double arrow

Философия, ее предмет и метод, функции в обществе

Философия отличается от мифологии и религиозно­го мировоззрения тем, что она опирается на разум, интел­лект человека и человечества. Философия является сино­нимом теоретической мысли, т.е. связана с зарождением научных знаний. Она сложилась в 7-5 вв. до н.э. в Древней Греции. Словом «философия» в Древней Греции обознача­ли всю совокупность имеющихся знаний о мире и человеке.

По мере развития общества, накопления и расшире­ния знаний о мире из единой науки философии выделяются такие самостоятельные науки как математика, астрономия, медицина, география, физика и т.д. Дифференциация наук все более и более ускоряется.

Каждая наука имеет объект и предмет изучения. Объектом изучения философии является весь мир, человек и общество в целом. Предметом философии являются наи­более общие законы развития природы, общества и мыш­ления.

Всякая философия решает также вопрос об отноше­нии мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема на­зывается основным вопросом философии.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Во-первых, что первично и что вторично: дух или материя? В решении этой стороны основного вопроса философии философы разделились на два основных лагеря - материа­листов и идеалистов.

Материалисты - те философы, которые за первич­ное принимают природу, материю, а сознание считают вто­ричным, производным от материи, особым свойством ма­терии (Фалес, Демокрит, Гераклит).

Идеалисты принимают за первичное дух, сознание; оно торит материю, мир. Существуют две разновидности идеализма - субъективный и объективный идеализм.

Сторонники субъективного идеализма за первичное Принимают сознание индивида (субъекта) (Кант, Беркли).

Объективные идеалисты за первичное принимают обособленное, оторванное от человека сознание, которое существует как абсолютная идея, абсолютный дух, творя­щий природу, мир (Платон, Гегель).

Основной вопрос философии имеет и другую сто­рону: Познаваем ли мир? Можем ли мы в своих чувствах, разуме иметь достоверные знания о мире?

Здесь философы также разделились на два лагеря: те, кто признают познаваемость мирами те, кто отрицают такую возможность полностью или частично. Вторых на­зывают агностиками («а» - не; «гносис» - знание--незнание).

Философия не может обойти такие проблемы, как: находится ли мир в движении, развитии или он пребывает в неизменном состоянии; что является источником развития, движения и где он находится - внутри процессов, явлений или вне их; если мир развивается, то в каком направлении и какова будущность нашей Вселенной, растительного и жи­вотного мира, человеческого общества.

В зависимости от ответов на вопрос о состоянии и развитии мира в философии сложились два метода (подхо­да, взгляда) - диалектики и метафизики.

Философский метод - это способ построения и обоснования философского знания, отражающего окру­жающий человека мир.

Диалектический метод (диалектика) состоит в том, что предметы и вещи окружающего человека мира рассматриваются во взаимосвязи, движении и развитии. Разви­тие понимается как качественное превращение одних явле­ний в другие, как уничтожение отживающего, устаревшего и утверждение нового. Источником развития считается противоречие, то есть борьба противоположностей. Диа­лектический метод признает самодвижение, саморазвитие природы и общества.

Метафизический метод (метафизика) заключается в том, что предметы и явления рассматриваются вне связи друг с другом. А развитие понимается как простое увели­чение или уменьшение готовых качеств. Источник развития видится либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо таким источником считается сверхъестест­венная сила.

Развитие диалектики и метафизики обусловлено уровнем развития общества и науки.

Между диалектикой и метафизикой шла непрерыв­ная борьба. В этой борьбе диалектика прошла ряд этапов в своем развитии:

1) стихийная диалектика древних (античная диалектика);

2) немецкая идеалистическая диалектика;

3) материалистическая диалектика;

Философия как общественная наука выполняет ряд важных функций.

I. Мировоззренческая функция:

1) дает наиболее общие знания о мире и месте человека в нем;

2) ориентирует человека определенным образом в его жиз­ни и деятельности, помогает вырабатывать активное,, творческое отношение к жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: