double arrow

Философская система Г.В.Ф. Гегеля. Проблема тождества бытия и мышления.


Понятие философии сложилось у Г.В.Ф. Гегеля под влиянием, с одной стороны, античной философии, а с другой - Канта, Фихте и Шеллинга. Если Кант характеризует человеческий разум как чистый разум, то Гегель обосновывает понятие разума, как не только человеческой сущности, но как сущности всего окружающего, всего существующего. Априорное мышление, согласно Канту, характеризует человеческое мышление. Гегель же утверждает, что разум представляет собой всеобщее качество окружающего мира. Априорное мышление носит характеристику субстанционального. По Канту понятие в философии представляет собой субъективную форму синтеза чувственных данных. Для Гегеля понятие объективно, так же как объективность мышления и объективность разума, оно (понятие) не столько человеческая реальность, сколько действительность всего окружающего - всереальнейшее. Последнее Гегель называет «абсолютной идеей».

Гегель определяет философию как науку о мышлении. Это положение получает обоснование в книге Гегеля «Феноменология Духа».Введение к «Феноменологии духа» раскрывает основные идеи автора. Задача, которую ставит Гегель, аналогична задаче, решавшейся Кантом и Фихте. А именно - превращение философии в науку. Гегель представляет науку как систему, которая понимается не только как единство всех составляющих ее элементов, но как завершенное целое. Завершенность, с точки зрения Гегеля, является критерием научности философии.

Философию Гегель противопоставляет не только математике, но и всем другим наукам. По утверждению Канта, во всякой науке столько научности, сколько в ней математики. Гегель определяет критерий научности наличием в науке философских положений. В предисловии к «Феноменологии духа» Гегель формулирует заключительный вывод всей своей философской работы: бытие тождественно мышлению, а мышление - бытию. Развитое мышление, по Гегелю, характеризуется системой понятий. Исходя из этого, Гегель выводит понятие на уровень субстанции, которую определяет как субстанцию-субъект.Дальнейшим развитием такого учения о понятии станет его обстоятельный анализ в книге «Наука логики».

Гегель называет «Феноменологию духа» «наукой об опыте сознания». В ней поставлена задача исследовать сознание индивидуума, которое развиваясь превращается во всеобщее сознание. Всеобщее сознание трансформируется в исторически развивающееся самосознание, в котором заключено единство человеческого и божественного. Такое единство Гегель называет абсолютным знанием.

Задача, которую ставит Гегель в своей философии - продолжение и развитие трансцендентального идеализма Канта. Если Кант исследовал структуру процесса познания, то Гегель пытается исторически исследовать данный процесс. Он трактует его как развитие от абстрактного к конкретному, непосредственного восприятия окружающего мира к абстрактному знанию. Именно такая особенность познания отрицалась Кантом.




Гегель вслед за Фихте отрицает «вещь в себе». Под субъектом Гегель понимает единство мысли и действительности, мысли и действия. «Феноменологию духа» Гегель начинает с изложения факта: сознанию противостоят предметы действительности, которые по своей сути отличны от него. Такое отношение Гегель называет чувственной достоверностью .Через анализ чувственной достоверности философ приходит к истинному пониманию предметов, которые существуют в определенном отношении к сознанию. Сознание постигшее сущность предмета, познавшее в нем свою собственную природу, трактуется Гегелем как самосознание.Предметом самосознания является сознание. Содержание самосознания противоречиво. Данное противоречие разрешается с помощью того, что индивидуальное самосознание вступает в отношение к другому самосознанию. Так происходит соединение единичного и всеобщего, - возникает всеобщее самосознание. Последнее есть самосознание индивидуума, оно свободно лишь постольку, поскольку признается свобода другого индивидуума. Следующей ступенью развития самосознания является сфера рассудка.Рассудок развивается путем познания самого себя, трансформируясь тем самым в разум.

Под разумом Гегель понимает развивающееся познание, направленное на познание самого разума и одновременно действительности. На первой стадии развивающийся разум определяется как наблюдающий. Наблюдающий разум способен преодолеть свою ограниченность и познает себя как всеобщую цель. Разум, который осознал себя в качестве мира и познавший мир как свою собственную сущность, трактуется Гегелем как дух.Согласно Гегелю, дух - нравственная действительность. Она воплощается в семье, в народе, в его обычаях. Нравственная действительность определяется Гегелем как объективная нравственность. К ней философ относит и государство.



Фундаментальный анализ априорного мышления Канта был представлен Гегелем в «Науке логике». Основополагающее положение науки логики - саморазвитие системы категорий превращает априорное мышление (трансцендентальную философию) в логику.Она понимается не как свод правил человеческого мышления (Аристотель), а как объективный, онтологический процесс, независимый от сознания и воли человека.

Исходным понятием, с которого начинается построение логической системы, становится - бытие. Так как философия - наука о мышлении, то исходным понятием является абсолютное бытие или «чистое» бытие. Получая некоторое определение, «чистое» бытие становится определенным бытием. Данное бытие обладает качеством. Саморазвитие понятие бытия приводит к категории количества. Бытие обладающие и качеством и количеством рассматривается Гегелем как наличное бытие. Единство качества и количества образует меру, которая определяется как завершенное бытие. Мера - качественно определенное количество, изменение количественной определенности вызывает качественное изменение бытия. Таким образом мера порождает безмерный процесс и становится сущностью.Многообразные определения сущности представляют собой отношения противоположностей, которые представляют собой тождество, содержащее в себе различия. Следовательно сущность обладает свойствами явления, явление сущности. Заслугой Канта, по мнению Гегеля, в том, что он трактовка окружающий мир как мир явлений, подчеркивая важную роль человеческого познания. Однако, Кант понимал явления субъективистским образом. По Гегелю, познавая явления мы познаем тем самым и сущность. Анализируя явление, Гегель вводит такие категории как: внешняя форма, непосредственное отношение и наконец, действительность.

Действительность, по Гегелю, обладает рефлексией. Рефлексия - В свою очередь действительность как рефлексия несет в себе возможность. Отношение возможности и случайности. Единство возможности и действительности определяется Гегелем как необходимость. Отношение необходимости трактуется как истина необходимости или, - свобода.Понятие свободы рассматривается Гегелем как введение в заключительную часть науки логики - в учение о понятии. Саморазвитие категории «понятие» носит телеологический (целесообразный) характер и находит свое завершение в абсолютной идее как конечной цели.Абсолютная идея представляет собой абсолютное единство субъективного и объективного или «истиной в себе и для себя». Основные ступени развития идеи следующие: жизнь, познание, практическая идея. Конечной целью практической идеи является благо, так практическая идея соединяется с теоретической идей. Их единство порождает абсолютную идеи.

Таким образом учение Гегеля представляет собой систему объективного абсолютного идеализма. Это означает что его содержанием является тождество мышления и бытия. Действительность содержит в качестве своего основания мышление, разум. Действительность сама по себе разумна. Мышление рассматривает историю разумно. Мышление познает себя с помощью познания истории. История, с этой точки зрения - разумно организованная совокупность событий. Мышление, которое Гегель определяет как «субъект-субстанция», а так же важный элемент саморазвития гегелевской системы – тождество мышления и бытия - составляют основания для создания Гегелем философии истории.

Тождество мышления и бытия содержат, или другими словами, рождают необходимость исторического процесса. Необходимая последовательность ступеней саморазвития духа во всемирной истории представляют собой логику истории. Кант и Фихте пришли к выводу о априорном характере истории, то есть история конструируется человеком как носителем сознания и мышления. Согласно Гегелю, философии истории должна исходит из фактически данного, из эмпирического материала живой истории. Однако сущностная характеристика истории должна быть дана только той части истории, в которой преобладает «разумное» содержание. Так как разум обладает субстанциональными характеристиками ( как основа, сущность мира), то историческая реальность представляет собой саморазвитие абсолютной идеи. История представляет собой осуществление идеи всемирной истории. Содержанием всемирной истории, по Гегелю, является развитие сознания абсолютной идеи о своей свободе. Данное развитие выражается «рядом ступеней определений свободы». Каждая ступень имеет определенный принцип. Таким принципом является особый «дух народа». Он содержит конкретное сознание народа и его специфическую деятельность. «Дух народа» должен разумно обосновывать себя. Таким образом всемирная история есть «проявление духа во времени». Начальная ступень всемирной истории - Восточный мир, где осуществлением разумной свободы является государство, при этом свободен один человек - властитель. Второй ступенью является - Греческий и Римский мир, основу которого составляет развитие индивидуальности, ее самостоятельности. Отношения свободных граждан античной Греции и Рима опосредованы законом. Последняя ступень всемирной истории - Германский мир. В нем абсолютная идея осуществляет свою истину как «бесконечное самоопределение свободы» - «свободны все». Назначение Германского мира - в осуществлении христианства.

 

 

Подведем итоги.

 

 

1.И. Кант создает учение, содержанием которого является рассмотрение реальности через призму закономерностей самого человеческого познания. Учение о бытии есть одновременно и учение о познании, суть которого в познавательной способности (сознании). Кант - родоначальник трансцендентального идеализма.

2.Философия Фихте - продолжение и развитие трансцендентального идеализма Канта. Философия - фундамент всех наук, «учение о науке». Следуя Канту Фихте утверждает: самосознание («Я») - источник и основа окружающего мира, его определений. В отличии от Канта, у Фихте, суть сознания - в практическом отношении к предмету, а не в созерцании его.

3.Шеллинг трактует самосознание («Я») в тесной связи с понятием природы. Последняя не просто материал для практического разума,

4.Г.В.Ф. Гегель создает систему абсолютного объективного идеализма. Ее содержанием является трактовка философии как науки о мышлении. Философия по Канту - наука о знании по образцу математики. Согласно Гегелю, не математика, а независимое от опыта саморазвивающееся, объективное мышление является предметом философии.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие периоды принято различать в философском развитии И. Канта?

2. Согласно Канту разработке теоретической философии предшествует критическое исследование познавательных способностей. Что понимает Кант под «критикой»?

3. Какое познание Кант определяет как априорное, доопытное?

4. Каково содержание априорных форм чувственности?

5. Что является «объектом» в теории познания Канта? Как характеризует Кант вещи окружающего мира?

6. Каково содержание априорных форм рассудка? Что понимает Кант под «категориями»?

7. Провидите сравнительный анализ понятия «категории» у Аристотеля и Канта?

8. Почему, согласно Канту, труд «Критика чистого разума, является подготовительным этапом для обоснования практической философии?

9. Какова формула основного закона практического разума?

10. Как трактует Фихте «критическую философию» Канта?

11. Каковы основные положения философии Шеллинга?

12. Гегель продолжает и развивает трансцендентальный идеализм Канта. Как определяет Гегель значение философии?

13. Как трактует Гегель априоризм Канта?

14. Каков смысл и содержание диалектического метода Гегеля?

15. Почему положение Гегеля о тождестве мышления и бытия являются основанием для исследования истории?

16. Какова последовательность этапов всемирной истории?

 

 

Литература

Источники:

1. Гегель В.Ф.Г. Лекции по философии истории. СПб.,2005.

2. Гегель В.Ф.Г. Энциклопедия философских наук. Т.3. М.,1977.

3. Кант И. Критика практического разума/ Кант И. Сочинения в 4-х т., Т.2.. М. 1997.

4. Кант И. Критика чистого разума. М.,1998.

5. Фихте Г.

6. Шеллинг

Дополнительная:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

2. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М.: 1979.

3. Длугач Т.Б. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту. М., 2011.

4. Длугач Т.Б. От Канта к Фихте. М.,2010.

5. Дюзинг К. Идеалистическая история самосознания в гегелевской концепции феноменологии духа/ «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелевединя. М., 2010. С.220- 236.

6. Ойзерман Т.И. К вопросу об основных идеях «Феноменологии духа»/ «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелевединя. М., 2010. С. С. 152-160.

7. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель.М.,2008.

8. Перов Ю.В. Сергеев К.А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности/ Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2005.

9. Селиванов Ю.Р. Метод феноменологии духа/ «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелевединя. М., 2010. С. 161-171.

10. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.,2005.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7