период советский власти характеризуется и этим свойством идеологической монополии.
В постперестроечный период современного российского общества происходили побочные процессы, когда общество стало делиться на сторонников монопольных идей. Каждая по отдельности такая идея была как минимум имеющей право на существование, а как максимум — благородной и важнейшей идеей человеческой цивилизации. Одна из современных благороднейших идей — идея прав человека. Противостояние в чеченской войне — это классический пример противостояния власти и гражданского общества, когда власти, затеявшие войну, противостоят и средствам массовой информации, и большинству политических, общественных и правозащитных организаций. Это было пиком рефлексии гражданского общества, понимания себя как института, противостоящего государству, с одной стороны, а с другой — это был пик противостояния двух идей. С одной стороны — идея прав человека, а с другой — идея государства. Идея прав человека и идея сильного эффективного государства неотделимы: есть понятие прав человека, а есть понятие защиты прав человека. Властные институты, государство как институт, которому доверили право на легитимное насилие, были созданы, чтобы эти права защищать. Первое право, которое должно защищать государство, — право на частную собственность. А дальше это естественным образом переходит на неприкосновенность личности и т.д. В конечном счете, государство должно было взять на себя функцию защиты прав человека. Такое понимание закреплено в большом числе международных документов, которые обязывают государство это делать. Стала возможным форма защиты прав человека, когда появились эффективные и сильные демократические государства. Вне государства подобная защита невозможна. Это не значит, что защита сводится к государству. Например, право человека на жизнь.
|
|
Защита прав не сводится к государству, но вне государства эта защита невозможна, потому что вне государства она приводит к анархии и самосуду. «Идея прав человека не может противоречить идее государства, а идея государства не может противостоять идее прав человека. В этом противостоянии видны пороки, связанные с победой одной идеи над другой. Когда идея государства побеждает идею прав человека, получается диктатура, тоталитаризм и сна-
Конституционное право Российской Федерации
чала гибнут права человека, а потом, как ни странно, гибнет государство, потому что государство не может существовать в такой форме, не может существовать без общества. Наша история — это простейшая иллюстрация такого сорта победы. Но и обратная победа — это такой же тупик, такое же разрушение общества. Общество побеждает государство. Государство разрушается. Вслед за этим разрушается общество.
|
|
В любой сложной системе есть одна основополагающая функция — выживание, приспособление, развитие. Это универсальная функция, и она существует всегда. В биологическом организме, в любой системе, в государстве, обществе и т.д. Как ни парадоксально, в этом смысле функции и государства, и гражданского общества совпадают. Но ничего страшного в этом нет. Суть состоит в том, что для системы стоит задача выжить, когда эта система доходит до определенного уровня[28].