Нервные клетки могут находиться в трех состояниях: физиологическом покое, возбуждении и торможении.
Физиологический покой — состояние живой ткани, в которой происходят все обменные процессы, но в данный момент она не выполняет своей специфической функции.
Возбуждение — это сложный физиологический процесс, который возникает при действии раздражителей в клетках и тканях организма и приводит к выполнению специфической деятельности. При возбуждении в живой ткани происходит электрические, температурные, химические, физические и структурные изменения.
Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния клеточной мембраны. В состоянии покоя наружная поверхность мембраны клетки любой возбудимой ткани заряжена положительно. В месте действия раздражителя мембрана приходит в возбуждение, в ней возникает биоток — потенциал действия (ПД), или потенциал возбуждения (ПВ). Возбужденный участок мышцы или нерва всегда электроотрицателен по отношению к покоящемуся, который заряжен положительно. Между этими участками также образуется биоток, который в свою очередь вызывает возбуждение рядом лежащего участка. На данном участке также возникает ПД. Таким образом вся ткань приходит в активное состояние и выполняет специфическую работу: мышца — сокращается, железа — выделяет секрет, нервная ткань — воспринимает, интегрирует и проводит биоэлектрические импульсы.
|
|
Торможение также сопровождается биологическими изменениями мембраны, как и возбуждение, но приводит к замедлению, ослаблению или полному прекращению ответной деятельности. Действие на ткань сверхсильного или сверх- частого раздражителя приводит к прекращению ответной реакции. Клетка теряет способность принимать и передавать импульсы возбуждения вследствие развивающегося торможения.
Для нервных центров характерно явление суммации. Суммация — слияние эффектов ряда стимулов, быстро следующих друг за другом (временная сумма- ция) или одновременных (пространственная суммация), возникающих в возбудимых образованиях. Известно, что одиночные допороговые раздражители не вызывают ответной рефлекторной реакции, так как их сила недостаточна, чтобы вызвать распространение возбуждения по элементам рефлекторной дуги. Но если такой слабый раздражитель будет действовать одновременно на несколько рецепторных областей, или многократно действовать на одну рецепторную область, то рефлекторный акт осуществится. Небольшие, местные изменения электрического состояния мембраны нервной клетки под действием отдельных слабых раздражителей усиливают друг друга. В результате на мембране нейрона возникает потенциал действия и по элементам рефлекторной дуги распространяется возбуждение.
|
|
Благодаря работам русских ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского было установлено, что не существует отдельных центров возбуждения и торможения. В зависимости от функционального состояния клетки, силы и частоты действия раздражителя эти процессы могут возникнуть в любой нервной клетке ЦНС или на периферии.
В условиях физиологической нормы работа всех органов и систем согласована, организм реагирует на изменения внешней и внутренней среды как единое целое. Согласование отдельных рефлексов достигается за счет координации в пределах ЦНС возбуждения и торможения. Координация этих нервных процессов подчиняется ряду закономерностей: иррадиации, концентрации, индукции и доминанты.
Иррадиация (лат. irradio — испускаю лучи) — распространение процессов возбуждения или торможения с меньшего количества нервных клеток на большее, из одного участка ЦНС в другие. Основой для иррадиации является определенная морфологическая и функциональная структура различных отделов мозга. Входящие в состав отдельных нервных центров тела нейронов образуют посредством синапсов сложные ансамбли, поэтому возбуждение распространяется по определенным путям и в определенной временной последовательности. В результате иррадиации возбуждения в рефлекторный ответ вовлекаются многие нервные центры, а значит, и многие эффекторы. Так, на умеренное болевое раздражение кожи пальца человек отвечает его сгибанием. Увеличение силы раздражения приводит к отдергиванию всей руки.
Иррадиация возбуждения играет важную роль в деятельности коры больших полушарий головного мозга. Торможение также может распространяться (ирра- диировать) в клетках коры больших полушарий.
Индукция (лат. inductio — наведение, побуждение) — динамическое взаимодействие возбуждения и торможения, выражающееся в возникновении в нервных клетках процесса, противоположного тому, который был вызван раздражителем изначально. Существует отрицательная индукция — первично вызванный процесс возбуждения вызывает (индуцирует) торможение, и положительная индукция — первичное торможение в группе нервных клеток индуцирует возбуждение.
Как положительная, так и отрицательная индукция может иметь две формы: одновременную и последовательную. Так, если группа нервных клеток, находящаяся в состоянии возбуждения, одновременно наводит торможение на окружающие нервные центры, это одновременная отрицательная индукция. Если при развитии торможения в каком либо участке ЦНС параллельно усиливается возбуждение в окружающих участках, то это одновременная положительная индукция. Пример одновременной отрицательной индукции: сильное раздражение слухового центра (резкий звонок) вызывает торможение в других нервных центрах, например, в пищевом, что выражается в прекращении слюноотделения.
При последовательной индукции смена отношений протекает во времени: вызванное действием раздражителя возбуждение в данной группе нервных клеток через некоторое время сменяется торможением (отрицательная последовательная индукция) и наоборот (положительная последовательная индукция).
Явление индукции характерно для всех отделов нервной системы. Оно ограничивает иррадиацию нервных процессов и способствует их концентрации.
Концентрация — сосредоточение процессов возбуждения или торможения в определенном участке ЦНС. В определенном смысле этот процесс противоположен иррадиации. Именно благодаря процессу концентрации возможны точные, локальные рефлекторные ответы на действие раздражителей.
|
|
Степень выраженности и длительность иррадиации и индукции зависят от силы раздражителя, возрастных особенностей ЦНС и других факторов, влияющих на силу возбуждения или торможения. Слабые очаги возбуждения и торможения не вызывают значительной индукции, что способствует иррадиации. С усилением возбуждения или торможения усиливается индукция, что способствует ослаблению иррадиации и развитию концентрации. При очень сильном возбуждении или торможении вновь возникает иррадиация, проявляясь особенно отчетливо.
Доминанта (лат. dominantio — господство, владычество) — временно господствующий нервный центр, подчиняющий себе деятельность всего рефлекторного аппарата и определяющий целесообразное поведение животного и человека. Учение о доминанте было создано А. А. Ухтомским в 1923 г.
Под доминантной А. А. Ухтомский понимал формирование в мозге функционального объединения нервных центров, обеспечивающего поведение, которое необходимо для удовлетворения жизненно важной в данное время потребности.
Для доминирующего очага возбуждения характерен ряд особенностей: повышенная возбудимость, стойкость, отрицательная индукция, способность к суммированию возбуждения и инерция, т. е. способность продолжать реакцию, когда первоначальный стимул уже миновал.
Все эти свойства доминанты можно продемонстрировать на следующем примере. Если человек долгое время не ел, он испытывает сильное чувство голода, т. е. формируется пищевая доминанта. В этом состоянии даже слабый запах пищи, или упоминание о ней, вызывает сильное слюноотделение. Поведение человека будет направлено на поиск пищи, а реакции на другие раздражители будут выражены слабо или вообще заторможены. Более того, во время еды действие других раздражителей не ослабит, а усилит проявления пищевого поведения: если окликнуть человека, он не оглянется, а начнет быстрее поглощать пищу. Инерция пищевой доминанты проявится в том, что поток нервных импульсов, сигнализирующих о наполнении желудка, какое-то время не будет способен вызвать торможение пищевого центра, что приведет к перееданию.
|
|
Человек отличается от животных тем, что наряду с биологическими доминантами у него при соответствующем воспитании формируются мощные доминанты, связанные с удовлетворением социальных потребностей. Данные доминанты могут подчинять себе поведение человека на протяжении месяцев, лет, а иногда и всей жизни. Например, студент, готовясь к важному для него экзамену, может долгое время не реагировать на целый ряд как внешних, так и внутренних раздражителей.
От умения родителей и педагогов использовать уже имеющиеся у ребенка доминанты и создавать на их основе новые во многом зависит эффективность обучения и воспитания.