double arrow

Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и ДЖ. Локка.


Френсис Бэкон (1561-1626) - родоначальник английского эмпиризма CUII века. Один из зачинателей нового метода познания. Главное сочинением о методологии научного познания - «Новый Органон» (1620), являвшийся второй частью труда «Великого Восстановления Наука».

Ф. Бэкон выделяет следующую характеристику знания: знание есть сила, тот кто владеет знанием, обладает могуществом. Знание задает руководство к действию. Философ стремился подчеркнуть взаимозависимость истины и пользы, их взаимодействие. Практическая эффективность знаний утверждала их истинность, истинность же трактовалась как условие практического применения. Анализируя данные положения, Бэкон приходит к выводу: существуют два вида опытов: «плодоносные» и «светоносные». Первые приносят непосредственную пользу, вторые же приносят истинное знание. При этом Бэкон склоняется к эффективности второго вида опыта.

Учение Бэкона о методе познания , начинается с критики предшествующего знания посредством сомнения. Схоластика, по мысли Бэкона, приводит к заблуждениям, преодолеть которые можно при условии исследования самой человеческой природы.

Преградой на пути истинного познания стали «идолы», некие образы отчуждения, искажающие знание, призраки. В «Новом Органоне» Бэкон говорит о четырех идолах, мешающих процессу истинного познания. Первые два призрака коренятся в человеческой природе. Вторые два идола порождены условиями жизни общества. Первый призрак, или первый вид заблуждений разума : «призраки рода». Они присущи всему человеческому роду. Всем людям свойственно связывать с познанием вещей субъективные элементы собственной природы. К данным признакам относятся так же недостатки человеческой психологии в виде истолкования новых идей в духе прежних.

Второй вид заблуждений - это «призраки пещеры». К ним относятся различные индивидуальные особенности, в которых проявляются «призраки рода». Этот образ заимствован Бэконом из диалогов Платона, где сознание человека ассоциировалось с пещерой, на стенах которой возникают тени происходящих вне ее событий. Человеческий разум подобен стенам пещеры, порождающим искажающие образы. «Призраки пещеры» - заблуждения формируемые воспитанием. Они весьма разнообразны и выражают индивидуальные различия людей, субъективные искажения в познании.




«Призраки рынка» или «рыночной площади» - заблуждения, обусловленные особенностями общественной жизни. Их суть состоит в подверженности человека общераспространенным взглядам и предрассудком. На человека негативным образом воздействуют неправильное использование слов. По Бэкону именно этому и способствовала схоластическая философия, усложняя и запутывая язык книжной мудростью.

Четвертый вид заблуждений : «призраки театра». Речь идет об искажающем воздействии теорий и ложных философских учений. Ложные теории пользуются общественными предрассудками и некритическом доверии людей схоластической философии.

Согласно Бэкону, для достижения истинного познания, необходимо очистить сознание и разум от описанных выше призраков. Решающую роль в этом процессе должен сыграть определенный и усовершенствованный метод познания. Проблему выбора истинного метода Ф. Бэкон излагает, используя при этом, метод аллегорий. Он выделяет три пути познания, анализ которых должен привести к одному, но истинному методу познания. Это - «путь паука», «путь муравья» и «путь пчелы». Наиболее верным путем познания является «путь пчелы». Он представляет процесс движения познания от ощущений к общим аксиомам, от эмпирии (опыта) к теоретическому знанию.

Ход познания от эмпирии (опыта) к теории определяется Бэконом как - индукция. Учение о методе индукции должно стать «Новым Органоном» научного исследования. Истинной может являться только такая теория, которая охватывая все многообразие вещей приводит к общему выводу, к аксиоме. Таким образом, по мысли Бэкона истинным метод познания является метод индукции, который составляет суть опытного, эмпирического метода познания. Фрэнсис Бэкон явился родоначальником гносеологической концепции эмпиризма.



Эмпиризм - концепция познания, постулирующая, что чувственный опыт является основой познания. Научные понятия и законы отражают описание опыта.

Важно отметить, что основы гносеологического эмпиризма формировались в Англии, в которой в рассматриваемый период бурно развивается капиталистическая экономика. Иной метод познания - рационалистический, формируется во Франции.

Крупнейшим представителем рационализма CUII в. был Ренэ Декарт (1596 – 1650).

Наука с точки зрения Декарта должна представлять собой логическую структуру, основанную на приемах математики. Основополагающий принцип наук по Декарту следующий: физика следует за логикой и математикой, далее идет этика. Продолжая путь Бэкона, Декарт подвергает критике схоластическую философию. Но Декарт, в отличии от Бэкона использует дедукцию. Дедукция - основанный на математическом знании способ движения от простого и очевидного к сложному.

Отправным пунктом дедукции являются не эмпирические факты, а деятельность самого разума. Декарт возражает против ведущей роли чувственного познания. Сущность вещей постигается не с помощью ощущений, а с помощью разума.

Формирование нового метода познания на основе разума, Декарт начинает с «сомнения». Декарт полагает, что сомневаться можно во всем, кроме самого сомневающегося разума. Таким образом, нельзя сомневаться в самом факте сомнения. Но то, что способно сомневаться, значит способно и мыслить. Существует нечто мыслящее, - субъект, «Я». «Я мыслю, значит существую, следовательно есть мыслящая вещь или субстанция, душа, дух». - cogito ergo sum.

Cogito Декарта утверждало протест против схоластического подавления самостоятельности разума человека. Сущностью процесса мышления становился сам субъект - человек. Формула Декарта: cogito ergo sum, отрицала роль врожденных идей в процессе познания. Учение о врожденных идея обосновывало необходимость чувственного опыта для познания. По мысли Декарта, истинное знание невозможно получить из чувственного опыта. Материалом для получения истинного знания должна стать интеллектуальная интуиция. Она обеспечивает осознание истинности знания. Именно Декарт сумел осмыслить значение логики как условия достоверности и точности знания. Он констатировал ведущую роль логической дедукции, на основе которой должен выстраивается метод знания. Таким метод знания, является рационалистический метод.

Рационализм - гносеологическое направление утверждающее разум в качестве основы познания. Декарт является родоначальником рационализма как системы гносеологического воззрения на мир.

Синтез Декартовского рационалистического учения о методе и эмпиризма Бэкона представлен в деятельности английского философа Томаса Гоббса (1588- 1679). Т. Гоббс сформулировал проблему единства эмпирического и рационалистического методов познания.

Вслед за Бэконом, Гоббс утверждает, что знание есть сила. Теоретическое знание должно рассматривать причины возникновения вещей, а результаты теории должны применяться на практике. Единое знание сопрягающее в себе теорию и практику, это - философия. Философия подразделяется на изучение природы и описание государства. Философия природы, в свою очередь, подразделяется на исследование физического мира и свойств движения и другие частные науки - геометрия, физика, химия. Философия государства подразделяется на этику и политику.

Характеризуя источник познания, Гоббс, в первую очередь указывает на главенствующую роль чувственного познания. Рациональному познанию Гоббс отводит роль инструмента чувственного познания. Таким образом, ведущую роль в познании Гоббс отводит сенсуалистическому методу.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственное познание выступает главной формой достоверного знания.

В противовес рационалистическому методу сенсуализм выстраивает содержание познания на основе органов чувств.

Процесс познания начинается с чувств, которые Гоббс именует «идеями». Далее, познающий человек обозначает «идеи» знаками. Человек, по Гоббсу, - существо, использующее (оперирующее) знаками. Язык способствовал появлению общества, то есть социальному состоянию человека. Использование знаков приводит к необходимости применения метода индукции. Это - движение от знания действий к познанию причин окружающего. Здесь Т. Гоббс выступает как явный последователь Ф. Бэкона. Достигнутое знание причин способствует применению метода дедукции. По Т. Гоббсу дедукция тождественна синтезу.

Джон Локк (1632-1704) полагал, что только чувственные данные обладают истинностью. Знание должно быть выведено из чувственного восприятия. Отвергая концепцию врожденных идей, Локк утверждает, что знание мы черпаем из опыта и ощущений. Голова новорожденного человека подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры, представляющие собой знание. Локк формулирует свой основной тезис: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Ощущения - результат действия внешних вещей на наши органы чувств. В результате наблюдения в душе возникает внутренний опыт, который может функционировать независимо от разума. Внутренний опыт (рефлексия) - наблюдение ума за своей деятельностью. Отрицая врожденные идеи как внеопытное знание, Локк признавал в уме наличие задатков той или иной деятельности. Локк выделяет три вида знания: а) исходное (чувственное), - знание об единичных вещах; б) демонстративное - знание использующее умозаключения; в) интуитивное знание - высший вид знания, непосредственная оценка разумом отношение идей друг к другу.

Достоверным видом познания, согласно Дж. Локку, является интуиция. Интуитивное познание - ясное и отчетливое восприятие соответствия двух идей посредством их сравнивания.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: