Причины происхождения философии

1 Социально- экономическая характеристика (появление городов).

2 Культура и идеология (кризис мифологии, прежнее средство объяснения мира оказывается неудовлетворительным).

Наука взяла доказательства из философии.

3 Личностно–психологического характера (индивидуальный авторский характер философии).

Философия имеет форму авторскую. Это всегда индивидуальный проект, за который автор несет ответственность. Нужно различать преподавателей философии и философов. Это разные люди, которые занимаются разной деятельностью. Сократ в этом смысле философ, Платон скорее учитель. «Я знаю, что я ничего не знаю». Здесь Сократ подчеркивает, что находится в той области человеческого существования, где нет знания, но цель Сократа – получить его. Нормальный человек всегда знает, философ не знает. Обычный человек стремится избегать всего непонятного, философ волей судьбы брошен в область неизведанного.

 

В западной философии произошел раскол сознания греков: миф объяснял происхождение мира в одном мире, философия в другом.

На Востоке этого не произошло. Философия не получила предмета. Она ограничилась кругом религиозных проблем. Она занималась тем, чем и теология. На Востоке философия никогда не выходила за эти пределы.

 

Основные функции философского знания.

У философии и мировоззрения одна общая задача – объяснение мира. Философия в этом смысле – форма мировоззрения, которая имеет свои отличия от других форм мировоззрения. Кому адресовано то объяснение мира, которое дает философия? Одинаковые представления о мире в целом – идеология. Значит, философия формирует мировоззрение – идеологическая функция философии. В истории философии эта функция иногда выступает на первый план, иногда на 2, иногда на 3 (положение этой функции меняется). Философия формировала общую для большого количества людей картину мироздания (христианская картина мира). Марксистская философия выполняла идеологическую функцию.

Сократ пытался подтолкнуть человека к самостоятельному мышлению. Таким образом, самостоятельное мышление враждебно любой идеологии, поскольку оно требует, чтобы любая общепринятая картина мира была подвергнута сомнению. Если же объяснение мира адресовано не всем людям, а отдельному человеку, и оно должно быть принято человеком независимо от общественного мнения, то речь идет о другой функции философии. Это функция духовного самосовершенствования личности. Конечная цель философии в этом случае – научить отдельного человека счастливой жизни. Философия, которая ставит перед собой такую задачу, выдвигает на первый план учение о том, каким образом человек в соответствии с законами мироздания сможет прожить счастливую жизнь. Киническая школа ставила перед собой цель – научить человека счастливой жизни. Этика становится важнейшей отраслью философского знания. Положение этой функции также менялось в истории философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: