Тема 8: Режиссерская игра

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы. В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя на место конкретного персонажа.

По мере овладения определенными умениями дети создают все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер. Эта своеобразная позиция ребенка и позволяет назвать игры такого типа режиссерскими.

Режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет. Но появляется она значительно раньше - у детей конца третьего - начала четвертого года жизни. В этом возрасте ребята уже имеют навыки, необходимые для отражения в игре реальной жизненной ситуации, у них накоплен определенный опыт, т. е. они способны осуществлять индивидуальные режиссерские игры с несложным сюжетом.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на “сцене”. Ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.

Основная литература: [1,6,7,10,11,13].

Дополнительная литература: [4,5,6,7,9,11,12].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: