Тема 4: Классификация детских игр

Сложность классификации игр заключается в том, что оно, как и любое явление культуры, испытывает серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Сложность классификации игр также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего, целями.

Ф. Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Основу классификации игр, которая принята в педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми.

К. Гросс подразделяет игровые явления на четыре группы: боевые, любовные, подражательные, социальные.

В конце 20 века проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой:

1) Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:

Игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные.

2) Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:


Игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные.

Досуговые игры игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

3) Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

Традиционные или народные.

Основная литература: [6,7,10,11].

Дополнительная литература: [1,4,5,6,7,9,11,12].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: