double arrow

Проблема субстанции в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р. Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г.В. Лейбница.


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие субстанции - основополагающее понятие метафизики. Понятие субстанции выражает материальную основу окружающего, постигаемую умом чувственно-материальную действительность. Таким образом, с помощью понятия субстанции обобщались важнейшие явления действительности.

Именно в философии Нового времени, - в рационалистической метафизике CUII века понятие субстанции как универсального основания всего существующего выдвигается на первый план. Ведущая роль в этом вопросе принадлежит Декарту.

Главный признак материальной или телесной субстанции - протяженность. Делимость материального мира, способность к движению, изменению, выступают в качестве универсального объяснения всех процессов действительности.

Иначе понимал Декарт духовную жизнь. Сущность ее - в познавательной, мыслительной деятельности с помощью интуиции и дедукции. Декарт приходит к необходимому утверждению существования духовной субстанции. Она обладает единственным свойством - мышлением.

Механистические воззрения Декарта приводят его к убеждению об отсутствии духовных свойств у движущейся материи. Напротив, анализ мыслящего, познающего субъекта, констатация мыслящей субстанции заставили Декарта убедиться в неделимости (нематериальности) духовной субстанции.

Таким образом по вопросу о проблеме субстанции, Декарт - дуалист. Специфика картезианского дуализма заключается в доказательстве существования двух субстанций: 1) материальной; 2) духовной. Причем данные две субстанции исключают друг друга.

Согласно Декарту взаимоисключение двух субстанций способен объяснить феномен самого человека. Главный вывод учения Декарта о познании - человек, существо мыслящее (cogito ergo sum). Наши мысли всегда даны нам непосредственно. Наши чувства даны нам с большей или меньшей вероятностью. Декарт делает вывод: мысли человека независимы от его тела и чувств. Вот здесь и возникает проблема познания объективного мира. Связующим звеном между мышлением человека и объективным миром является понятие бога. Именно в нем сопрягаются две взаимоисключающие субстанции.

Мыслительные способности человека как духовная субстанция находится в положении превосходства над материальной субстанцией. Достоверность и непротиворечивость данного положения становится очевидной на уровне бытия бога. Трудно представляемый в повседневной жизни духовная составляющая мышления человека становится весьма очевидной на уровне божественного абсолюта.




Последователь рационализма Декарта, голландский философ Б. Спиноза (1632 - 1677) проанализировав дуализм субстанций, приходит к выводу: две субстанции Декарта, - это два атрибута единой субстанции. Такой единой субстанцией, с точки зрения Спинозы, является бог.

В отличии от Декарта, Спиноза, отправной точкой своих философских рассуждений считает не cogito, как у Декарта, а некий, бесконечный объект. Он объясняет мир исходя из его действительных свойств, а не из мыслящего субъекта. Свойства «мировой» субстанции описаны Б. Спинозой в его фундаментальном труде «Этика».

Субстанция по Спинозе :

1) реально существует. Бог создал мир и все существующее в нем, в том числе и природу. Поэтому невозможно усомниться в законах необходимости, существующих в природе. Следовательно нельзя усомниться в субстанции как основании всего существующего.

2) является самостоятельной. Субстанция является причиной самой себя. Она - causa sui.

3) бесконечна. Субстанция вездесуща в пространстве и вечна во времени. Субстанция превосходит реальное время. В этом смысле высоко оценил идею Спинозы о постоянстве времени субстанции А. Эйнштейн.



4) едина. Законы субстанции (природы) являются единообразными, т.е. универсальными.

5) неделима. Субстанция является первопричиной всего существующее. Так как субстанция является причиной самой себя, она логически «первее» своих разнообразных состояний.

Таким образом, субстанция есть ничто иное как - бог. Бог как духовный принцип растворяется в материальном мире. Важно то, что Спиноза отвергает теологические представления о боге как о личности. Таким образом, субстанция есть «природа, или бог». Спиноза подчеркивает, что подлинным обладателем божественного могущества является Природа. Он исключает из природы антропоморфные свойства бога. Так, характерными чертами природы являются: единство, вечность, вездесущность, незыблемость.

Реальные, действительные свойства субстанции Спиноза определял как атрибуты. Атрибуты субстанции - свойства субстанции, которые выражают ее действительную сущность. Так, духовная (мыслящая) и протяженная (материальная) субстанции Декарта, являются с точки зрения Спинозы атрибутами единой субстанции. Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов.

Отдельные вещи и процессы Спиноза называет модусами. Модусы субстанции - уникальные, неповторимые свойства предметов. В отличии от атрибутов как универсальных, неотъемлемых свойств предметов, модусы подчеркивают уникальное многообразие природы. Человек, по мысли Спинозы, представляет собой сложный модус.

Таким образом, по Спинозе, весь окружающий мир, - субстанция с ее атрибутами (Natura naturans). Она является производящей причиной. Противоположность субстанции составляет совокупность модусов - «порожденная природа» (natura naturata). Все вместе они выражают единство и многообразие мира. Cубстанция обладает свободой, которую Спиноза называет «свободной необходимостью». Субстанция свободна как причина самой себя и подчинена необходимости как следствие самой себя. Модусы же лишены свободы. Они зависимы от субстанции. Человек в качестве модуса, согласно Спинозе, является «духовным автоматом». Спиноза лишает человека свободы. Решением этой сложной ситуации для человека выступает этика.

В своих воззрениях на проблему субстанции Спиноза является монистом. Он обосновывает монизм субстанции.

Монизм - принцип понимания многообразия явлений мира, исходящей из единой основы. Монизму противоположен дуализм и плюрализм.

Противоречия в системах Декарта и Спинозы попытался разрешить немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646 - 1716).

Лейбниц ставит перед собой задачу исследовать бесконечное многообразие действительности на основе единой субстанции. В определение субстанции должен быть введен принцип качественного многообразия действительности. Таким единым принципом определения субстанции является множественность субстанций. Подобно различиям среди людей, субстанции индивидуальны и неповторимы. Субстанции обладают свойством неделимости. Они не обладают пространственными различиями, а представляют собой «точки». Данные точки - метафизичны. Развивая анализ субстанций, Лейбниц приходит к выводу, что данные «точки» - некие сущности. Они есть нечто иное как - метафизические индивидуальности или - монады. Термин монада происходит от греч. monaz - единица.

Монады не возникают и не гибнут. Монады «бессмертны» и в этом они подобны духовным субстанциям. Главное свойство монад - активность. Каждая монада представляет собой постоянный поток изменений, в которых реальность и сознание отождествляются. Монада выражает духовный принцип деятельности. Деятельность монад направлена на материальный мир.

Монады рассматривались Лейбницем по аналогии с человеком, субъектом. Таким образом, монады обладали не только деятельность, но и сознанием. Лейбниц описал следующие ступени развития монад : ощущения, созерцания, представления, самосознание. Все вещи и явления окружающего мира взаимосвязаны. Но по сути данная взаимосвязь представляет собой взаимосогласованность монад, согласованность их мыслительной деятельности. В связи с этим Лейбниц говорит о наличии в мире «предустановленной гармонии».

Предустановленная гармония выражает принцип отношения предметов, их развития и взаимодействия. Она имеет онтологический и гносеологический смысл. Мир не только познаваем, но и гармоничен.

Итак, согласно учению Лейбница о плюрализме субстанции, мир является бесконечным и неисчерпаемым. Он обладает внутренней активностью, динамизмом. Одновременно такое качество мира представляет собой развитие сознания и познания, которое в свою очередь ведет мир к свободе. Учение о плюрализме субстанций содержит утверждение, что окружающий мир, это организованное и гармонической целое - система. Системностью обладает и сознание (взаимосвязь индивидуальных монад) и познание (взаимосвязь наук). Философская система Лейбница имела большое значение в становлении концепций всей последующей философии.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: