Уровни научного исследования

Уровень научного исследования Цели исследования
Эмпирический Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности
Теоретический Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой

Философия выполняет методологическую функцию по отношению к науке. Методология - способ организации теоретической и практической деятельности. Методология так же представляет собой особую систему правил и нормативов познания. В структуре научного знания выделяется эмпирический и теоретический уровень. Теоретический уровень в свою очередь имеет метатеоретический уровень познания. Эмпирический уровень включает описание процессов и явлений. Основной формой знания здесь выступает научный факт. Основными эмпирическими методами являются: наблюдение, измерение, эксперимент. Теоретический уровень исследования представляет собой изучение причин, а так же сущностных связей и отношений предмета. Основным теоретическим методом выступает объяснение. На основе объяснений формулируются концепции, теории, гипотезы. Другие методы теоретического уровня исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство, моделирование, идеализация.

Метатеоретический уровень представляет собой сферу знания, где формируются правила и стандарты научности. Метатеоретический уровень - философский уровень научности. Для того, чтобы раскрыть смысл метатеоретического уровня знания, американский философ Т. Кун (1922) вводит термин парадигмы. Парадигма - теория, которую принимает сообщество ученых в качестве образца. Кун утверждал, что смена парадигм приводит к научной революции. Важную роль в понятии «парадигма» играют ценности, характерные для той или иной эпохи. Парадигма показывает как формируется теория. Концепции, сформулированные в рамках разных парадигм очень сложно сопоставить. Например, сложно провести сопоставление физики Ньютона (классическая парадигма в физике) и теорию относительности А. Эйнштейна (релятивистская парадигма). Сопоставление данных парадигм приводит к незаслуженному принижению физики Ньютона, что приводит к парадоксам и противоречиям. Парадигма классической физики и теория Эйнштейна дополняют одна другую.

 

Подведем итоги

1. Познание - процесс получения готового знания путем исследования объективного мира. Важной составляющей процесса познания является мыслительная деятельность человека, оперирующая знаками и символами и опосредующая взаимодействие человека с миром.

2. Процесс познания представляет собой систему, составляющими которой являются: объект познания, субъект познания. Человек познает окружающий мир используя свои органы чувств, а так же применяет понятийное мышление. Процесс познания состоит из взаимосвязи чувственного и рационального познания.

3. Познание направлено на поиск истины. Одна из главных составляющих процесса познания – ориентация на истинное знание. Истиной может так же являться духовная реальность, ценности.

4. Научное знание как таковое возникает в связи появлением экспериментального метода (CUII в). Основные критерии научного знания: объективность, рациональность, системность, интерсубъективность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: