Практическое занятие № 10

Тема: Диагностика эмоционально-волевой сферы

Цель: изучить особенности диагностики эмоционально-волевой сферы, выработать практические умения применения данных методов.

Методические рекомендации: обратить внимание на особенности методов предназначенных для изучения эмоционально-волевой сферы, рассмотреть предлагаемые методики, выделить цель методики, познакомиться с содержанием вопросов, изучить способ обработки результатов, подготовить к ним раздаточный материал. Дать оценку каждой методики (область где она может быть использована, ее диагностические возможности, особенности применения).

План:

  1. опросник САН
  2. Исследование тревожности: тест Спилбергера – Ханина
  3. Изучение направленности фрустрационного поведения (Розенцвейг)
  4. Изучение уровня субъективного ощущения одиночества Рассела, Фергюсона
  5. Опросник Мини-Мульт
  6. Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса, Раге.
  7. Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Ильин В.П.)
  8. Исследование волевой саморегуляции.
  9. Шкала совестливости.

Литература:

1. Практическая психология в тестах./Сост. Р.Римская, С. Римский. - М., 1997

2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005

3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1987..

4. Соколова Проективные методы исследования личности. М. 1980

5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики- М, 2003.

 

Практическое занятие № 11

Тема: Психодиагностика межличностных отношений.

Цель: сформировать представления о способах изучения межличностных отношений, а также практические навыки и умения использования методов и методик, предназначенных для этой цели.

Методические рекомендации: обратить внимание на особенности методов изучения межличностных отношений, рассмотреть предлагаемые методики, выделить цель методики, познакомиться с содержанием вопросов, изучить способ обработки результатов, подготовить к ним раздаточный материал, дать оценку каждой методики (область где она может быть использована, ее диагностические возможности, особенности применения).

План:

1. методы изучения межличностных отношений в группе:

- Тест Лири.

- Q-сортировка.

- Социометрия.

- Тип личности в общении.

- Методика изучения социально-психологического климата.

- Методика неоконченных предложений.

- Тест Томаса

2. Диагностика внутрисемейных отношений.

-Методика Рене Жиля

- АСВ.

- ОРО.

- Музыкальные инструменты

- Семейный велосипед

- Рисунок семьи

- Общение в семье

- Распределение ролей в семье

- Измерение установок в семейной паре

Литература:

1. Практическая психология в тестах./Сост. Р.Римская, С. Римский. - М., 1997

2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005

3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1987..

4. Соколова Проективные методы исследования личности. М. 1980

5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики- М, 2003.

6. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия - М, 2005

7.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М. 1996.

8.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. -М.. 1994.

9.Кунигель Т. Семейный велосипед. Методика исследования личности./Школьный психо­лог. - 2004, №28.

 

Практическое занятие № 12

Тема: Психодиагностика сознания и самосознания личности

Цель: сформировать представления, а также практические навыки и умения использования методов и методик диагностики самосознания личности.

Методические рекомендации: обратить внимание на особенности методов предназначенных для изучения сознания и самосознания личности, рассмотреть предлагаемые методики, выделить цель методики, познакомиться с содержанием вопросов, изучить способ обработки результатов, подготовить к ним раздаточный материал. Дать оценку каждой методики (область где она может быть использована, ее диагностические возможности, особенности применения).

План:

1. самосознание как объект психодиагностики.

2. методики диагностики самосознания:

- Методика исследования самооценки (Т.В.Дембо, Рубинштейн С.Л);

-КИСС

-МИСС

-Тест «Кто Я»

-Определение локуса контроля.

-Методика «Личностный дифференциал»

-Методика «Изучение самооценки» Моткова О.И.

-Автопортрет.

Литература:

1. Практическая психология в тестах./Сост. Р.Римская, С. Римский. - М., 1997

2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005

3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1987..

4. Соколова Проективные методы исследования личности. М. 1980

5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики- М, 2003.

 

Практическое занятие № 13

Тема: Клинический подход в психодиагностике

Цель: сформировать представления, а также практические навыки и умения использования методов и методик клинической диагностики.

Методические рекомендации: обратить внимание на особенности методов предназначенных для изучения нарушений психических функций, рассмотреть предлагаемые методики, выделить цель методики, познакомиться с содержанием вопросов, изучить способ обработки результатов, подготовить к ним раздаточный материал. Дать оценку каждой методики (область где она может быть использована, ее диагностические возможности, особенности применения).

План:

1. методы диагностики нарушений психических функций и личностных свойств:

- диагностика нарушений мышления, с помощью методики «Исключения слов»;

- исследование утомляемости и работоспособности с помощью таблицы Крепелина;

- оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения;

- методика исследования отношения к себе (Q – сортитровка).

Литература:

1. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005.

2. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология.М.,1999.

 

Практическое занятие № 14

Тема: Методы психодиагностики школьников

Цель: Определить возрастные особенности психодиагностики, направления психодиагностической работы в школе.

Методические рекомендации: Выделить возрастные аспекты психодиагностики школьников, охарактеризовать набор методов, которые могут быть использованы для изучения познавательной и личностной сферы. Определить типичные проблемы, с которыми сталкиваются школьники в процессе обучения, предложить методики для их изучения.

План:

1. Младший школьный возраст как предмет диагностического изучения. Требования к организации психодиагностического изучения ребенка.

2. Диагностика мотивации учения и адаптации ребенка к школе.

3. Проблемы школьной тревожности и ее диагностика в младшем школьном возрасте.

4. Методы диагностики познавательных процессов школьников.

5. Методы изучения самосознания и личностных особенностей в школьном возрасте.

6. Методы диагностики эмоционально-волевой сферы личности

7. Методы изучения межличностных отношений в младшем и подростковом возрасте.

Литература:

1.Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 2003.

2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М. 1996.

3. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева – СПб.: 2005

4. Психологическая диагностика детей и подростков./Под ред. К.М.Гуревича - М. 1995

5. Психологические тесты. /Сост. Э.Р.Ахметжанов. – М, 1996. - С. 201-220.

6. Рогов А.В. Настольная книга практического психолога в образовании- М, 1993.

7. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. С.207.

8. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики.-т.3.- М, 2003.

 

Практическое занятие № 15

Тема: Психология и психодиагностика взрослых людей

Цель: Определить направления психодиагностики взрослых людей, круг вопросов подлежащих изучению, специфику используемых методов.

Методические рекомендации: Выделить возрастные аспекты психодиагностики зрелого возраста, охарактеризовать набор методов, которые могут быть использованы для изучения познавательной и личностной сферы, определить направления диагностики профессиональной деятельности.

План:

  1. Психология и психодиагностика взрослых людей.
  2. Методы изучение познавательных процессов.
  3. изучение личности взрослого человека.
  4. Методы изучения социально-психологического климата коллектива.

Литература:

1. Практическая психология в тестах./Сост. Р.Римская, С. Римский. - М., 1997.

2. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /В. Д. Балин, В.К. Гайда и др. Под обшей ред. А.А. Крылова., С.А Маничева - СПб.: 2005.

3. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1987.

4. Соколова Проективные методы исследования личности. М. 1980.

5. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики- М, 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: