Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности товара

Лекция 1

Различные товары одного и того же назначения способны в разной степени удовлетворять потребности пользователя, т. е. обладать различным качеством. Качество товара является мерой потребительной стоимости, характеризующей полез­ность товара, т.е. основная составляющая его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

Под качеством понимают совокупность свойств товара, обус­ловливающих его способность удовлетворять определенные по­требности в соответствии с его назначением. При этом качество товара характеризуется комплексом присущих ему свойств, а также степенью соответствия товара функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим воз­можность удовлетворения тех или иных потребностей человека. Чем выше качество товара, тем полнее он удовлетворяет такие потребности.

Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

Каждый товар обладает присущей только ему совокупностью свойств, включает в себя множество компонентов. Свойства товара представляют собой его объективные особенности, проявляющиеся в сфере товарного обращения, по­требления или эксплуатации.

Следует отметить, что между понятиями «эксплуатация» и «потребление» имеются различия. Так, термин «потребление» применяется к товарам, которые при использовании сами расхо­дуются (например, лакокрасочные материалы, парфюмерная про­дукция, химические реактивы и т. п.).

Термин «эксплуатация» применяется обычно по отношению к товарам, у которых при использовании расходуется ресурс ра­боты. К таким товарам относятся, например, обувь, одежда, аудио-, видеоап­паратура, аналитические приборы и т. п.

При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.

Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, – в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу.

Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

Итак, при определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Однако следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно и с точки зрения конкретных сегментов рынка бессмысленно.

Качество конкретных товаров составляют те свойства, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей в соответ­ствии с их назначением.

Товар может обладать полезными свойствами, но не отличаться высоким качеством, если он не соответствует требованиям удов­летворения определенных потребностей.

Следует отметить, что часто используемое на практике опре­деление качества товара как соответствие его требованиям норма­тивно-технической документации не раскрывает полностью его сущности.

 

Лекция 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: