Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Эмпирический и теоретический уровни научного исследования социо-гуманитарного познания.




Социально-гуманитарное познание (как и в естествознании) осуществляется на разных уровнях – эмпирическом и теоретическом. Уровни различаются глубиной социально-гуманитарного анализа социальной реальности (общество, культура, человек) и широтой делаемых обобщений и выводов.

К эмпирическому уровню мы относим те формы научного исследования, благодаря которым осуществляется первичное изучение объекта, накапливается фактуальный материал и производится его эмпирическое обобщение. Но эмпирия дает знания только о внешней стороне явлений.

На теоретическом уровне изучаются глубинные, сущностные стороны социальной реальности, деятельности человека, объясняются взаимосвязи, взаимодействия сфер общественной жизни и общественных отношений, выводятся объективные законы развития общества, человека, культуры, выдвигаются гипотезы, формируются теории. Специфика каждого из уровней будет подробно рассмотрена при дальнейшем описании методов научного исследования.

Деление научного познания на разные уровни носит условный характер, так как они тесно взаимосвязаны и фактически не существуют в отдельной, изолированной друг от друга форме. Так, эмпирический материал служит фактуальной основой для теоретических исследований и подтверждением достоверности теории. При этом сам факт теоретически нагружен, т.е. теория всегда присутствует в нем в качестве основного посыла и ориентира для исследования. Ни один вид эмпирического исследования не возможен без теоретических предпосылок, которые представляют своего рода исходный «концептуальный каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую определенные представления о предмете исследования. На каждом из уровней применяются свои методы и приемы исследовательской деятельности, но некоторые их них имеют применение на всех уровнях (нарратив, понимание, метафора и т.д.), так как нет таких охватывающих законов, которые могли бы объяснить всю социальную реальность, и нет такого идиографа и нарратива, который мог бы адекватно отразить неповторимое, уникальное в этом субъектно-объектном человеческом мире.





Дата добавления: 2017-10-25; просмотров: 220; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 8989 - | 6796 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.