Глава 4. Конституционные основы гражданского общества /133


период советский власти характеризуется и этим свойством идеологической монополии.

В постперестроечный период современного российского общества происходили побочные процессы, когда общество стало делиться на сторонников монопольных идей. Каждая по отдельности такая идея была как минимум имеющей право на существование, а как максимум — благородной и важнейшей идеей человеческой цивилизации. Одна из со­временных благороднейших идей — идея прав человека. Противостояние в чеченской войне — это классический при­мер противостояния власти и гражданского общества, ког­да власти, затеявшие войну, противостоят и средствам мас­совой информации, и большинству политических, обществен­ных и правозащитных организаций. Это было пиком реф­лексии гражданского общества, понимания себя как инсти­тута, противостоящего государству, с одной стороны, а с другой — это был пик противостояния двух идей. С одной стороны — идея прав человека, а с другой — идея государ­ства. Идея прав человека и идея сильного эффективного государства неотделимы: есть понятие прав человека, а есть понятие защиты прав человека. Властные институты, госу­дарство как институт, которому доверили право на леги­тимное насилие, были созданы, чтобы эти права защищать. Первое право, которое должно защищать государство, — право на частную собственность. А дальше это естественным образом переходит на неприкосновенность личности и т.д. В конечном счете, государство должно было взять на себя функцию защиты прав человека. Такое понимание закреп­лено в большом числе международных документов, которые обязывают государство это делать. Стала возможным форма защиты прав человека, когда появились эффективные и силь­ные демократические государства. Вне государства подоб­ная защита невозможна. Это не значит, что защита сводит­ся к государству. Например, право человека на жизнь.

Защита прав не сводится к государству, но вне государ­ства эта защита невозможна, потому что вне государства она приводит к анархии и самосуду. «Идея прав человека не может противоречить идее государства, а идея государ­ства не может противостоять идее прав человека. В этом противостоянии видны пороки, связанные с победой одной идеи над другой. Когда идея государства побеждает идею прав человека, получается диктатура, тоталитаризм и сна-

Конституционное право Российской Федерации


чала гибнут права человека, а потом, как ни странно, гиб­нет государство, потому что государство не может суще­ствовать в такой форме, не может существовать без обще­ства. Наша история — это простейшая иллюстрация тако­го сорта победы. Но и обратная победа — это такой же тупик, такое же разрушение общества. Общество побеждает государство. Государство разрушается. Вслед за этим раз­рушается общество.

В любой сложной системе есть одна основополагающая функция — выживание, приспособление, развитие. Это уни­версальная функция, и она существует всегда. В биологи­ческом организме, в любой системе, в государстве, обществе и т.д. Как ни парадоксально, в этом смысле функции и государства, и гражданского общества совпадают. Но ниче­го страшного в этом нет. Суть состоит в том, что для систе­мы стоит задача выжить, когда эта система доходит до оп­ределенного уровня[28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: