От космоцентризма и теоцентризма - к антропоцентризму. Антропоцентризм как мировоззрение

Возрождение было не просто периодом восстановления духовного наследия античности, но и эпохой возвеличивания человеческой личности. Древность понималась как пространство для свободной деятельности человека. Человек начинал осознавать себя как творца своего жизненного предназначения.

Философия, наука, художественное творчество вовлекаются в сферу антропоцентрического мировоззрения, которое уже в творчестве Петрарки противопоставляет себя эпохе средневековья. С Петрарки начинается время самосозидания личности с помощью ее творчества. В произведениях Петрарки представлена личность, способная к самоопределению.

Антропоцентризм - основополагающий принцип философии Возрождения, согласно которому ч е л о в е к трактуется как конечная ц е л ь и ц е н т р м и р о з д а н и я.

Концепции человека («человек - величайшее чудо в природе», «человек есть средоточие всего сущего и всех творений») имели место в античности и нередко у средневековых философов. В период средневекового теоцентризма они основывались на идее богоподобия человека. Но в данном случае, важно подчеркнуть, что восхваление человека в рамках теоцентризма никак не могло стать фундаментом для антропоцентрического мировоззрения. Основополагающей идеей теоцентризма была идея Бога как вечной и бесконечной причины окружающего мира.

В учении Кузанского о боге, средневековые концепции о человеке преобразовывались в антропоцентризм. Согласно Н. Кузанскому, бог определяется как единство, в котором совпадают какие угодно различия. Весь мир в целом существует как божественное творение. Таким образом, Человек трактуется как «средоточие Вселенной», как «скрепы мира» (М. Фичино). Человек представляет собой центральное звено в бесконечном ряду событий, поскольку он является средоточием, в котором сходятся все различия и противоположности. В труде Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека» центральное положение человека в мире становится темой его свободы.

Поворот к проблемам человеческого бытия стал одновременно разрывом с традицией схоластической философии. Он определил содержание гуманистического философствования. При этом разрыв с схоластикой не означал отрицания ни атеистического и ни религиозного подходов в рассмотрении окружающего мира.

Обращенность человека к самому себе, к своему внутреннему миру становится характеристикой ренессансного индивидуализма. Гуманизм создает новую антропологию останавливая свое внимание на внутреннем мире человека, по новому трактуя место человека во Вселенной. В таком углубленном самоанализе неминуемо ставился вопрос о соотношении главных компонентов внутреннего мира человека - земных потребностей, духовной деятельности - с традиционными ценностями средневекового нравственного идеала. Идея красоты, любви к человеку становится основой особой эстетики. Именно в ней осуществлялась перестройка средневекового вертикально-иерархического мироздания в горизонтальный универсум, одушевленный и пронизанный принципом становления человеческой личности.

В произведениях Данте схоластическое богословие преобразуется в «поэтическую теологию». Данте прославляет человека, слагает хвалу человеку с помощью эстетических приемов и средств. В труде «О зодчестве» Альберти утверждает, что творческое воображение должно подчинить себя природе, в противном случае самоволие человека не способно будет обуздать иррациональную стихию жизни. Человек должен познавать природу и использовать ее в благих целях. Такой способностью наделено зодчество. Согласно Леонардо да Винчи, только художник и изобретатель способен зафиксировать сущность действительности. Только художник способен увидеть целостный образ реальности.

Подлинная наука, это наука изобретателя, художника. С ее помощью торжествует достоинство человека - главная сила мироздания, способная раскрыть сущность и движущие причины окружающего мира.

 

 

  1. 2. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человека (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, М. Монтень).

Для ренессансного понимания окружающего нас мира и бытия ключевым становится термин humanitas – человеческой природы. Сущность человека выражаемая данным термином получает разнообразные трактовки. Последователи Петрарки употребляют слово humanitas, которое они заимствуют в римской философии. Именно гуманизм, по их мнению, является той характерной чертой, которая отличает эпоху Возрождения от Средневековья. Под гуманизмом они понимали то, что определяет человеческое достоинство и ведет человека к знанию.

В Средневековой философии идея humanitas неотделима от догмата о боговоплощении, очеловечивании идеи Бога. Суть ренессансной идеи гуманизма - в самодостаточности личного опыта человеческой индивидуальности. С помощью собственных усилий человек способен достичь совершенства, поскольку в его личности заключено божественное достоинство. В рамках такой трактовки человека преодолевается средневековый догмат искупления, согласно которому человеческая природа абсолютно несоизмерима с Богом. Как «божественное дитя» человек обязан руководствоваться истинами Священного писания.

Против средневековой идеи человека выступил Данте Алигьери (1265 – 1321). Средневековой схоластике он противопоставил поэтическое слово. Именно оно способствовало возвышению человека. В своих произведениях Данте закладывает основы гуманистического учения о человеке. Мир поэтических образов Данте содержит критику средневековой иерархии, которая была обоснована в трудах Фомы Аквинского.

Важно отметить, что догматы христианства истолковываются Данте по-новому. Данте иначе рассматривает соотношение природного и божественного начал в человеке. Идея постепенного перехода от божественного первоначала к «нижнему» миру является определяющей в его представлениях о мироустройстве. Божественный свет пронизывает окружающий мир и возвеличивает природу. Данте называет природу «искусством бога». Так, он отказывается от противопоставления природного и божественного мира. Учение о человеке находит отражение в знаменитом произведение Данте, «Божественной комедии». Человек выступает неким средним звеном между природным и божественным началами. Таким образом, человек принадлежит обоим мирам. Двоякая природа человека формирует его двоякое предназначение. По Данте высшее блаженство как цель человеческого существования не требует отказа от земного блаженства. Двум типам блаженства соответствуют два пути познания: Первый - философский путь. Человек руководствуется в жизни «философскими наставлениями», опираясь при этом на интеллект и мораль. Второй - опора на истины Священного писания. Следовательно, земная цель человека достигается с помощью гражданского общества под руководством государя, к духовной цели человека ведет церковь.

Условием нравственности по Данте является свобода человеческой деятельности. При этом человек должен понимать личную ответственность за происходящие в мире события. Человек должен совершить земной подвиг, исполнив при этом свое земное предназначение. Основание человеческого подвига становится благородство, которое по сути превосходит «благородство ангела».

Таким образом, Данте пытается обосновать необходимость возвышения природного начала в человеке до божественного. В основе человеческого благородства лежит требование героической деятельности. Олицетворением такого представления явился образ Улисса (Одиссея) в «Божественной комедии». Улисс - первооткрыватель, который стремиться к знанию, преодолевая запреты богов. Данте можно считать родоначальником гуманистической антропологии.

Петрарка (1304 – 1374) так же утверждает свой протест против средневековой схоластики. Он видит назначение человека в том измерении жизни, в каком он должен прославлять себя своими делами. Петрарка видит назначение человека в творческом выражении его сущности, обретающей свою силу в поэтическом слове. В поэзии человек обнаруживает свое сродство с богом, не прибегая при этом к церковным догматам и канонам.

В своих произведениях («Моя тайна», «Об уединенной жизни», «О своем и чужом невежестве») Петрарка обращается к истокам культуры античности и средневековья. Он анализирует культуру вне традиционных схоластических догматов, тем самым закладывая фундамент нового мировоззрения.

Особо отметим: время формирования гуманизма - середина CIUв. Именно в этот период схоластика переходит в стадию своего окончательного оформления. В этот период возрастает авторитет доктрины Фомы Аквинского (1323). Петрарка комментирует схоластическое знание специфическим образом. Провозглашая свое «невежество», Петрарка тем самым опровергает схоластическую ученость своих оппонентов, противопоставляя ей новое знание. Он призывает к возрождению античной философии, которая по его мнения должна стать основанием гуманистической культуры.

Поэзия Петрарки, нацеленная против схоластических трактатов способствовала формированию философии Возрождения. Поэзия способствовала становлению нового философского языка, играю в нем важную мировоззренческую роль. Философский трактат анализируемый поэтом, филологом перестает быть источником догматических положений. Задача философа теперь заключается в создании, формировании новых трудов и трактатов.

Центральные идеи гуманистической антропологии рассматривались в трудах М. Монтеня (1533 – 1592). Главный труд философа - «Опыты». По своему жанру книга Монтеня противостоит схоластической философии. Это - свободные размышления о мире, о жизни и о человеке. Предмет «Опытов» - человек. Монтень утверждает гуманистический индивидуализм, интерес к внутреннему миру человека. Автор описывает и анализирует многогранную жизнь человеческой личности во всех ее проявлениях.

Монтень выступает против «общепринятых» догм, не имеющих отношение к жизни человека и чуждых проблемам человеческой нравственности. Схоластическая философия представляется им как пустая, бессмысленная и бессодержательная. Она такова, поскольку подчинена авторитету и традиции. Подлинной философией является античная философия. Именно она способствует свободе мнений, формированию различных школ и направлений.

Главный недостаток схоластики - власть авторитета, интеллектуальная тирания. Отрицая авторитет Аристотеля, Монтень утверждает, что необходимо ввести исторический подход в оценке мыслителей прошлого. Подлинная философия, по мнению Монтеня должна содержать свободный взгляд человека на мир. Формирование такой философии требовало освобождения мысли от схоластики и от религии. М. Монтень выстраивает свои рассуждения в русле скептицизма. Мир необходимо рассматривать через призму свободного разума, не доверяя при этом общепринятым догмам.

Монтень выступает против учения о человек, которое имело место схоластической философии. Согласно теологическому учению, человек - венец творения, ради которого бог создал мир. Но обладая греховной природой человек нуждается в божественном искуплении. Монтень отвергает представление согласно которому человек является центром мироздания. Он так же отрицает значение гуманистического мифа о «божественности» человека.

Человек, по Монтеню является порождением матери-природы. С одной стороны Монтень говорит о подчинении человека естественным закономерностям природы, с другой, отказывается видеть в нем творение божественного промысла. Назначение человека - не в подобии божественному состоянию, а в осознании себя частью природы. Свобода человека заключается в признании природного закона, согласно которому необходимо жить и действовать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: