Специализация как часть специальности

ТЕМА 4

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Специализация как часть специальности

Специализация является частью специальности: это разделение: труда по видам и формам. Под специализацией понимают также приобретение специальных знаний в определенной области. Студент высшего учебного заведения, обучаясь по специальности «социальная педагогика», приобретает квалификацию «социальный педагог». Подготовка будущих специалистов ведется с учетом определенной специализации. Перечень специализаций, состоящий из 30 наименований, зарегистрирован Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования и опубликован в Сборнике учебно-методических материалов (приказы Минобразования России, справочные материалы по учебно-методическим объединениям, специализации по специальностям высшего профессионального образования). — М., 2002. Все зарегистрированные в нашей стране специальности, включая и педагогические, имеют свой код, «Социальной педагогике» присвоен код 031300. По новой классификации специальностей подготовки дипломированных специалистов, введенной Министерством труда 1 февраля 2004 г., «Социальной педагогике» присвоен код 050711. Современная литература предлагает разные варианты классификаций специализаций социального педагога. По одним за основу деления принимается его место работы, по другим — определенная категория людей, находящаяся в сфере его деятельности. Государственный стандарт высшего профессионального образования рекомендует в выделении специализаций социального педагога учитывать такие основания, как категория детей (одаренные, педагогически запущенные и др.); цели деятельности (коррекционная, социальная изоляция, воспитательная работа в семье, организация детских и молодежных объединений и т.д.); виды социальных институтов и др. Например, классификация Ю.Г. Грибановой учитывает профиль деятельности социального педагога (семейный социальны педагог; социальный педагог-руководитель детских организации объединений; социальный педагог-этнолог; социальный педагог-валеолог; социальный педагог-эколог; социальный педагог-аниматор); отдельные категории населения, на работу с которыми сориентирован социальный педагог (работа с сиротами, инвалидами, наркозависимыми и т.д.); обостряющиеся проблемы (детская проституция, беспризорность, детская дезадаптация, родительская жестокость и др.); возрастная группа, с которой работает социальный педагог (дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые и др.); место работы социального педагога (учреждения образования, здравоохранения, исправления и т.д.). В основе классификации М.А. Галагузовой, М.Ф. Черкасовой — административный, возрастной, проблемный и деятельностный критерии

Административный критерий учитывает систему учреждений, в которых работает социальный педагог, и их ведомственную принадлежность. По возрастному критерию выделяются группы, с которыми работает социальный педагог (дошкольники, школьники, молодежь). Проблемный критерий дифференцирует особенности какой-либо категории детей (дети с физическими, физиологическими и психологическими недостатками, «социальные сироты», дети с девиантным или делинквентным поведением и т.д.). Деятельностный критерий характеризует виды деятельности социального педагога (защита, профилактика, адаптация, коррекция, реабилитация и др.). На основе такого подхода в литературе представлены следующие специализации социального педагога: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования; в физкультурно-оздоровительных учреждениях; в детских общественных объединениях; социально-педагогическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, интеллекта и т.д.

В словаре по социальной педагогике (под ред. Л. В. Мардахаева) отмечены следующие специализации, сложившиеся в 1990-х гг. в России: социальный педагог—организатор социально-педагогической работы с детьми и подростками; социальный педагог образовательного учреждения; социальный педагог специального образовательного учреждения; социальный педагог—консультант семьи, подростков; социальный педагог дополнительного образования; социальный педагог социальной сферы; социальный педагог учреждения коррекционного (реабилитационного) учреждения; социальный педагог-воспитатель (педагог-воспитатель); социальный педагог—организатор культурно-досуговой деятельности (менеджер досуговой сферы); социальный педагог—организатор культурно-досуговой (физкультурно-оздоровительной) работы по месту жительства; социальный педагог—организатор физкультурно-оздоровительной работы (менеджер физкультурно-оздоровительной работы); социальный педагог исправительного учреждения. В нем приведены также «подспециализации» специализаций. Например, социальный педагог образовательного учреждения (школы) может быть организатором внешкольной работы (классный воспитатель), досуга; педагогом-психологом; социологом; социальным работником; социальным педагогом-методистом; социальным педагогом дополнительного образования. Некоторые высшие профессиональные образовательные учреждения вводят свои специализации социального педагога, обосновывая их спецификой региона. Рассмотрим наиболее распространенные в социальной педагогике специализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: