double arrow

Субъективный идеализм И.-Г. Фихте. Система трансцендентального идеализма Ф.Шеллинга.


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Знать и тем самым действовать - фундаментальное положение философии Г.Фихте (1762-1814). В своем учении Фихте продолжает и развивает трансцендентальную философию Канта. Фихте видел свое призвание в том, чтобы раскрыть истинный смысл кантовской философии. В «Первом введении в наукоучение» Фихте утверждает, что он должен «посвятить свою жизнь совершенно независимому от Канта изложению его великого открытия и не откажется от этого решения». (Фихте И.Г. Соч. Т.1. СПб.,1993. С. 445.) Что понимает Фихте под независимым от Канта изложением его учения? В первую очередь, речь идет лишь о новом способе изложения системы Канта. Но исходя из первых изложений наукоучения, в них заложен пересмотр целого ряда положений философии Канта.

Фихте отрицает понятие «вещи в себе», значение которого в философии Канта трудно переоценить. Отрицанием «вещей в себе», которые, согласно Канту, обладают воздействием на нашу чувственность, Фихте отвергает учение о чувственном восприятии, которые согласно Фихте имеют внутренний, а внешний источник.

Важным основоположением философии Фихте является понятие абсолютного Я. Данного понятия нет в учении Канта. Абсолютное Я в философии Фихте - не сознание человека. Абсолютное Я - сверхчеловеческое сознание, к которому должно устремляться индивидуальное сознание. Абсолютное Я образуется, по мысли Фихте, с помощью интеллектуальной интуиции, свободной от чувственности. Кант отвергал возможность интеллектуальной интуиции как способности разума постигать окружающий мир непосредственным образом. Фихте утверждает, что Кант только наметил пути к истине, но не смог доказать ее. Изначальным фактом, благодаря которому философия станет наукой является абсолютное Я, постигаемое посредством интеллектуальной интуиции. Таким образом учение Фихте необходимо определять как субъективный идеализм. При рассмотрении философии Фихте важно учитывать и ее единство с философией Канта и отличие от нее.

Фихте не рассматривает сущность математики, естествознания, метафизики. Он ставит более общий вопрос: как возможны содержание и форма науки, как возможна сама наука? Необходимо выработать, согласно Фихте, науку о науке вообще. Фихте пересматривает критическую философию Канта, пытаясь доказать, что чувственные данные получаются не извне, а являются продуктом деятельности и самоопределения абсолютного Я. Абсолютное Я не зависит от чего-либо внешнего, оно абсолютно свободно. Такое понимание свободы как сущности человека (субъекта) приводит Фихте к другому пониманию познания и науки. Кант утверждал, что познание мира является безграничным. Согласно Фихте, наукоучение должно завершить процесс познания, поскольку в нем принимает участие абсолютный субъект. Наукоучение должно открыть основные положения всех наук.




Понятие абсолютного Я - исходное положение наукоучения. Оно формируется в интеллектуальном созерцании. Абсолютное Я должно стать, по мысли Фихте безусловным и познавать мир только исходя из самого себя. Свобода абсолютного Я - его абсолютная мощь. Исходя из этого Я порождает не-Я как свою противоположность. Отношение Я и не-Я сформировано свободной деятельностью абсолютного Я. Абсолютное Я представляет собой акт воли, действие практического разума,свободу.

Фихте включает нравственность в практический разум, но ей не ограничивается. Практический разум тождественен у Фихте практическому действию, охватывающей все познание. Несомненной заслугой Фихте стало то, что он постигает свободу как основное определение человеческой природы, как важнейшее понятие философии.

В работе «Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах» Шеллинг (1775-1854) ставит задачу исследования и постижения противоположности мышления и бытия, которое онтологически определяет все многообразие явлений в природе и истории. Основным понятием онтологии должно стать отношение свободы и необходимости. Стоики и Спиноза рассматривали необходимость с точки зрения свободы. Человек познав необходимость действует свободно. Таким образом, необходимость рассматривалась как первое условие деятельности, а свобода - второе.



Шеллинг продолжая развитие идей Канта и Фихте утверждал, что в учения предшествующих развитию идеализма (Лейбница и Спинозы) отсутствовало подлинное понятие свободы. Свобода же представляет собой сущность вещей. Речь идет не о свободе воли, не о человеческой свободе. Свобода, согласно Шеллингу, определяется только исходя из самой себя. Органические процессы материи, какое-либо развитие - проявления свободы, которая присуща природным процесса м. Они представляют собой сформированные особым образом организации. Там, где есть та или иная организация, природа действует свободно. Организация - результат существования свободы в природе.

Природа, согласно Шеллингу, - бессознательное состояние мирового духа. Развитие природы: от неорганической к органической, к возникновению жизни, представляет собой превращение бессознательного духа в осознанную деятельность или превращение необходимости в свободу. В живых существах необходимость и свобода еще не противопоставлены друг другу. Существование свободы в природе, говорит о том, что необходимость не противоположна свободе, а включает в себя свободу. Необходимость и свобода заключены в друг друге в виде единства. Шеллинг утверждает идею тождества необходимости и свободы. Оно раздельное и независимое существование свободы и необходимости. Необходимость не должна быть подавлена свободой, а свобода не должна быть побеждена необходимостью.

Если Кант противопоставляет природе свободу, то Шеллинг полагает, что природа не исключает свободу, природа представляет собой переход от необходимости к свободе. В отличии от Канта, Шеллинг наделяет свободой реального человека (субъекта). В отличии от Фихте, Шеллинг рассматривает природу как нечто тождественное человеку. Природа не есть отрицание свободы, она представляет собой ее определение. Свобода человека заключается не в освобождении от всего природного, эмпирического, не в абсолютизации сознания (Я), а в осознании свободы реального (эмпирического) субъекта.

В работе «Система трансцендентального идеализма» Шеллинг констатирует: воля человека может быть свободной поскольку она реальна, эмпирична. От абстрактного (категориального) анализа природы и свободы, Шеллинг переходит к осмыслению социально-исторического процесса. Предметом рассмотрения становится механизм превращения свободы в необходимость. Философ имеет в виду не только социальное содержание свободы, но специфику необходимости, которая отличает социальный процесс от природного процесса. Идея о возникновении необходимости из свободы доказывается с помощью анализа фактов жизни общества.

Человек является свободным, его поступки определены его собственным выбором, который зависим от желаний, стремлений, душевного состояния. По причине того, что свобода каждого человека как члена общества ограничивается свободой других людей, возникает, по Шеллингу, необходимость. Следствием ограничения свободы становится объективная реальность самого общества. Таким образом, необходимость является следствием свободы, которое не исчезает. Взаимоотношение людей Шеллинг определяет как «скрытую необходимость», в ней есть граница свободы каждого индивида, в ней так же есть необходимое условие осуществление свободы. Единство свободы и необходимости в обществе возможно, по Шеллингу, в правовом государстве. В нем свобода индивидов непосредственно связана с гражданскими правами, с равенством перед законом.

Таким образом, свобода которая, исходно, трактовалась как субстанциональное (онтологическое) свойство человека получает конкретно-историческое содержание. Шеллинг делает вывод, что только человек способен е свободе. Человек - конечная цель природы, ее целесообразная сущность.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: