Судебная защита чести и достоинства, частной жизни граждан и неприкосновенности их жилища

Каждый человек представляет собой высшую ценность, как существо, наделенное разумом, волей и чувствами. Дос­тоинство — признание за гражданином этой ценности неза­висимо от того, что он о себе думает и что о нем думают другие. Осознание и признание абсолютной ценности чело­веческой личности — результат развития общества.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 21) гарантирует гражданам защиту достоинства человеческой личности. Эта гарантия дается любому человеку, т.е. ставится знак равенства меж­ду человеком и личностью. Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но также ребенка и душевнобольного.


 

В ч. 1 ст. 21 Конституции РФ большую смысловую нагрузку несет слово «ничто». Ни преступление, повлекшее заточение правонарушителя в тюрьму или колонию, ни обездоленность и нищета, ни тяжкая позорная, по общеприня­\тым представлениям, болезнь — ничто не может служить основанием для умаления достоинства человеческой личности.

Личность, ограниченная в правах или поставленная в служебную (иную) зависимость, требует подчеркнутого ува­жения своего человеческого достоинства.

Если гражданин считает, что его честь и достоинство пострадали в результате действий других лиц, он может обратиться в суд. Вопросы судебной защиты чести и досто­инства граждан регламентируются соответствующими ста­тьями Уголовного кодекса и Гражданского кодекса Россий­ской Федерации.

Таким образом, существуют и гражданско-правовые сред­ства защиты чести и достоинства — предъявления в суд исков о возмещении морального вреда, причиненного рас­пространением порочащих человека сведений, и их опро­вержения. Следует отметить, что гражданско-правовая за­щита чести и достоинства возможна лишь при наличии со­вокупности трех условий: распространения сведений о дру­гом лице; порочащего характера этих сведений; несоответ­ствия распространяемых сведений действительности.

При этом бремя доказывания истинности сведений воз­ложено на того, кто их распространил. Порочащие сведе­ния, опубликованные в печати, в случае признания их су­дом недействительными опровергаются в печати. Суд про­извольно определяет сумму денежной компенсации за при­чинение морального вреда, поскольку нет четких правовых критериев для ее исчисления.

Россия связана обязательствами, вытекающими из Кон­венции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 10 декабря 1984 г.), из Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и Протоколов к ней № 1 и № 2 от 4 ноября 1993 г., подписанной от имени Российской Федерации в Страсбурге 28 февраля 1996 года и ратифицированной Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 44-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесче-

 

 

284 | Конституционное право Российской Федерации


ловечного или унижающего достоинство обращения или. наказания и Протоколов к ней» и других международных актов. Лицо, считающее, что оно подвергается пыткам, впра­ве обратиться с жалобой в суд. Уголовный Кодекс (УК) Российской Федерации в развитие ст. 21 Конституции РФ ввел уголовную ответственность за преступления, связан­ные с жестокостью, насилием или посягающие на честь и достоинство человеческой личности.

Таким образом, реализация возможностей уголовно-пра­вовой и гражданско-правовой защиты в суде чести и досто­инства в полной мере обеспечивает охрану прав и свобод человека в этой сфере.

В ст. 23 Конституции установлено право на неприкосно­венность частной жизни, личную и семейную тайну.

Частная жизнь — это функционирование человека в осо­бой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отноше­ний, не подлежащих контролю со стороны государства, об­щественных организаций, граждан. Частная жизнь защи­щается судом. УК РФ устанавливает уголовную ответствен­ность за: разглашение тайны усыновления против воли усы­новителя; разглашение данных предварительного следствия и дознания; нарушение тайны переписки, телефонных пере­говоров и телеграфных сообщений граждан; нарушение не­прикосновенности жилища: незаконный обыск, незаконное выселение и иные преступления против правовой автоно­мии личности.

Вынужденная необходимость разглашения личных и се­мейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: в области борьбы с преступностью; при защите здоровья граждан; при объявлении чрезвычай­ного и военного положения.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 23) требует судебного решения для всякого ограничения тайны переписки, телефонных пе­реговоров, телеграфных и иных сообщений. Но российское законодательство об оперативно-розыскной деятельности[99] допускает существенное вторжение органов государства в частную жизнь граждан без судебного ордера, предусматри­вая внепроцессуальные методы наблюдения за личностью, контроля за почтовыми отправлениями, прослушивание телефонных и иных переговоров. В законодательных актах

 

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 285


четко не указан круг лиц, о частной жизни которых допус­кается получение соответствующих сведений, и процедура их получения. В этом отношении они не соответствуют тре­бованиям Всеобщей декларации прав человека от 10 декаб­ря 1948 года и ст. 23 Конституции РФ. Таким образом, законодатель должен четко ограничить ситуации, связан­ные с необходимостью вынужденного нарушения права не­прикосновенности частной жизни, особенно не требующие получения судебного ордера. Эта проблема тесно сопряжена с проблемой соблюдения и защиты прав граждан.

Необходимо отметить также, что суд выступает как га­рант неприкосновенности жилища, которая установлена ст. 25 Конституции. Запрет проникновения в жилище имеет в виду не только недопустимость вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище. Законное про­никновение в жилище возможно в двух ситуациях: при не­предвиденных чрезвычайных ситуациях; при защите пра­вопорядка.

В ст. 25 Конституции не установлено, в каких именно случаях должно быть получено судебное решение. А по дей­ствующему законодательству (отраслевому) судебного реше­ния для проникновения в жилище вообще не требуется, хотя оно совершенно необходимо в ситуациях, когда следо­ватель, прокурор, оперативный работник намерены про­никнуть в жилище.

Если работники соответствующих органов государства незаконно проникли в жилище, то их действия могут быть обжалованы гражданином в суд как неправомерные.

В рамках данного вопроса был рассмотрен механизм за­щиты прав граждан по суду. Поскольку законодателем в последние годы были существенно расширены возможности судебной защиты прав и свобод, то, разумеется, существен­но увеличилась и практика судов по делам такого рода. Защита прав и свобод граждан стала одной из важнейших задач судебной власти в России, где она выступает как га­рант защиты и восстановления самых различных нарушен­ных прав и свобод. Особенно это важно в уголовно-право- вой сфере, где речь зачастую идет о судьбе человека и даже о его жизни. Однако путь реформ необратим, и при умелом, взвешенном и грамотном реформировании судебная власть может и обязана стать надежным гарантом защиты прав человека.

 

286 | Конституционное право Российской Федерации


 

Активная и успешная правовая самозащита личности немыслима без опоры на органы прокурорского надзора (Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федера­ции «О прокуратуре Российской Федерации» (с последую­щими изменениями и дополнениями)). Речь идет прежде всего об обращениях к прокурору, который в рамках осу­ществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина рассматривает и проверяет заявления, жало­бы и иные сообщения об их нарушении; разъясняет постра­давшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или ар­битражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное звучание, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Вместе с тем, по нашему мнению, при всей значимости прокурорского надзора в реализации правовой самозащиты личности приоритет следует отдать судебному порядку осу­ществления таковой.

Правовая самозащита личности генетически связана с проблемами ее юридической ответственности и является од­ним из принципов последней. Фактически та совокупность прав лица, привлеченного к ответственности, которая дает ему возможность участвовать в исследований обстоятельств дела и отстаивать свои законные интересы, и является кон­кретным воплощением его права на самозащиту. Речь идет прежде всего о закрепленных законом процессуальных нор­мах, обеспечивающих личности возможность знать, в чем именно состоит обвинение, оспаривать его, участвовать в анализе и рассмотрении обстоятельств дела, пользоваться помощью адвоката, обжаловать применение мер пресечения

 

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 287


и другие акты, предшествующие принятию решения, обжаловать само решение и порядок его исполнения и другое[100]. Как верно отмечено О.Э. Лейстом, с правом на защиту сил связан ряд дополнительных принципов ответственности, к числу которых относится «недопустимость изменения к худшему» (reformatio in pejus), т.е. ухудшения правового положения лица, обжалующего решения, например, применение выс­шей судебной инстанцией более строгой санкции по делу, которое рассматривается ею по жалобе осужденного, а рав­но усиления административного или дисциплинарного взыс­кания при обжаловании.

Весьма примечательно, что после официальной ратифи­кации Россией Конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод 1950 года Россия взяла на себя обязательств» гарантировать на своей территории каждому человеку, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, на­личие эффективных средств правовой защиты перед госу­дарственными органами, даже если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном каче­стве (ст. 13 Конвенции).

Учитывая, что конституционные предпосылки для со­блюдения этих требований в Российской Федерации имеют­ся (ст. 45 Конституции Российской Федерации провозгла­шает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется и что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом), это означает, что человек, исходя из принципа непосредственного действия конституционных норм о пра­вах и свободах (ст. 18), вправе сам защищать их, опираясь на Конституцию РФ.

8.7. Уполномоченный по правам человека

В правовых государствах, начиная с античных времен, учреждался защитник гражданских прав: народный три­бун в Древнем Риме был наделен полномочиями наложить «вето» на любой закон, противоречащий правам квиритов (полноправных граждан). Современные государства учреж­дают правовой институт, обозначаемый словом «омбудсмен».

Он занимает важное место в системе органов, осуществ­ляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищает права граждан от произвола госу­дарственных органов управления и злоупотребления влас­тью со стороны чиновников, занимает институт омбудсме-

 

288 | Конституционное право Российской Федерации


на. Его создание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между ли­цами, наделенными властью и управляемыми. Сегодня институт омбудсмена по справедливости считается важным фак­тором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти, формой несудебного контро­ля. Ведомство омбудсмена возникло в начале XVIII века в Балтийском регионе в Швеции.

В государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномочен­ное парламентом на охрану прав отдельных граждан, и опос­редованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без нрава изменения принятых ими решений. Второй страной, учредившей подобный орган, стала Финляндия (1920 г.).

Затем этот институт был создан в Норвегии (1952 г.), Дании (1955 г.), Западной Германии (1957 г.), Новой Зелан­дии (1962 г.), Израиле (1966 г.), Великобритании (1967 г.) и т.д.

Опыт свидетельствует, что потребность в этом институте возникает прежде всего тогда, когда существующие инсти­туты не удовлетворяют решению всех контрольных задач в отношении государственного управления и возникает необ­ходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола, то есть возрастание государ­ственной и административной деятельности способствует возникновению противоречий интересов между государствен­но-административными органами и гражданами.

В настоящее время существует более 100 омбудсменов в различных странах мира. Причем в разных странах это должностное лицо может называться по-разному: медиатор (Франция, 1973 г.), проведор (Португалия, 1975 г.), упол­номоченный по правам граждан (Польша, 1987 г.), народ­ный защитник (Испания, 1981 г.), а например, в Танзании (1966 г.) — это коллективный орган — Постоянная комис­сия по расследованию[101].

Многозначность наименований связана и определяется прежде всего исторически различной средой, философскими подходами и влиянием конституционно-политических сис­тем. В то же время при всем многообразии форм этого ин­ститута есть достаточно оснований говорить о его единой

 

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 289


концепции. Для института омбудсмена характерным является прежде всего то обстоятельство, что эта должность су­ществует в рамках парламентаризма и направлена на контроль определенной деятельности государственных органов.

В России никогда не существовало подобного института. Вместе с тем происходящие в нашей стране процессы ста­новления новой российской государственности, нового кон­ституционного строя, появление новых органов федераль­ной власти требуют совершенствования старых и создание новых правовых механизмов, направленных на реализацию прогрессивных идей в сфере обеспечения прав граждан, ус­тановление деловых и конструктивных отношений граждан с органами власти и администрацией.

Эти процессы дают мощный импульс для активного по­иска различных правовых инструментов, методов и средств обеспечения и защиты прав, свобод, чести и достоинства личности. В настоящее время в нашей стране существует много средств, направленных на защиту прав граждан.

Это — административный способ защиты прав, судебный контроль[102], прокурорский надзор[103]. Однако вместе с тем следует заметить, что права граждан еще очень часто нару­шаются, а представленные способы их защиты недостаточ­но эффективны, так как не акцентированы исключительно на защите прав человека и гражданина. В этой связи возни­кает проблема совершенствования существующих методов и создание новых инструментов, гарантирующих и охраняю­щих права личности. Эти вопросы взаимосвязаны. Инсти­тут омбудсмена рассматривается как дополнительное, а не альтернативное средство правовой защиты в системе иных механизмов правозащитной деятельности.

В официальных документах России впервые речь об упол­номоченном по правам человека зашла в Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденная Постанов­лением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 года[104].


 

Статья 40 названной Декларации фиксировала, что парла­ментский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на «Пар­ламентского уполномоченного по правам человека. Парла­ментский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народ­ный депутат РСФСР». Полномочия Парламентского упол­номоченного по правам человека и порядок их осуществле­ния предполагалось установить законом, однако такого акта в России, входящей в состав СССР, принято не было.

Конституция РФ предусматривает введение должности Уполномоченного по правам человека ч. 1 п. «д» ст. 103. Внесение подобной статьи в российскую Конституцию озна­чает признание на высшем государственном уровне приори­тета человека, его прав и свобод. Поскольку назначение на должность (освобождение от должности) Уполномоченного осуществляется Государственной Думой, то логичнее назы­вать его думским Уполномоченным, а не парламентским, как оговорено в Декларации 1991 года.

Воплощение названной конституционной идеи потребо­вало дальнейшего законодательного урегулирования россий­ского варианта модели омбудсмена. В целях реализации кон­ституционного положения в феврале 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[105].

Омбудсменовскую схему защиты личности целесообразно рассматривать в качестве способа «приращения арсенала» современной российской демократии. Думский Уполномо­ченный защищает право граждан на «хорошее управление», которое, не получив в России конституционного закрепле­ния, выводимо из смысла Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». Хорошее управление строится на букве закона с учетом «духа» юридических норм, на этико-административных пра­вилах. Навыки и привычки хорошего управления форми­руются, в том числе, на основе и благодаря правозащитной работе Уполномоченного. Интериоризация «омбудсменов- ского» образа мышления, предполагающего толерантные от-


 

ношения гражданина и государственного аппарата, потре­бует десятилетий. Вместе с тем в управленческой системе не может не быть служащих, которые способны поддержать усилия думского Уполномоченного не только по должност­ным, но и морально-ценностным мотивам.

Омбудсмен позволяет государству иметь отчетливое пред­ставление об индивидуальных и общественных интересах в их взаимоотношениях с государственными структурами. Таков один из алгоритмов конструктивного институциональ­ного взаимодействия в реализации конституционного прин­ципа о высшей ценности человека, его прав и свобод. На Уполномоченного ложится задача по ревизии подзаконных актов органов власти субъектов Федерации, затрагивающих права человека, чтобы привести их в соответствие с Кон­ституцией и федеральными законами. К такому соответствию необходимо привести и ведомственные инструкции, ущем­ляющие права и свободы личности.

Таким образом, исторически сложившийся и заслужив­ший авторитет институт омбудсменства «обозначился» в России как Парламентский Уполномоченный в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года, а «при­вился» с принятием Конституции 1993 года и соответству­ющего Федерального конституционного закона в 1997 году как думский Уполномоченный.

Уполномоченный по правам человека РФ призван защи­щать права человека и гражданина, нарушенные органами власти и управления. Одновременно информация о наруше­ниях прав и свобод человека и гражданина в России, предо­ставляемая Уполномоченным, служит объективной основой для принятия государством действенных управленческих решений в гуманитарной сфере.

Уполномоченный по правам человека является допол­нительным, а не альтернативным средством защиты прав и свобод человека и гражданина в системе иных механизмов правозащитной деятельности.

Согласно главе 19 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномо­ченный по правам человека в России назначается на долж­ность и освобождается от должности Государственной Ду­мой большинством голосов от общего числа депутатов тай­ным голосованием. Предложения о кандидатах на долж­ность Уполномоченного по правам человека могут вносить-

292 | Конституционное право Российской Федерации


ся в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Фе­дерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченно­го по правам человека, а также в случаях досрочного пре­кращения полномочий (в том числе освобождения от долж­ности) Уполномоченного по правам человека, предусмотрен­ных статьями 11 и 13 Федерального конституционного зако­на «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Предложенные кандидатуры должны соответ­ствовать требованиям статьи 6 вышеназванного закона: граж­данин России, достигший 35-летнего возраста и имеющий познания в области защиты прав и свобод человека.

Каждый кандидат, предложенный на должность Уполно­моченного по правам человека, выступает на заседании Го­сударственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мне­ние по предложенной кандидатуре, выступать за или про­тив нее. В список для тайного голосования включаются кан­дидатуры, получившие не менее двух третей голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы.

Приведение к присяге лица, назначенного на должность Уполномоченного по правам человека, производится пред­седательствующим на заседании Государственной Думы. Текст присяги хранится в Государственной Думе.

Средства на деятельность Уполномоченного и его аппа­рата прописываются в федеральном бюджете отдельной стро­кой. Что свидетельствует о значимости и перспективности данного института, а также обеспечивает его независимость.

Динамика обращений граждан к федеральному Упол­номоченному по правам человека демонстрирует не толь­ко доверие к данному органу, но и масштабы нарушений. Если взять количество обращений в первый год работы Уполномоченного за 100%, то можно показать динамику: 1998 г. — 100% (6978 обращений), 1999 г. — 326% (22 815 обращений), 2000 г. — 356% (24985 обращений), 2001 г. — 430% (30 056 обращений), 2002 г. — 480% (33 455 обращений), 2003 г. — 645% (45 000 обращений), 2004 г. — 436% (30 392 обращения), 2005 г. — 479% (33 424 обращения).

Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Фе-

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 293


 

дерации» его ст. 5, в соответствии с конституцией (уста­вом), законом субъекта Российской Федерации может уч­реждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Финансирование его дея­тельности осуществляется из средств бюджета субъекта РФ.

Практика показывает, что институт Уполномоченного по правам человека в России развивается путем укрепления его региональных и специальных звеньев (в 29 субъектах РФ приняты законы об уполномоченном по правам челове­ка, а в 22 субъектах уполномоченные назначены; в стране учреждено 15 уполномоченных по правам ребенка: 12 — на уровне субъектов РФ и 3 — на уровне муниципальных об­разований. В 5 субъектах РФ пост уполномоченного по пра­вам ребенка введен на основании законов субъектов Федера­ции, а в остальных — на основании актов глав исполни­тельной власти субъектов Федерации. Из 15 уполномочен­ных — трое работают на общественных началах).

294 | Конституционное право Российской Федерации


 

Глава 9

Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: