Обе эти функции можно назвать мировоззренческими

По отношению к научному знанию философия выполняет некоторые функции. Мы обобщаем данные частных наук и создаем единую научную картину мира. Философия выполняет функцию синтеза научных знаний.

Философия дает методы познания частных наук – методологическая функция философии. Эта функция тоже не является чем-то постоянным. В 17 веке связь философии и естествознания была очень тесной. В 20 веке эта связь очень слабая. Если мы возьмем науки гуманитарные, то здесь мы видим другую картину. О методологической функции философии можно говорить только в отношении гуманитарных наук.

К этим четырем функциям добавляется еще одна – критическая функция. К философии у разных народов разное отношение. Но во всех случаях в адрес философии мы услышим один и тот же упрек – бесполезность философии. Образ бесполезности философии приобрел мифологический оттенок (Фалес, засмотрясь на звезды, упал в яму. 2 легенда о маслобойнях говорит об обратном. Следовательно, одна из 2-х легенд является ложью.)

Философское знание, даже если и приносит пользу, не связано с сиюминутными нуждами людей. При определенных условиях эта дистанция между философией и обществом может приносить обществу определенную пользу. Общество нуждается в критическом взгляде, который возможен только со стороны. Только здоровое общество может себе позволить критику. Именно философия образует ту сферу общественного сознания, благодаря которой возможен критический взгляд на общество в целом.

 

Специфика философского дискурса.

Только если правила соблюдаются, философия получает осмысленную цель (то, на что философия направлена в рамках той или иной культуры). С Античности до наших дней эти цели и задачи не изменялись. Историческое исследование философских дискурсов – задача очень сложная, требующая специальной подготовки.

Мы можем отталкиваться от современной философии и дать общую характеристику философских дискурсов современности, с которыми мы можем всегда столкнуться. Основная идея этого подхода в том, что единой философии не существует. Дискурсов множество, философий много. Чаще всего встречается дискурс, который Давид Зильберман называл дискурсом «конферансье». В этом смысле философия делает то, что делает конферансье.

В наших текстах (современных) очень редко говорят о философии вообще, часто слово философия встречается с каким-либо существительным. Есть отрасль философского познания, которая занимается философскими проблемами, закономерно возникающими при развитии науки в целом. Философия религии, философия права, философия культуры, социальная философия, философская антропология (философия человека), политическая философия, философия искусства (эстетика), философия нравственности, морали (этика), - говоря о них всегда подразумевается, что задача философии является чисто предварительной. Когда мы говорим о философии науки, подразумеваем, что истину добывает не философия, а наука. Философия выступает в роли коферансье, она готовит человека к восприятию истины. Если мы говорим о философии религии, то задача философии – подготовить человека к той истине, которой он может достигнуть, обратясь к религии. Философия играет роль введения в ту форму знания, которая является истинной. Изучение эстетики не может научить творить по законам красоты, она дает самое общее представление об этих законах. Цель эстетики в этом и заключается. Человек может воспользоваться этими представлениями, а может и не воспользоваться. Истины в сфере красоты он достигнет, когда перейдет к практике, поэтому эстетика играет роль ведения в творчество (красоту). Знать, по каким законам осуществляется творчество, еще не значит обладать творчеством. Философия истории, философские проблемы физики, философия техники, философия образования, философские проблемы биологии, - в любом случае мы имеем дело с определенным видом дискурса - философия как предварительная форма знания.

Философия помогает пройти человеку в ту дверь, за которой истина. Этот дискурс является и самым древним. Платон в «Пире» говорит, что философия – нечто среднее между абсолютной глупостью и абсолютной мудростью. Эрот – бог любви, но сам он, как говорит Сократ, является безобразным. Все стремится к обладанию. Философия стремится к обладанию мудростью, это значит, что у нее мудрости нет. Чтобы владеть мудростью, нужно не делать вид, что ею уже обладаешь, а нужно искренне к ней стремиться. Это и обеспечивает философия. Без нее сама мудрость не возможна, мудрость без философии – это та же глупость.

То, что говорит Платон о философии, - достаточно глубокие вещи. Само слово «философия» обозначало форму предварительного знания в сфере эзотерических наук, тайного знания.

В этом смысле и в Средние века место философии в университете строго определено. 2- ступенчатая система образования.

I ступень – более низкая (науки, для постижения которых необходим разум).

II ступень – более высокая (науки, для постижения которых необходимо нечто большее, чем разум. Это была вера.).

В Средние века философия – служанка богословия. Она необходима, чтобы постичь истину богословия. Тоже делает и конферансье. Он говорит: «Сейчас на сцену выйдет....». Философ – простой человек, у которого есть только любопытство. Он не обладает знанием, он стремится к ним.

Нам сложно согласиться с мыслью, что философия – это форма предварительного знания. Нам кажется, что она дает абсолютное знание.

Философия – наука, которая говорит все о ни о чем и ничего обо всем. О том универсальном, которое вроде бы является предметом ее рассмотрения, философия ничего не говорит. В этой оценке философии прослеживается подтекст того, что философия претендует на истинность. Она должна знать все.

В «дискурсе конферансье» говорится о том, что философия не обладает истиной.

Образ философии как некой универсальной формы знания нам привычен. Позитивистская традиция на самом деле остается нам глубоко чуждой. Прослеживается ориентация российского университетского образования на германское. Российский университет родился с ориентацией на Германию, это его природа.

В рамках этого дискурса подразумевается, что философия – это система знания. Такая система, которая систематизирует все, что получено, упорядочивает, сообщает некий законченный вид. 2 тип дискурса также распространен, но встречается гораздо реже, чем первый. На российской почве встреча с ним весьма вероятна. Здесь определенно заявляются претензии на то, что философия знает все. Если говорить о системе философии, то грандиозная система философии построена Гегелем. Философия Гегеля называется абсолютным идеализмом. Это понятие связано с центральным понятием абсолютной идеи.

Абсолют – термин, пришедший из алхимии. Возможно, обозначал осадок, который не поддается химической реакции. Словом, это то, что не поддается трансформации.

Существование не является безусловным, оно обусловлено. Существование человека не является безусловным, оно зависит от целого ряда условий. Все, что существует в физическом смысле зависит по крайней мере от 2 условий. Любая вещь, чтобы существовать, должна иметь место и время, поэтому мы не можем говорить о существовании как о безусловном. Под абсолютом мы имеем в виду безусловное существование. Первый тезис всех материалистов (в мире нет ничего абсолютного).

Самое исходное понятие, от которого отталкивается Гегель, - абсолютная идея. Только идея может существовать абсолютно. Но все, что существует, любая конкретная форма существования, подчиняется законам развития. Развитие имеет универсальную форму (идеалитическая триада). Закону триады подчиняется все, что существует. Согласно этому закону всякое развивающаяся форма проходит в своем развитии 3 стадии.

Iтезис.

II – противоположность I – антитезис.

 

 


Отношения противоречия.

Все изменения происходят в рамках Т и А, которые подвергаются отрицанию. Здесь нельзя говорить о развитии.

III – отрицается отношение между Т и А (отрицание отрицания отношений) – синтез.

           
   
 
Т
   
А
 

 

 


Пример:

1. Зерно бросаем в землю (зерно стремится к кругу). возникает противоречие

2. Прорастает стебель (стебель стремится к прямой).

3. Колос (стебель и зерно – синтез).

Гегель говорит, что все, что существует, развивается только по этому закону. Каждая новая форма развития обогащается. Абсолютная идея развивается, и ее развитие совершается в рамках той же самой логической формулы идеалитической триады.

Гегель: «Религия стремится представить Бога, философия стремится мыслить абсолютно…» Абсолютная идея (АИ) – Бог мыслимый. Предмет логики Гегель определяет как мышление Бога.

Природа Вселенная
АД
АИ

АД – абсолютный дух.

Движение от АИ к АД предшественники Гегеля описывали так:

Абсолют создает себе противоположность, чтобы смотреться в него как в зеркало. Цель движения – самопознания абсолюта. Дух, возникнув, проходит 3 стадии:

1). Субъективный дух (индивидуальное сознание человека)

2). Объективный дух (право и нравственность)

Государство Семья

(субстанция (субстанция

права) нравственности)

3). Абсолютный дух.

АД тоже проходит 3 стадии:

1) искусство (субъективная форма абсолютного духа)

2) религия (объективная форма АД)

3) философия

Р
Ф
И

 

 

Философия – форма АД. Она появилась не сразу и не в той окончательной форме. Философия тоже проходит ряд преобразований, которые подчиняются закону триады. Следовательно, не всякая философия претендует на роль АД. К такому типу относится философия Гегеля. Высшая цель человечества – философия Гегеля. Дальнейшее развитие не имеет смысла.

 

Мы живем во время, отличное от времени, в котором жил Гегель. Приступать к изучению логики можно, только имея убеждение, что истина есть. Нельзя претендовать на обладание истиной и утверждать, что у другого человека она может быть другой. Истина может быть только одна и для всех. У Гегеля истина одна не только для человека, но и для Бога, потому он и определил логику как мышление Бога. Логическая форма остается неизменной. Философия как истинная форма АИ принадлежит только АИ. Не может быть творца в виде индивида, он здесь случайное звено. Философия, о которой мы говорим, это не только философия Гегеля, это философия АД. Философия возникает как результат синтеза религии и искусства. Философия отрицает искусство таким образом, что все богатство его содержания входит в новую форму. Философия по Гегелю – некая универсальная форма знания, которая включает в себя все предыдущие формы. Абсолютная форма должна соответствовать 1 критерию, должна вмещать в себя содержимое всех форм без остатка. Если мы создадим такую форму, то это и будет философия.

В отличие от первого дискурса философия включает без остатка все науки, религию, искусство, там есть еще что-то свыше. В этом смысле мы говорим о высоком интеллектуальном развитии человека.

История по Гегелю – движение от природы к АД. Содержание истории: АД в форме мирового разума движется сам к себе. Каждая последующая ступень возникает из более низких по уровню развития. Чтобы перейти на более высокую ступень, мировой разум использует народ, его энергию. Как только народ выполнит свою миссию, он уходит с мировой арены. Таким народом были греки. Мировой разум, использует энергию исторических личностей, он размахивает перед их мордами кусками мяса, и они бегут к мясу, перетаскивая за собой и мировой разум. В истории пользу приносят те исторические личности, которых считают злодеями. История выше нашей нравственности.

Это пример философского дискурса, который претендует на определенную замкнутость. Философия здесь – система, объединяющая, включающая в себя все предпосылки.

Если мы эту позицию займем, то мы сможем рассматривать любую философскую школу как определенный этап движения к истине, этап, который закономерно преодолевается. Эту идею построения такой системы высказывал еще и Лейбниц: «Любая философия права в том, что она утверждает, и не права в том, что она отрицает». Любое отрицание ограничивает нас самих, мы замыкаемся в рамках несовершенной системы.

Любое утверждение в гегелевской философии воспринимается как ступень на пути к истине. Эта система является практически беспроигрышной. Все рассматривается не как отрицание, а как движение к истине и включается в форму абсолютного знания.

 

С подобными идеями можно встретиться и на Востоке. Даршаны – школы. Самые основные (их 6): веданта, йога, миманса, вайшешика, ньяя, санкхья.

Буквальный перевод «даршана» - зеркало. Техника рассуждения одинакова примерно во всех даршанах. В Индии не было противостояния мифа и философии. Философия добровольно себя ограничивала. Любая даршана существовала следующим образом: был некий текст, который признавался священным (Веды), создавался текст, который выполнял функцию комментарий к Ведам. Школы отличаются этими текстами-комментариями. В рамках любой даршаны возможна критика того текста, который является матрицей для другой даршаны (комментарием). Взаимный обмен критикой разрешен и поощрялся. Возникает критика на критику, критика на критику критики и т.д.. Философия в Др. Индии не требовала того развития, которое было на Западе. Она возникла сразу и навсегда. Усилия всех даршан – исходное абсолютное знание, каждая по отдельности даршана – зеркало. Философия понималась как знание абсолютное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: