Объектом социально-гуманитарного исследования является конкретный фрагмент социальной реальности (общество, культура, человек, исторический процесс), где существует проблема, которая подвергается непосредственному исследованию. Выбор объекта происходит на основе четкой постановки проблемы и формулировки темы, анализа степени её изученности (изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой предложенных предшественниками точек зрения и решений – по Аристотелю). В социальном исследовании (как и в любом научном) также должны быть четко поставлены цели и конкретные задачи научного поиска. В социально-гуманитарных исследованиях объектом изучения могут быть: исторические события, поведение и деятельность живых, конкретных людей, предметы прошлых культур и цивилизаций, орудия труда, произведения искусства, социальные общности и социальные группы, социальные организации и различные структуры организации, литературные и исторические источники.
От определения объекта исследования будет зависеть и выбор необходимых методов и средств его изучения.
|
|
Предмет исследования – это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. На определение предмета влияют:
v реальные свойства объекта;
v знания исследователя об этих свойствах;
v целевая установка;
v задачи исследования.
Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться с позиции разных предметов. Например, если целью социологического исследования будет, скажем, поиск путей предотвращения забастовок на предприятии, а основной задачей – выявление тех требований, удовлетворение которых предотвратит забастовку, то предметом исследования может стать установление:
v всего набора требований забастовщиков;
v их части, которую разделяют все или большинство работников;
v тех главных требований, удовлетворение которых снизит накал трудового конфликта;
v других факторов, обуславливающих вероятность забастовки.
Такова краткая схема начального этапа исследования в социально- гуманитарном познании.