеристикой новой эпохи был антропоцентризм. Он являет собой тип философствования, сутью которого является восприятие человека как некоторый центр мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм – идейное течение, что провозгласило человека высшей ценностью и целью общества
К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма Возрождения можно отнести следующие положения.
Во-первых, в эпоху возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его естественной средой. Он автор, режиссер и актер своей собственной драмы, кузнец своей судьбы («фортуны») и счастья. Человек – это соперник Бога на земле, он титан, то есть большое и всемогущее существо, богочеловек. Ему присуще естественное (от роду дано) право на полноту существования и способность устроить своя жизнь сама таким способом (Д.Алигьери, Фр.Петрарка, Э.Роттердамский).
Во-вторых, утверждение культа красоты и духовности человека, его достоинства (П.д.Мирандолла, Д.Алигьери).
В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться воля выбора жизненного пути, включая и свободомыслие.
Важнейшие открытия в эту эпоху были сделаны в области астрономии. Великий польский ученый Николай Коперник (1473 - 1543) разработал гелиоцентрическую теорию в своей книге «Об обращении небесных сфер» (1543). Согласно его учению, Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали Аристотель и Птолемей и последующие философы, а вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Центр Вселенной, по Копернику, занимает Солнце, вокруг которого и обращается Земля. Этим объясняется видимое перемещение Солнца относительно звезд и петлеобразное движение планет при их наблюдении с Земли.
Значение учения Н. Коперника состоит в том, что оно нанесло решающий удар по религиозным представлениям о Земле как центре Вселенной. Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась до положения одной из планет. Возникла новая идея о единстве мира, то есть о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Это послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики.
Католической церковью книга Н.Коперника в 1616 г. была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 г.
Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма.
Мировоззрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагореизма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итальянского материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и современной ему науки. Его учение близко натурфилософии.
Он опирался на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. В своих трудах «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584) Джордано Бруно философски обосновал и далее развил учение* Н.Коперника. Он высказал замечательную мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, что она вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Он утверждал, что существуют бесчисленные солнца и бесчисленные земли, что ни один из бесчисленных миров бесконечной, но в то лее время единой Вселенной не создан богом. Он опровергал и отбрасывал как ненужные церковные догмы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале и грядущем конце мира.
Джордано Бруно материалистически решал вопрос о познаваемости мира. Познание, считал он, является правильным в том случае, если оно опирается на изучение природы. Истинное знание может быть дано только наукой.
Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и после восьмилетнего заключения в 1600 году был сожжен инквизицией на костре в Риме.
Джордано Бруно был одним из ярких представителей эпохи Возрождения.