Философские проблемы научного познания

Развитие познания приводит к тому, что на определенном этапе появляется научное знание. Научное знание как таковое, как особая область знания возникает в CUII веке в связи с появлением экспериментального знания, эксперимента. Формирование научного знания связано с такими именами как Кеплер (1571 – 1630), Галилей (1564 – 1642), Ньютон (1643 – 1727). Эксперимент - метод познания, согласно которому, явления действительности исследуются в особых, контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории. Экспериментальное знание, которое использовали Кеплер, Ньютон, Галилей, характеризовалось тем, что к физической теории был впервые применен математический анализ. Таким образом, эксперимент является важнейшим элементом научного знания. Что же представляет из себя научное в целом?

Наука - сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности. Понятие «науки» включает деятельность человека по получению нового знания, а так же результат этой деятельности. Эксперимент раздвигал повседневные рамки опыта. Наука начинает развиваться по стандартам крупного машинного производства. Объем научного знания быстро растет. Совокупность новых знаний и их результатов составляют научную картину мира. Научная картина мира - система представлений о мире, возникающая в результате обобщения основных естественно-научных понятий и принципов. Научная картина мира содержит два компонента: концептуальный и чувственно-образный. Концептуальный компонент включает общенаучные, философские категории и принципы (закон сохранения энергии, материя, движение, пространство и время), фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, энергия, биологический вид и др.). Чувственно-образный компонент содержит: наглядные представления о природе (планетарная модель атома, представления о спине электрона).

В чем состоит отличие научного знания от обыденного? Обыденное знание тесно связано с повседневной практической деятельностью человека. Практическое знание является элементом науки. Научное знание как таковое отделено от практической деятельности. Научное и обыденное знание отличаются друг от друга методами, средствами исследования, объемом знаний и результатов. В отличии от обыденного знания наука имеет дело с абстрактным уровнем исследования окружающего мира. Правила и приемы обыденного знания во многом не осознаются человеком. Напротив, научное знание носит рациональный, осознанный характер. Наука вырабатывает систему теоретических и эмпирических исследований, содержит конкретные выводы и доказательства.

Научное знание включает взаимодействие таких компонентов как:

1) субъект познания - личность или группа, обладающая определенным объемом знаний, методологических установок для выполнения той или иной деятельности;

2) объект познания - часть объективного мира, на который направлена деятельность субъекта познания;

3) средства познания - посредники в процессе познания. Обстоятельный анализ средства познания дал Г.Гегель в «Науке логики». Средство познания является важным моментом в достижении истины как конечной цели познания.

Результатом познания является идеальное воплощение связей и отношений объекта. Особенностью результата познания является сходство с оригиналом. В связи с этим важным элементом познания и одним из видов эксперимента является моделирование. Моделирование - метод исследования объектов с помощью их моделей. Метод моделирования - это создание моделей реальных предметов и изучение данных моделей. В качестве моделей выступают модели физических, химических, биологических, а так же социальных явлений. В качестве моделей выступают неорганические системы, инженерные разработки. По своему типу модели делятся на предметные и знаковые. Одним из видов знакового моделирования является математическое моделирование. Так же выделяют моделирование поведения. Моделирование - важная гносеологическая категория, характеризующая сугубо научный метод познания.

Таким образом, результат познания – образ. Образ можно зафиксировать с помощью знака. Знак – предмет, который является представителем какого- либо другого предмета. Такой предмет используется для хранения, переработки и передачи информации. Большое применение знаки находят в абстрактном мышлении (точных и естественных науках), искусстве.

Итак, наука - система теоретических и эмпирических (опытных) знаний о действительности, а так же о способах добывания этого знания. Научный поиск осуществляется с помощью формул, содержащих логику исследования и экспериментальной проверки результатов теоретических исследований. Развитию научного мышления предшествовала мифология. Раннее научное знание начинает формироваться в U- IU веке до н.э. в Египте и Месопотамии. Обратившись к ранним шумерским и египетским записям, можно увидеть, что одним из главных источников развития цивилизации стало появление письменности. Впервые письменность появляется для того, чтобы вести учет собранного и израсходованного урожая. В этих операциях имело место два изменения: изменение порядка и изменение масштаба. Общим фактором, характерным для этой деятельности было возрастание механической упорядоченности, математической точности, специализированных навыков и знаний и - централизованной информации. Такие новые знания напрямую происходили из систематического наблюдения за небосводом и вычисления движения планет, а так же смены времен года.

Несмотря на то, что сведения о вавилонской астрономии и математики почерпнуты из поздних документов, возникновение египетского календаря в начале III тыс. до н.э., говорит о том, что он явился завершением длительного процесса точного наблюдения и образной математической системы счисления. Интерес к движениям небесных светил, обнаружение динамического порядка в их расположении, знаменовали важное достижение цивилизации.

Другой вид знания - знание теоретическое (аксиоматическое) формируется в Древней Греции. Именно там знание теряет свое практическое значение и становится знанием теоретическим.Цифры становятся способом теоретического познания мира. Ведущая роль здесь принадлежит математике. Согласно Евклиду познать мир можно только с помощью математики, с помощью аксиоматического метода. Аксиоматический метод нашел выражение в труде Евклида – «Началах». По мысли Евклида, аксиома – аподиктическое() положение, которое не требует доказательства. Результат аксиом представлял собой то или иное логическое решение, для которого было характерно рациональное доказательство. Таким образом, основной характеристикой античной науки стало противопоставление теоретического знания знанию практическому. В античной науки не существовало экспериментального знания, поскольку античное знание было сугубо теоретическим, умозрительным.

В основе современного научного знания, предпосылкой которого стало экспериментальное знание, формирующееся в Новое Время лежит экспериментальный метод. В современном научном знании формируются следующие критерии науки:

§ объективность. Окружающий природный мир изучается как объект, существующий независимо от нашего сознания. В гуманитарных науках наряду с исследованием объективного мира, изучается так же субъект (человек, сознание, культура).

§ рациональность. Разум - главный критерий в изучении объективного мира. Это положение принято наукой со времен Декарта.

§ системность познания. Упорядоченность, целостность и иерархичность - источники научного рассмотрения предмета. Этот принцип был выдвинут И. Кантом. Согласно Канту упорядоченность является главным критерием научности теории.

§ проверяемость. Экспериментальное знание должно походить испытание на практике. Основное качество экспериментального, научного знания - верифицируемость. Верификация (от лат. verificato- доказательство) – термин, обозначающий установление истинности научных положений.

§ интерсубъективность научного знания. В сферу научного знания не входит тема человека. Проблема человека – сквозная проблема для науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: