В педагогике сюжетно-ролевая творческая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. После трех лет, отмечает советский психолог Л.С.Выготский, в развитии ребенка наблюдаются «противоречивые тенденции»: с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, невыполнимых сейчас и, тем не менее, не устраняющихся как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти полностью тенденция к немедленной реализации желаний.
Характерная особенность развития творческой игры дошкольников - постепенный переход мотива из процесса игры на ее результат. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается.
|
|
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.
Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты. Первый — это роли, которые берут на себя дети в процессе игры; второй — игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; третий — игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец, четвертый — реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
Педагогическое руководство играми детей требует глубокого знания основных возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности ребенка.
Основная литература: [1,6,7,10,11].
Дополнительная литература: [4,6,7,9,11,12].
Тема 6: Дидактические игры.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях, и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей.
Во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, а в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д. Каждая дидактическая игра содержит в основном одну - две задачи, которые определяют ход игры. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
|
|
1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;