В Российской Федерации

Идя по пути демократических реформ, мы понимаем, что без специалистов нам их не осуществить. Поэтому, при­знав верховенство международного права, Российская Фе­дерация строит свою образовательную систему на докумен­тах международного права, где право на образование, зак­репленное в т. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1990 г., являясь основным естественным правом человека, имеет целью удов­летворение потребности лица в информации, в формирова­нии личности.

Образование — специфическая деятельность, связанная с получением человеком определенной суммы знаний для подготовки его к жизни, труду, приобретения им професси­ональной и научной информации. Поэтому в Конституции РФ данному праву отводится особое место (ст. 43).

Это конституционное положение развивается в текущем законодательстве РФ, в Федеральных законах от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании».

Таким образом, под правом на образование понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте­ресах личности, общества и государства. Это право должно обеспечить, каждому человеку общедоступное и бесплатное дошкольное, общее и среднее профессиональное образова­ние в государственных или муниципальных образователь­ных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном уч­реждении и на предприятии.

В содержании права на образование выделяются следую­щие правомочия:

1) право на дошкольное образование;

2) право на основное общее образование.

На сегодняшний день право на образование реализуется гражданином в двух формах:

— в пределах государственного образовательного стан­дарта, составляющего девять классов, который обяза-

254 Конституционное право Российской Федерации


телен (в этом случае лицу гарантируется общедоступ­ность и бесплатность образования);

- право на получение образования свыше девяти клас­сов, которое может быть реализовано гражданином двумя способами: путем бесплатного обучения на кон­курсной основе в государственном учебном заведении или за определенную плату как в государственном, так и в частном заведении. В настоящее время разви­вается сеть платных учебных заведений (частные шко­лы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого, есть формы семейного образования, са­мообразования, экстерната.

Однако стандарты обра­зования устанавливаются единые на всей территории Российской Федерации.

Основными недостатками системы является недостаточ­ное финансирование учебных заведений и нечеткая полити­ка в области издания учебников и учебных материалов.

В настоящее время проводится реформа образования снизу доверху во всех сферах в виде эксперимента в ряде субъек­тов РФ. Итоги эксперимента могут стать основой для ре­формирования системы образования.

Конституция Российской Федераций гарантировала пра­во каждого на участие в культурной жизни, что предпола­гает возможность осуществления деятельности по сохране­нию, созданию, распространению и освоению культурных ценностей всех наций и народностей.

Права человека в области культурной деятельности при­оритетны по отношению к правам в этой области государ­ства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Мы имеем конституционное право на:

- свободный выбор нравственных, эстетических и дру­гих ценностей, на защиту государством своей куль­турной самобытности;

- приобщение к культурным ценностям (т.е. на доступ к государственным библиотечным, музейным, архи­вным фондам, иным собраниям во всех областях куль­турной деятельности);

- гуманитарное и художественное образование;

- собственность в области культуры (последнее распро­страняется на имеющие историко-культурное значе-

 

Глава 7. Содержательные особенности конституционных прав. 255

 

 


ние предметы, коллекции и собрания, здания и соору­жения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты);

- создание общественных объединений культурно-про­светительского профиля (т.е. ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об обще­ственных объединениях);

- свободу творчества (являющуюся стержнем конститу­ционного права на культурную деятельность). Реали­зуется данная свобода в творческой деятельности, со­здании культурных ценностей и их интерпретации. Выделяются отдельные виды творчества: литератур­ное, художественное, научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятель­ности в соответствии со своими интересами и способ­ностями.

Право человека заниматься подобной деятельностью мо­жет осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Текущее законодательство в области культуры постоян­но совершенствуется.

256 Конституционное право Российской Федерации

 


ГЛАВА 8

Конституционно-правовая защита прав и свобод личности: система, структура, формы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: