Глава 11. Государственные органы РФ 395


 

что, согласно самой Конституции, Совет Федерации не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора от должности по представлению Президента РФ. По своей инициативе он этого сделать не может, равно как и Президент не может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации.

Вопрос об освобождении Генерального прокурора от должности рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ в присутствии Генерального прокурора, которому по его просьбе должно быть предоставлено слово. Если предложение об освобождении Генерального прокурора от должности не собрало требуемого для принятия постановления большинства голосов, оно отклоняется постановлением же, для принятия которого специального голосования не требуется (конституционность и этого положения также сомнительна).

9. Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе с Государственной Думой в формировании Счетной палаты, в соответствии с ч. 5 ст. 101 назначая заместителя Председателя палаты и 6 из 12 ее аудиторов.

Государственная Дума самостоятельно и независимо от другой палаты осуществляет те полномочия, которые определены ст. 103 Конституции РФ. Конечно, в ряде случаев осуществлению Думой указанных полномочий должно предшествовать какое-то юридическое событие или юридический факт, включая действия других государственных органов, однако решение Думы ни от воли, ни от действий этих органов не зависит. Оно представляет собой властный акт и обладает юридической силой. Эти полномочия Думы обеспечивают, в частности, осуществление ею парламентского контроля.

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Данное полномочие Государственной Думы предусматривает ее участие в формировании Правительства РФ. Такая конституционная норма тесно связана с положениями п. «а» ст. 83, ст. 111, ч. 5 ст. 117 Конституции РФ.

Кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ представляет в Думе либо сам Президент, либо его полномочный представитель. Дума рассматривает представление в течение последующей недели.

В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели вносит новую кандидатуру, вопрос о даче согласия

396 | Конституционное право Российской Федерации


на которую решается в том же порядке. При двукратном отклонении представленных кандидатур Президент вправе представить третью, вопрос о которой решается в том же порядке. Нельзя, однако, не отметить, что положения Регламента, по существу запрещающие Президенту представлять в случае отклонения повторно ту же кандидатуру, не могут считаться для него обязательными, ибо Регламент — внутренний акт Государственной Думы. Другое дело, что из ч. 4 ст. 111 Конституции следует, что из трех максимально возможных представлений не менее двух должны относиться к разным кандидатурам.

2. Решение вопроса о доверии Правительству. Полномочие, записанное в комментируемом пункте, дает Государственной Думе возможность, хотя и в ограниченной мере, препятствовать осуществлению нежелательной для нее политики Правительства Российской Федерации. Данная конституционная норма тесно связана с положениями п. «в» ст. 83, п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. Вотум недоверия Правительству означает правительственный кризис, который может быть разрешен либо отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Думы, либо роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент Российской Федерации легче нашел бы взаимопонимание в вопросе о кандидатуре главы Правительства и, соответственно, о правительственной политике.

3. Полномочия по назначению Председателя Центрального Банка. Председатель Центрального банка России — одна из ключевых фигур в системе управления экономикой страны. Не случайно конституционализация центральных банков стала одной из тенденций современного конституционного развития в мире. Председатель Банка России назначается Государственной Думой сроком на четыре года. Кандидатуру для назначения Президент Российской Федерации должен представить не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий предыдущего Председателя. Дума вправе освободить Председателя Банка России от должности по представлению Президента. Помимо истечения срока полномочий, освобождение от должности может иметь место только в нескольких случаях.

4. Назначение на должность и освобождение от долж­ности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Государственная Дума на паритетных на

 

Глава 11. Государственные органы РФ [ 397


чалах с Советом Федерации участвует в формировании Счетной палаты, статус которой урегулирован Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.123 Как и Совет Федерации (см. п. «и» ч. 1 ст. 102), Государственная Дума назначает 6 аудиторов Счетной палаты на 6-летний срок, однако наряду с этим в отличие от Совета Федерации назначает не заместителя Председателя, а Председателя Палаты. Порядок выборов урегулирован гл. 20 Регламента Думы.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным з­коном. Институт Уполномоченного по правам человека должен, как видно из части «д» ст. 103, регулироваться особым федеральным конституционным законом, который, однако, до сих пор не принят. Порядок назначения на должность Уполномоченного и освобождения его от этой должности регулируется пока что только гл. 19 Регламента Государственной Думы.

Согласно Регламенту назначение должно иметь место на первой сессии каждого созыва. Тем самым Регламент как бы предвосхищает срок полномочий Уполномоченного, который в действительности подлежит установлению федеральным конституционным законом, тем более что в самом Регламенте именно так и сказано.

6. Объявление амнистии. Амнистия есть однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенные преступления до установленной в акте об амнистии даты. Круг этих лиц может быть различным и определяться видом совершенных преступлений, размером назначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, характером работы, выполняемой при отбывании наказания, прежними заслугами и иными обстоятельствами. Амнистия может быть общей или частной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под общие условия акта, частная — на конкретных лиц либо без персональной конкретизации на всех лиц, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время.

Амнистируются как те, кто подвергается уголовному преследованию или осужден, так и те, кто уголовному преследованию не подвергся, хотя должен был подвергнуться.[123]


7. Выдвижение обвинения против Президента Россий­ской Федерации для отрешения его от должности. По во­просу об отрешении Президента Российской Федерации от должности никакого законодательного регулирования нет. Общая характеристика этого института содержится в ст. 93 Конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: