Подготовительный этап конкретного социологического исследования

ЛЕКЦИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ. СТРАТЕГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Вопросы:

1. Подготовительный этап конкретного социологического исследования.

2. Основной этап конкретного социологического исследования.

3. Завершающий этап конкретного социологического исследования.

Конкретное социологическое исследование – это способ получения знаний о социальной реальности, основанный (1) на строгом сборе фактов; (2) их классификации и (3) на их теоретическом объяснении. Социологическое исследование состоит в систематизированном ряде шагов (этапов), которые направлены на достижение максимальной объективности в изучении проблемы.

В конкретном социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

(I) подготовительный (разработка программы исследования);

(II) основной (проведение социологического опроса);

(III) завершающий (математическая обработка и анализ данных, их теоретическое объяснение и формирование выводов и рекомендаций).

Рассмотрим эти этапы более подробно и выделим внутри каждого этапа свои ступени.

(I) Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Первый этап состоит из следующих ступеней.

(I.1) Выбор проблемы.

Проблема социологического исследования может быть: или (1) задана извне заказчиком; или (2) обусловлена познавательным интересом социолога, связанным, как правило, с проверкой концепции, теории или отдельной гипотезы. Диапазон вопросов, открытых для социологического исследования, не должен и не может быть кем-либо ограничен – в открытом, демократическом обществе должен соблюдаться принцип свободы научного исследования и не должно быть «запретных» тем. Тем не менее, среди актуальных вопросов надо выбрать такие, которые на данный момент поддаются научному исследованию.

Научная проблема – это противоречие между знаниями о потребностях людей в практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.

Решить проблему – это получить новое знание или создать теоретическую модель явления, в рамках которой выявляются существенные факторы, воздействующие на данное явление.

Социальный заказ формируется социологу в виде описания проблемной ситуации. Социолог должен суметь перевести это описание в формулировку исследуемой проблемы.

(I.2) Обзор литературы – выявляет степень разработанности проблемы и выясняет, что сделано по проблеме, что не сделано и что из несделанного собираемся сделать мы. Þ

(I.3) Уяснение объекта и предмета исследования. В данном случае

объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

(I.4) Уяснение цели и задач исследования. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями или целями второго порядка[51]. Определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

(I.5) Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. На этом этапе решаются следующие задачи:

(а) выявление тех аспектов теоретических понятий, которые предполагают использоваться в данном исследовании;

(б) перенос анализа практических проблем на теоретический уровень;

(в) по возможности полное сведение используемых понятий к понятиям-индикаторам, допускающим эмпирическое измерение.

Поиск эмпирических значений понятия называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением. С точки зрения классического позитивизма (М. Шлик), эмпирическая интерпретация достигается путем полной редукции (сведения) значения понятий теории к их эмпирическим признакам. Но обращение к опыту как естественных, так и общественных наук убедительно показывает, что содержание научного термина никогда не переводится в конечное число проявлений его сущности. Всегда сохраняется невыразимый в эмпирических показателях «остаток».

(I.6) Формирование гипотезы.

Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение:

- о структуре изучаемого явления;

- о характере связей между его компонентами;

В методологической литературе были сформулированы основные требования к научной гипотезе, выдвигаемые в рамках научно-исследовательской программы: она должна быть эмпирически-содержательной ( Уэвелл, Лакатос[52] ), т.е. не должна быть гипотезой ad hoci, где i = 1,2,3.

Гипотеза называется гипотезой ad hoc1, если она не имеет новых эмпирически - проверяемых следствий по сравнению с уже известными представлениями.

Гипотеза называется гипотезой ad hoc2, если ни одно из этих новых следствий не было в действительности проверено.

Гипотеза называется гипотезой ad hoc3, если она получена из предшествующей теории за счет такой ее модификации, которая не согласуется с «духом» этой теории.

2. Основной этап конкретного социологического исследования.

Основными понятиями, относящимися к основному этапу, являются понятия «генеральная совокупность» и «выборка». Множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует некоторый явно задаваемый признак (или набор признаков), по значению которого можно всегда однозначно определить, относится данный объект к генеральной совокупности, или нет. Так, в качестве генеральной совокупности мы можем рассматривать жителей данного города, персонал предприятия, студентов вуза и т.д. Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью или просто выборкой.

Выборка в определенном смысле должна быть моделью генеральной совокупности. Однако нет необходимости моделировать в выборке все аспекты генеральной совокупности, достаточно отразить лишь значимые с точки зрения задач исследования признаки. Как правило, это – пол, возраст, доход и др. Свойство выборки отражать, моделировать эти признаки называется репрезентативностью [53].

Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности называется ошибкой выборки. Повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – до 3-10%, приближенная – от 10 до 20%, ориентировочная – от 20 до 40%, а прикидочная – более 40%.

Численность (объем выборки) зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов. Чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы.

Согласно известному отечественному специалисту по математическим методам в социологии В.И. Паниотто, если генеральная совокупность находится в интервале до 100000, то объем выборки варьируется от 200 единиц до 400. Для генеральной совокупности более 100000 выборка составляет более 400 единиц (при ошибке в 5%).

3. Завершающий этап конкретного социологического исследования.

Завершающий этап социологического исследования состоит прежде всего во введении заполненных респондентами анкет в компьютер для того, чтобы они были обработаны при помощи стандартных компьютерных программ. Результат обработки – это не только простейшие «линейные» таблицы, показывающие, например, какое количество избирателей собирается голосовать за того или иного кандидата. Компьютер также способен производить «двумерные сечения» имеющего массива данных и находить связи, корреляции между определенными признаками. Например, между признаком «возраст» и признаком «хочу голосовать за ЛДПР». Или – между признаком «доходы» и признаком «хочу купить холодильник».

Во всяком конкретном социологическом исследовании необходимо четко разделять описание полученных данных и их объяснение.

Описание – это фиксация результатов эмпирического социологического исследования с помощью выбранной системы обозначений и выражение этих результатов в понятиях науки.

Объяснение – это раскрытие на основе эмпирических данных и общей социологической теории сущности объекта наблюдения, показ его подчиненности определенному объективному закону. Разделяют причинные (генетические) объяснения, функциональные объяснения и объяснения структурные.

Генетическим называется объяснение, устанавливающее закономерную связь объекта с предшествующими ему во времени другими объектами.

Функциональным называется объяснение, раскрывающее функцию объекта, т.е. определенно присущий данному объекту способ поведения, инвариантно присущий данному объекту и способствующий сохранению этого объекта.

Структурным называется объяснение, раскрывающее структуру данного объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: