Конституционное право на самозащиту как первичная форма правозащитной деятельности

Правозащитная деятельность различных субъектов пра­возащитной структуры России существенно разнится по мотивации и набору возможных и допустимых средств, ме­тодов и приемов ее осуществления. Это в полной мере отно-

 

 

270 | Конституционное право Российской Федерации


сится к такому субъекту, который определен нами как «еамо- правозащитник». Ему присуща, на наш взгляд, наяболее мощная мотивация защитить свои права и свободы и самый широкий для этого арсенал. Вместе с тем само-правозащит- ник не часто вооружен необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективной защиты своих прав и свобод. Такая ситуация в России обусловлена, в том числе, непро­должительностью того периода, когда индивиды получили конституционную возможность защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

Отметим, что самозащита в нашей стране впервые возве­дена на конституционный уровень с принятием Конститу­ции РФ 1993 г. В конституционном положении ч. 2 ст. 45 воплощен тезис Итогового документа Венской встречи пред­ставителей государств-участников Совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо «ува­жать право граждан самостоятельно или совместно с други­ми вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека». Самозащита имеет различные формы, ог­раниченные действующим российским законодательством и обусловленные тем, какое право лица нуждается в защите.

Конституционные формы самозащиты связаны с их субъектом. Например, в ч. 2 ст. 45 речь идет о «каждом»; в ст. 32 — о «гражданах Российской Федерации», которые имеют право на обращения, одна из разновидностей кото­рых — жалоба — напрямую связана с самозащитой; в ч. 3 ст. 50 — о «каждом осужденном».

В Конституции РФ наряду с индивидуальными консти­туционными формами самозащиты закреплены ее коллек­тивные проявления: каждый имеет возможность защищать свои права и свободы через общественные объединения (на­пример, профессиональные союзы, некоммерческие и пра­возащитные организации).

Конституционные формы самозащиты также зависят от содержательной группы прав и свобод человека и гражда­нина, нуждающейся в защите. Так, самозащита политиче­ских прав и свобод российских граждан может осуществ­ляться в предусмотренных Конституцией РФ формах: мир­ные, без оружия, митинги, шествия, демонстрации, пике­тирования (ст. 31), проведение которых упорядочено Феде­ральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митин­гах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; самоза­щита трудовых прав конституционно допускается посредством

 

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 271


забастовки (ч. 4 ст. 37). Самозащита признана также фор. мой защиты гражданских прав (ст. 12 ПЕС РФ). Она допуска­ется без обращения в суд, а способы самозащиты должны соответствовать нарушению и не выходить за пределы дей­ствий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Помимо общих форм самозащиты, в Конституции Рф предусмотрены также ее специальные формы. К их числу отнесем, например, право обвиняемого в совершении пре­ступления на рассмотрение его дела судом с участием при­сяжных заседателей (ч. 2 ст. 47). Этот важный процессуаль­ный принцип, распространяющий свое действие на всех лиц, имеющих такой формальный процессуальный статус, приоб­ретает свойства самозащиты как только лицо выразит в фор­ме ходатайства свою волю по данному поводу. Обвиняемый по собственному желанию, опираясь на ч. 2 ст. 47 Конститу­ции РФ, просит, чтобы его дело разрешалось «судьями фак­та»[97], не зависящими от государственной власти. В данном случае актуализируется специфический случай конституци­онного права каждого на самозащиту (ч. 2 ст. 45).

Аналогичные трансформации происходят также с про­цессуальными принципами, нашедшими конституционное закрепление в ч. 2 ст. 48, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 51: если задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в со­вершении преступления изъявит желание воспользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления об­винения, то ему не может быть отказано; надлежаще офор­мленные просьбы осужденного о пересмотре приговора вы­шестоящим судом, о помиловании или смягчении наказа­ния не могут оставаться без рассмотрения; любой, приняв­ший решение не свидетельствовать против самого себя, сво­его супруга и определенного федеральным законом круга близких родственников, не обязан этого делать.

Исходя из вышеприведенных рассуждений, конституци­онная возможность самозащиты в юридическом смысле — зто не запрещенные законом правозащитные требования и претензии лица и корреспондирующая им обязанность уполномоченных органов отнестись к ним в установленном Конституцией РФ, иными законами порядке. Ряд конститу­ционных требований лица, прибегнувшего к самозащите, должен быть удовлетворен без каких-либо усмотрений.

272 | Конституционное право Российской Федерации


В связи с правом на самозащиту отметим, что гражда­нин РФ» имея конституционное право на обращение, по собственному усмотрению решает, куда ему направить жалобу: в судебные или административные органы, в государственные или муниципальные структуры, в общественные организации, к руководителям предприятий и организаций, средства массовой информации. Такой выбор делается на основе собственного или стороннего правозащитного опыта с целью получения наиболее полной защиты нарушенных прав и законных интересов, что позволяет говорить о «вторичном факторе самозащиты». Со стороны государства опре­делено, что в любом случае обращения должны разрешаться в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. М° 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Помимо обычных и специальных форм самозащиты нами выделена группа ее нетипичных форм. Они применимы к защите определенных прав и свобод граждан. Так, допустима защита лица либо прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причи­нения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства. Может устраняться опасность, угрожающая личности или правам данного лица или других граждан, если при данных обстоятельствах этого нельзя было сделать другими средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный (ситуация крайней необходимости). К исключительным формам самозащиты можно отнести ее осуществление с использованием оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

Таким образом, самозащита как конституционный вид правозащитной деятельности осуществляется лицом в не запрещенных для этого формах, как правило, актуализиру­ет выполнение соответствующими государственными орга­нами вмененных им обязанностей. Различаются конститу­ционные и иные способы самозащиты каждым своих прав и свобод. Самозащита может осуществляться в обычных, спе­циальных и нетипичных формах индивидуальными и кол­лективными субъектами.

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 273


8.4. Обжалование в суд действий и актов государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

В настоящее время расширилась сфера реализации функций: правосудия как средства защиты гражданина от произвольных действий со стороны государственных и муниципальных органов, должностных лиц и т.д. Вместе с тем с дует отметить, что в России существует два основных спосо ба защиты прав граждан: судебный и административный.

Судебный порядок рассмотрения административно-правовых споров имеет ряд очевидных достоинств перед порядком разрешения спора в органах исполнительной власти, то есть в порядке подчиненности. Правосудие отличается от других государственных функций специфичностью метода решаемых им задач. Являясь разными видами государственной деятельности, правосудие и управление наделены опре­деленными преимуществами и недостатками в отношении друг друга. Достоинства судебных органов заключаются в значительном уменьшении возможности необъективного ведомственного влияния на окончательное решение вопроса.

Суд представляет собой специальный орган, осуществляющий разрешение социальных конфликтов по поводу реального или предполагаемого нарушения норм права. Он независим ни от одной ветви власти и наделен конституционными гарантиями этой независимости. Отсутствие у суда какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, подчинение его только закону, широкая гласность обсуждения, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств, состязательность процесса, детальная процессуальная регламентация судебного разбирательства и вынесения решения, небольшая государственная пошлина, иные демократические принципы судопроизводства являются об­щепризнанными достоинствами судебной процедуры.

Таким образом, судебный порядок отличается большими юридическими гарантиями, обеспечивающими твердую по­зицию гражданина как полноправной стороны спора. Пре­имущество судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений администрации состоит и в том, что уже само право обращаться с жалобой в суд играет существенную роль в укреплении законности в сфере исполнительной власти.

 

 

274 | Конституционное право Российской Федерации


 

Как свидетельствует практика, количество незаконных дествий и решений государственных органов и их должностных лиц достаточно велико. Зачастую нарушаются наиболее важные права граждан, которым трудно добиться защиты, поскольку их возможности далеко не равны с воз­можностями государства, его органов и должностных лиц. Поэтому обеспечение гражданам равенства в судебном споре с государством и судебной защиты при нарушении их прав и свобод от действий и решений государственных органов — одна из важнейших задач суда.

Надежным и эффективным инструментом реализации права на судебную защиту стал Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан» (с последующими изменениями и дополнениями). Закон снял препоны, установленные ранее действовавшим за­коном и в ряде случаев мешавшие гражданину обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения пред­ставительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления.

Итак, в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными дей­ствиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объе­динений или должностных лиц нарушены его права и сво­боды. При этом не только основные (конституционные), но и отраслевые права и свободы находятся под защитой суда. В суд можно обратиться за защитой права, которое предос­тавлено гражданину не только в конституционном и за­конодательном порядке, но и подзаконным нормативным актом.

Право на судебную защиту принадлежит каждому фи­зическому лицу, в том числе и недееспособному, которое может защищать свои права в суде через представителя (в частности, адвоката), родителя, иного законного пред­ставителя. Однако в связи с расширением права на судеб­ную защиту возникают дела, по которым в суд с жалобами на действия органов власти обращаются группы граждан, круг которых чаще всего невозможно определить (напри-

 

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 275


 

мер, жители города). Такие дела также подведомственны суду и должны разрешаться, как и дела по жалобам отдель­ных граждан на действия (акты), имеющие индивидуальное значение, в зависимости от законности или незаконности последних.

Дела об обжаловании неправомерных действий отнесены к делам, возникающим из административно-правовых отно­шений. Поскольку эти дела, в отличие от дел, носящих бесспорный характер, — дел особого производства (гл. 26- 33 ГПК) — возбуждаются в суде вследствие нарушения прав и свобод граждан (т.е. в связи со спором о праве, хотя и не являющемся материально-правовым), логичнее было бы в законодательном порядке отнести их рассмотрение к иско­вому производству. Это отмечается вполне справедливо в юридической литературе.

Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия, бездействие. Под решением надо понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать федеральные конституционные, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, но не вообще, не априори, а лишь в случаях, когда тот или иной нормативный акт, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушил его права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов принимают вид прика­зов, распоряжений, приговоров и т.д. Могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения). В суд могут быть обжалованы действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия для осуществления прав и сво­бод; на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность; гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В жалобе должно быть указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение должностным лицом или органом государства полномочий служит основанием для обжалова­ния, если это повлекло нарушение прав гражданина.

Объектом обжалования могут быть решения и действия органов и должностных лиц всех ветвей (законодательной, исполнительной, судебной) и уровней (федерального, субъектов РФ, муниципального) власти. Сфера обжалования рас-

 

276 | Конституционное право Российской Федерации


 

пространяется также на частные, акционерные и смешан­ные предприятия и учреждения.

В соответствии с российским законодательством жалоба может подаваться гражданином по его усмотрению в тече­ние 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении его прав и свобод, в суд по месту нахождения органа (должно­стного лица), действия которого оспариваются, или по мес­ту жительства гражданина. Жалобы рассматриваются су­дом в порядке гражданского судопроизводства. Дело рас­сматривается судом в коллегиальном составе, но с согласия лица, подавшего жалобу, может быть рассмотрено судьей единолично. Законность совершения обжалуемых действий должна проверяться судом на основании всестороннего, пол­ного и объективного исследования собранных по делу дока­зательств. Признав обжалуемое действие законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы. В случае признания обжалуемых действий неправомерными, выносится реше­ние об удовлетворении жалобы и суд обязывает ответчика устранить допущенное нарушение, восстановить нарушен­ные права и свободы гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности. В случае причинения неправо­мерными действиями государственных органов, обществен­ных организаций и должностных лиц материального ущер­ба, он может быть возмещен заинтересованному лицу при наличии спора путем предъявления иска. Решение суда обя­зательно для всех органов государства и должностных лиц.

Конституция РФ (ст. 46) допускает обжалование в суд решений и действий всех правоохранительных органов: про­куроров, следователей, дознавателей, начальников испра­вительно-трудовых учреждений, внешней разведки, налого­вой полиции, таможенной службы и т.д. До недавнего вре­мени решения и действия данных органов и должностных лиц обжаловались в прокуратуру, которая считалась ос­новным надзирающим и контролирующим органом в сфере правоохранительной деятельности (Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Теперь роль прокуратуры, ее контрольные функции все более передаются судам. Иметь же два контролирующих органа с одинаковыми функциями не имеет смысла, роль прокуратуры должна измениться в сторону выявления на­рушений, а окончательное решение остается за судом.

 

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 277
Как показывает изучение судебной практики, дел по жа­лобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, рассматривается судами немного.

Малое количество подобных дел отнюдь не свидетель­ствует о строгом следовании букве закона действий и реше­ний государственных органов, должностных лиц. Это связано с господствующим среди рядовых граждан мнением о бессилии личности перед произволом власти. Поэтому граж­дане не возлагают особых надежд на судебную власть в деле защиты их прав, нарушенных действиями и решениями го­сударственных органов и должностных лиц. В связи с этим должны быть предприняты меры, изменяющие сложившее­ся положение. В обществе должен повышаться авторитет судебной власти, должно прививаться гражданам убежде­ние в необходимости противостоять незаконным действиям и актам властей, защищать в судебном порядке нарушенные права. Очевидно, этим целям должна способствовать демонстрация эффективности деятельности судебной власти, ее независимости и принципиальности. С другой сторо­ны, повышение авторитета судебной власти в защите прав граждан, нарушенных властями, и изменение отношения граждан к этой проблеме заставит государственные органы и должностных лиц всерьез обратить внимание на этот вопрос. В этом случае государственные органы и должностные лица будут стараться воздерживаться от решений и актов, нарушающих права и свободы граждан, будут совершать более обдуманные, полностью соответствующие предписа­ниям закона действия. В противном случае эти действия будут обжалованы гражданами в суд, виновные понесут зас­луженное наказание.

Следует обратить особое внимание на деятельность Конституционного Суда РФ по защите прав и свобод граждан (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). В системе правозащитных механизмов современного цивилизованного государства осо­бая роль отводится институту конституционного контроля. Именно судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой передан конституционный контроль в России.

Конституция РФ 1993 года отнесла к полномочиям Кон­ституционного Суда (КС) РФ защиту прав и свобод челове­ка и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, толкование федеральной Конституции (исключительная прерогатива КС).-Его решения по этому поводу являются обязательными для всех органов законо-

 

278 | Конституционное право Российской Федерации


 

дательной, исполнительной и судебной власти. Осуществ­ляя толкование норм Конституции, в том числе касающих­ся прав и свобод человека и гражданина, КС способствует дальнейшему развитию и углублению их содержания, а также степени их юридической защищенности.

Конституционный Суд РФ действует на основе Федераль­ного конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ ♦О Конституционном Суде Российской Федерации» (с после­дующими изменениями и дополнениями).

Важнейшим нововведением в системе конституционного контроля представляется процедура конкретного контро­ля, т.е. рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. В условиях проведения в России реформ практически во всех отраслях права и внесения изменений в действующее законодательство значение такой формы кон­троля невозможно переоценить. Разбирая конкретное дело, суд будет обязан следить за тем, чтобы подлежащий приме­нению закон соответствовал Конституции РФ. Право любо­го суда поставить вопрос о конституционности закона, с одной стороны, расширяет ответственность судов, а с другой — освобождает от нравственного упрека, давая возмож­ность не применять неконституционные, с их точки зрения, законы. Если у суда возникнут сомнения в этом, он вправе приостановить процесс и направить запрос в Конституци­онный Суд России. Это, несомненно, весьма способствует укреплению гарантий прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной практике российского правосудия.

Важное место в системе правозащитных механизмов от­водится индивидуальной конституционной жалобе, откры­вающей человеку и гражданину как субъекту прав и свобод прямой доступ в органы конституционного контроля. В со­ответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» право на индивидуальную или коллективную жалобу на нарушение конституционных прав и свобод предоставляет­ся гражданину или объединению граждан, чьи права и сво­боды нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким образом, допусти­мость жалобы непосредственно увязывается с фактом при­менения закона, затрагивающего права и свободы в конк­ретном деле. Это значит, что граждане не могут обжаловать любой принятый закон вне связи с конкретной и реальной

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 279


 

угрозой для их прав и свобод, возникшей при его применении. Но с другой стороны, рассмотрение индивидуальны жалоб может выявить не только нарушение конституцион­ных прав и свобод гражданина в каждом конкретном случае, что важно и само по себе, но антиконституционность право­применительной практики по какому-либо вопросу в целом. Вот почему наделение Конституционного Суда РФ правом принимать и разрешать определенные Федеральным консти­туционным законом от 21 июля 1994 г. категории индиви­дуальных жалоб принципиально важно.

Таким образом, институт индивидуальной жалобы в об­новленном варианте еще в большей степени служит осуще­ствлению контроля за соблюдением прав и свобод в системе управления и правосудия. Возможности усиления такого контроля значительно расширяются благодаря тому, что Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 года существенно упрощает, по сравнению с прежним актом, условия подачи и приема ин­дивидуальной жалобы. Таким образом, роль Конституцион­ного Суда Российской Федерации в защите конституцион­ных прав и свобод граждан весьма существенна.

Защита прав граждан


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: