ВНД во втором детстве

Второе детство — период спокойного поступательного развития ВНД. В 7-11 лет нервные процессы обладают значительной силой и уравновешенностью, они до­статочно подвижны. Усиливается индукционное взаимодействие между возбуж­дением и торможением. Все виды условного торможения выражены хорошо, но по-прежнему требуют упражнения и тренировки, поскольку они достаточно под­вержены безусловному торможению, как индукционному, так и запредельному. Благодаря развитому условному торможению дети готовы к обучению в школе. У них легко формируются новые дифференцировки, они достаточно выдержан­ны, их легко дисциплинировать. Но при утомлении или действии сильных посто­ронних раздражителей все эти способности резко снижаются.

Начало второго детства совпадает с началом обучения. Так как режим дня школьника и требования к нему резко отличаются от режима и требований к до­школьнику, происходит ломка динамических стереотипов, выработанных в пер­вом детстве. Этот процесс требует больших затрат энергии, он достаточно про­должителен и вызывает у ребенка чувство дискомфорта. Если взрослые не учиты­вают этих особенностей, требуют от ребенка быстрой перестройки, адаптацион­ные возможности ВНД ребенка могут оказаться превышены. Результатом может быть стойкое неприязненное отношение к обучению и развитие невротических заболеваний. По мере адаптации к школе у ребенка все быстрее вырабатываются новые динамические стереотипы.

Процесс обучения письму и чтению расширяет возможности использования слова как интегрирующего раздражителя. Это способствует совершенствованию абстрактно-логического мышления, которое постепенно начинает преобладать над конкретно-образным. Тем не менее вторая сигнальная система по-прежнему базируется на первой, поэтому при обучении нужно использовать наглядные по­собия, расширять применение наблюдений и экспериментов при изучении пред­метов естественнонаучного цикла.

ВНД подростков

В связи с половым созреванием у подростков происходит гормональный сдвиг, влияющий на функциональное состояние коры больших полушарий. Уравнове­шенность возбуждения и торможения во втором детстве сменяется в этом воз­расте резким преобладанием возбуждения, его широкой иррадиацией, что прояв­ляется в двигательной расторможенности, а иногда в нарушении адекватных ре­акций на условные раздражители и развитии фазовых состояний в коре больших полушарий головного мозга.

Сила нервных процессов резко снижается, что приводит к быстрому разви­тию запредельного торможения под действием сильных раздражителей, к быст­рой утомляемости подростков.

Ослабляется тормозящее влияние коры больших полушарий на подкорковые образования, что может привести к нарушению вегетативных функций: одышке, болях в области сердца и др. Ослабление коркового контроля ведет к неконтроли­руемым эмоциям.

Ослабление всех видов условного торможения отрицательно сказывается на поведении подростков и их способности к обучению. Вследствие ухудшения диф- ференцировки подростки допускают грамматические ошибки, с трудом усваивают новые понятия. Ухудшение запаздывания приводит к тому, что подростки крайне нетерпеливы, не выдержанны. Снижение условного тормоза делает подростков мало восприимчивыми к запрещающим раздражителям, что приводит к негати­визму в их поведении, ослаблению дисциплины и самодисциплины.

Динамические стереотипы вырабатываются медленнее, чем в предыдущем возрастном периоде, но из-за ослабления угасательного торможения отличают­ся большой прочностью. Навыки, умения, привычки, возникшие у подростков, сложно переделать. Поэтому важно способствовать формированию у подростков таких стереотипов, которые будут способствовать сохранению здоровья, лучшей социальной адаптации и предупреждать развитие негативных стереотипов, в част­ности, вредных привычек (курение, употребление алкоголя и т. п.).

Деятельность второй сигнальной системы действительности у подростков ослабляется, условные рефлексы на словесные раздражители вырабатываются мед­ленно, речь отличается лаконичностью, замедленностью, некоторые подростки не могут найти нужные слова, используют слова-паразиты.

Взрослым необходимо учитывать особенности ВНД подростка при его вос­питании, планировании объема и структуры учебной нагрузки. Из-за повышен­ной утомляемости подростки нуждаются в полноценном отдыхе и питании.

К окончанию подросткового периода негативные тенденции в развитии ВНД сменяются позитивными, и ее показатели выходят на уровень взрослого человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: