Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Бруно)

Натурфилософия - одно из базовых понятий эпохи Возрождения. Уже раннегреческая мысль стремилась исследовать сущность природы. Аристотель впоследствии полагал, что природа это то, что имеет начало движения в самом себе. При этом бесконечный космос в древнегреческой мысли был вопросом по сути бессмысленным. В средневековой философии окружающий мир был зависим от воли творца, и был конечным в своем существовании.

Николай Кузанский (1401 - 1464) - родоначальник ренессансной натурфилософии. Он не отрицал то мировосприятие, которое было присуще средневековой философии. Мыслитель представлял окружающий мир как сотворенное божественное бытие и при этом бесконечное. Кузанский соглашался с тем, что идеи природы в средневековой философии является идеей фундаментальной. Главный его тезис, что бог, это бесконечное бытие и бесконечное единство. На основе идеи единства Кузанский считает необходимым развить концепцию бесконечности.

Согласно этой концепции бесконечное следует понимать как абсолютное совершенство, в которой нет каких либо ступеней и иерархий. Кузанский использует понятие максимума, разработанное им с помощью математического метода. Максимум не имеет никаких количественных градаций. Максимум - абсолютное единство, абсолютная полнота окружающего нас мира. Максимум - абсолютная основа познавательной деятельности.

Чувственное познание не является истинным, достоверным познанием. Поэтому чувственное познание никогда не может достичь совершенства, достичь бесконечности, которое в своей определенности и полноте и есть бесконечный максимум. Таким образом, понятие бесконечного становится ключевым понятием в учении о боге, мире и человеке.

Нам важно отметить, что в средневековой мысли понятие бесконечности имело вторичный характер. Человек в силу своей ограниченности мог постигать только конечный мир природных предметов. В своей концепции позитивной бесконечности Николай Кузанский приходит к осознанию необходимости новых условий познания.

Новое познание окружающего мира и Бога должно начинаться с бесконечности как максимума, чтобы затем достигать достоверного знания о конечных предмета природы.

Идея окружающего мира как бесконечности представляет собой новую концепцию природы, которая порождала революционные последствия для развития математики, философии и теологии. Человек не способен получит истинное знание о конечном как таковом без учета бесконечного. С конечного следует начинать познание истины в изменчивом мире, с бесконечного же надлежит постигать истину всего конечного.

Знание которое достигается через постижение конечного, - не является подлинным знанием. Это лишь «ученое незнание». Вне позитивного понимания бесконечного мы не можем достичь истинного знания окружающего нас мира. Истинное знание возможно только в сфере понимания бесконечного бытия бога. Только на таком основании мы способны обрести знание о реальном мире, о природе как таковой.

Таким образом, Николай Кузанский, отвергая терминологию Священного писания, ставит проблему бога не как теологическую, а как собственно философскую проблему. Речь идет о соотношении конечного мира, мира конченых вещей с их бесконечной сущностью. Концепцию Кузанского об отношении бога и мира необходимо определять как п а н т е и з м. Пантеизм - философское учение, согласно которому бог и мир являются отождествленными.

Главным положением натурфилософии Джордано Бруно (1548-1600) явилось учение о бесконечности Вселенной. «Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве. Вселенная - одна, миры же бесчисленны». Она представляет собой сущность окружающего нас бытия. Вне Вселенной нет ничего, она вечна, не сотворена богом, неподвижна. Такое ее свойство необходимо понимать как невозможность перемещения в другое место, ибо такого места не существует. Внутри же самой Вселенной происходит вечное движение и развитие.

Разрабатывая свою теорию бесконечной Вселенной, Бруно опровергал положения античной философии так и положения средневекового богословия. Бруно отрицает схоластическое представление замкнутом мире, вне которого ничего не существует - ни пространства, ни времени, но только один Бог-перводвигатель.

Бруно так же отвергает не только представление о замкнутом пространстве, но и понятие бога. Важно отметить, что Дж. Бруно не просто утверждает бесконечность Вселенной. Он отрицает деление мира на «здешний» - материальный и нематериальный – божественный. Бесконечность, по мысли Бруно, - бесконечность материальной Вселенной.

В этой связи Бруно ставит вопрос о соотношении божественного и природного начал. Согласно Бруно, «бесконечное телесное бытие» по сути является «в достойнейшем смысле благим». Бесконечность бога представляет собой «свернутую», нереализованную бесконечность. Бесконечность бога - атрибут бесконечной Вселенной. Пространство Вселенной является общим и единым как материального тела так и для бога. Само разделение на «здешнее» и «потустороннее» пространство - несостоятельно. Бесконечное пространство и бесконечная материя в большей мере отвечают сущности божественного творения.

Таким образом, Вселенная объявляется Бруно равной богу. Это положение противоположно средневековой теологии. Не только природа приравнивалась богу, но что более важно - бог приравнивался к природе. Особенно важно отметить то, что на место свободной божественной воли заступала необходимость природного закона. Следовательно, Вселенная у Бруно исключает бога сотворившего ее.

В учении Бруно природа и бог совпадают. Они представляю единое начало вещей. Тождественные между собой бог и природа представляют собой закон материального мира. «Природа есть или ничто, или божественное могущество, воздействующее изнутри на материю, и запечетленный во всем вечный порядок». Таким образом, бог есть не что иное как синоним природы. Он - присущий миру внутренний закон развития. Согласно пантеизму Бруно - не только природа – «бог в вещах», но и бог не существует вне «вещей», вне телесного, материального мира. Материя, по мысли Бруно, является совершенной, - «она, как это ясно при правильном созерцании, является божественным бытием в вещах». Пантеизм Бруно имеет натуралистический характер, открывает перспективы развития естественно-научного знания.

 

 

Подведем итоги

1. В эпоху Возрождения поэзия, риторика, художественное творчество выполняли функцию средств формирования нового мироотношения. Архитектор и живописец понимали свои творения как проект новой науки, отличной от средневековой схоластики.

2. С помощью инженерно-художественного творчества, в котором важным компонентом являлась математика, осуществлялось утверждение антропоцентрического мировоззрение, в котором человек подобно богу способен представить высшую гармонию мироздания и математически ее продемонстрировать.

3. В эпоху Возрождения формируется антропоцентрический уровень сознания, в котором человек воссоздает свое бытие как художественное творение. Он утверждает значение собственной личности в противовес религиозной нравственности.

4. Натурфилософия Возрождения выступает против догматического мышления, ограничивающего научные и философские исследования системой заданных постулатов. Натурфилософия в лице Кузанского, Монтеня, Бруно выдвигает требование свободы мысли.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково содержание гуманистической мысли в отношении к схоластической философии?

2. Какова специфика ренессансного индивидуализма?

3. Почему именно творчество Данте Алигьери стоит у истоков философии Возрождения?

4. Каковы смысл и значение учения Данте о предназначении человека?

5. Какое значение имеет творчество Петрарки в формировании ренессансной идеи humanitas (природы человека)?

6. Как поэзия способствовала возникновению новых форм познания в противовес средневековой схоластики?

7. В произведении «Речь о достоинстве человека», Пико дела Мирандола свидетельствует о начале нового, ренессансного мировосприятия. Каковы основные антропологические идеи Пико?

8. Мишель Монтень закладывает основы натуралистической философии человека. Каково содержание критики Монтенем теологии и антропоцентризма?

9. Теоцентризм Николая Кузанского представляет собой совершенно новое явление, чуждое традиции средневековой схоластики. Какова центральная идея философской проблематики Кузанского?

10. Дайте определение понятия «пантеизм».

11. Каковы особенности пантеистического учения Дж. Бруно?

 

Литература

Основная

1. Антология мировой философии. М.,1969-1970, т.I (ч. 1,2), т.2.

2. Бруно Д. Диалоги. М., 1949.

3. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1992.

4. Данте Алигьери. Малые произведения. М.,1968.

5. Монтень М. Опыты. М.,1991.

6. Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М.,1974.

7. Петрарка Ф. Автобиография. Исповедь. Советы. М.,1915.

8. Баткин Л.М. Данте и его время. М.,1965.

9. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.,1978.

10. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм. Проблемы и люди. М.,1995.

11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978.

12. Кассирер Э. Индивид и Космос в философии Возрождения/ Кассирер Э. Индивид и космос. Спб.,2000.

 

Дополнительная

1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М.,2002.

2. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004.

3. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия Возрождения. М.,1977.

4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980.

5. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. М.,1978.

6. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. Спб.,2007.

7. Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. Л.,1976.

8. Человек в культуре Возрождения. М.,2001.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: