Тема 2: Психологические основы детской игры

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

 

 

По дисциплине «Психолого-педагогические основы игры»

Специальности 5В012300 – Социальная педагогика и самопознание

 

 

 

Актобе, 2017 г.

Тема 1: Введение в курс «Психолого-педагогические основы игры».

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. Об этом пишет М.Энштейн, считавший игру явлением промежуточным, процессом, в котором чередуются противоположные состояния и в котором постоянна лишь сама перемена. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З.Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже, Штерн, Дьюи, Жане. Колоцца, Кейра, Фромм, Хёйзинга, Валлон, Берн и др.

В российской педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадкина, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, Д.В.Менджерицкая, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.

Основные научные подходы к объяснению причинности появления игры следующие: теория избытка нервных сил (Г.Спенсер, Г.Шурц); теория инстинктивности, функции упражнения (К.Гросс, В.Штерн, Ф.Бейтендейк и др.); теория рекапитуляции и антиципации (Э.Геккель, Г.Ходл, А. баллон, Вуарен, Адлин); теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К.Бюлер, З.Фрейд, А.Аддер); теориярелигиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др.); теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон); теория духовного развития ребенка в игре (Уши некий, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин); теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев, Узнадзе); связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер, Фребель, Спенсер, Рид и Др.); труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лавров, Лафарг, Мазаев и др.); теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем) и т.п.

Основная литература: [5,6,7,9,10,11].

Дополнительная литература: [1,4,5,6,7,9,11,12].

Тема 2: Психологические основы детской игры

Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. В науке было предложено несколько теорий игры, пытавших разгадать эту мысль. Одна из них сводила игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе, которая не находит себе выхода и употребления на естественные надобности. Эта теория видит в игре не случайную прихоть, забаву, но важную жизненную необходимость.

Гросс утверждал, что игра - это форма подготовки к будущей деятельности. Советский психолог Л.С.Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Некоторые психологи считали, что корень игры - просто инстинкт подражания, а другие видели в ней способ освоения ребенком реальности.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место. Можно указать два ряда фактов, подтверждающих это положение. Под руководством профессора А.Н.Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры для развития психических процессов. Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника.

Основной парадокс игры заключается в том, что, будучи деятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, она является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего Я.

В конце раннего детства, игра с сюжетом «вырастает» из предметно-манипуляционнной деятельности.

На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно чем угодно и соответственно действует.

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.

Основная литература: [2,5,6,7,8,9,10,11,12,13].

Дополнительная литература: [1,4,5,6,7,9,10,11,12].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: