Динамический стереотип

Внешний мир воздействует на организм не единичными раздражителями, а сис­темой одновременных и последовательных сигналов. Если эта система часто по­вторяется, то в деятельности головного мозга образуется системность, или дина­мический стереотип.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь ус­ловнорефлекторных актов. Они осуществляются в строго определенном, закреп­ленном во времени порядке и являются следствием сложной системной реакции организма на систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (непод- крепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

Выработка стереотипа — пример сложной синтезирующей деятельности ко­ры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими (ребенок долго осваива­ет процесс одевания, но со временем это становится простой задачей). Динами­ческий стереотип — основа образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Изменение условий существования организма влечет за собой ломку динамического стереотипа, которая возможна только у индивидуума со способ­ностью к угасательному торможению. Временные связи между элементами сте­реотипа достаточно прочны. Изменение стереотипа (замена одного из сигналов другим или включение какого-либо компонента) требует тренировки. Трудно «пе­реучить» ребенка, если он, например, научился неправильно держать ручку при письме. Сложно отказаться от вредных привычек, в том числе и курения, так как сама мысль о сигарете — первый пусковой сигнал — приводит к реализации цело­го комплекса последующих действий, цепь которых не всегда удается разорвать.

Стереотипы — это основа человеческого поведения. Вынужденная ломка сте­реотипов приводит к снижению готовности мозга к последующей деятельности, что в свою очередь может стать причиной многих негативных явлений как со­матического, так и психического характера. «Переучивание», смена обстановки в ряде случаев становится причиной неврозов. Вот почему последовательность, преемственность приемов воспитания и обучения, непротиворечивость требова­ний, предъявляемых ребенку с первых лет жизни, являются необходимым усло­вием здорового и гармоничного развития его личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: